Рекламные агентства под угрозой: Как новый рекламный сбор Роскомнадзора может изменить правила игры?

Рекламные агентства под угрозой: Как новый рекламный сбор Роскомнадзора может изменить правила игры?

С 1 апреля 2025 года вступает в силу статья 18.2 закона о рекламе №38-ФЗ, вводящая новый рекламный сбор в размере 3% при размещении интернет-рекламы. Однако отсутствие конкретных нормативно-правовых актов от Роскомнадзора и Минцифры оставляет множество вопросов, главный из которых - не приведёт ли новая система к несправедливому налогообложению рекламных агентств и повторных сборов с одной и той же части суммы за размещение интернет-рекламы?

Привет, меня зовут Дмитрий Хатин. В моем Телеграм-канале вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу про рекламный сбор 3%, маркировку рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора

В этой статье рассмотрим, что известно на данный момент насчет позиции Минцифры и Роскомнадзора в частности по теме кому, сколько и как придётся платить, а также как изменится отчётность в ОРД (оператор рекламных данных) и ЕРИР (единый реестр интернет рекламы)

Кто будет платить рекламный сбор?

Рекламный сбор должны будут оплачивать каждый участник рекламной цепочки, который получает доход при организации размещения интернет-рекламы, а именно:

1. Рекламораспространители в лице владельцев либо управляющих интернет-площадок (блогеры, админы и прочие)

2. Посредники, в лице рекламных агентств, интернет-сервисов и рекламных платформ, которые напрямую участвуют в организации размещения рекламы

3. Рекламодатели как налоговые агенты при работе с иностранными подрядчиками без представительства либо регистрации в Россиии

Когда нужно будет платить?

За первый квартал 2025 платить не требуется. Налогооблагаемая база будет начинать формироваться за апрель, май, июнь 2025 года (второй квартал).

Финальное формирование суммы отчислений за второй квартал будет произведено 25 августа 2025 года. Оплата рекламного сбора за второй квартал должна будет произведена до 05 сентября 2025 года

Какие проблемы могут быть у посредников?

Дело в том, что налогооблагаемая база в текущем решении Роскомнадзора, по-видимому, будет вычисляться по разному в зависимости от типа договора между Посредником (в частности - рекламное агентство) и его Заказчиком (в частности - исходным Рекламодателем)

  • Агентский договор между Агентством и Рекламодателем

Например, Агентство получает от рекламодателя 120 000 рублей.Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей направляет подрядчикам для оплаты размещения рекламных материалов

Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 20 000 рублей = 600 рублей - именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР

Здесь все достаточно понятно, удобно и справедливо в качестве расчета рекламного сбора

Сейчас все ОРД уже вносят изменения в раздел «Акты», где при выборе агентского договора Агентству можно будет указать размер вознаграждения, которое затем передаётся в ЕРИР для расчёта сбора на рекламу

  • Договор на оказание услуг между Агентством и Рекламодателем

А вот Агентства, работающие по договорам оказания услуг со своими Заказчиками столкнутся с серьёзной проблемой: 3%-й сбор будет начисляться на всю сумму дохода, полученного для организации размещения интернет-рекламы, а не на вознаграждение (фактическую прибыль) агентства.

Например, Агентство получает 120 000 рублей на организацию размещения рекламы для своего Заказчика (в частном случае - Рекламодателя), которая будет затем фигурировать в Акте ОРД в поле Разаллокации по изначальному договору. Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей направляет подрядчикам для оплаты размещения рекламных материалов

Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 120 000 рублей как доход по договору = 3 600 рублей - именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР

Это видно сейчас на практике в интерфейсе ОРД - при выборе услугового договора нет возможности выделить вознаграждение агентства отдельно

В итоге планы Роскомнадзора и Минцифры протолкнуть такую схему сбора 3% налога на рекламу с посредников, работающих по услуговым договорам, выглядит как откровенное насилие над здравым смыслом, а вполне возможно и неправомерно с точки зрения законодательства РФ

Возможные правовые споры при дискриминации услугового договора Роскомнадзором

Такой подход Роскомнадзора к расчету рекламного сбора может нарушать законные права участников рынка.

Встает вопрос, насколько это правомерно с точки зрения закона, если Роскомнадзор все-таки утвердит такой вариант?

В конце концов, что скажет ФАС и иные ведомства на такие хищнические аппетиты Роскомнадзора и Минцифры?

Что скажет РСПП, АКАР, АРИР? А Президент вообще в курсе?

Откуда брать свою налогооблагаемую базу и куда платить рекламный сбор?

В личном кабинете ЕРИР (вxод частным лицам и организациям через Госуслуги) будет реализован некий новый раздел, где будет аккумулироваться текущая информация по налогооблагаемой базе и сумме необxодимыx отчислений. Оплата будет производиться напрямую из ЕРИР либо на основании счета, скачанного из ЕРИР

Возможные пути решения проблемы

Да, агентские договоры более прозрачны как для налогообложения со стороны государства, так и Рекламодатель будет видеть сколько в итоге себе забирает Агентство из его денег на продвижение интернет-рекламы.

Первое, что лежит на поверхности, так это отказ агентств от услуговых договоров. Иначе придется платить рекламный сбор со всей суммы от Рекламодателя, которая была оплачена для размещения рекламы в интернете.

Это приведет к серьезному сокращению маржи рекламного агентства

Итог

Остаётся надеяться, что рынок отреагирует на эту ситуацию, и Роскомнадзором будут внесены корректировки в механизмы расчёта рекламного сбора

⚡⚡⚡UPD: Здесь подробный обзор нормативно правовыx актов Роскомнадзора, которые вышли 26.03.25

В моем Телеграм-канал вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора

2
Начать дискуссию