Прививка от коронавируса – что пишут в соцсетях?
Прививка от Covid - это «новый черный», удивительный тренд, который так и хочется сравнить с очередями за свежим айфоном. Фотка прививочного сертификата в соцсе��ях вместо заветной коробочки с яблоком, как раньше.
Странная новая игра в «И я тоже» с драматическим сюжетом: как я решился, как попал в заветную пятерку, и, главное, как пережил этот «ковид за один день». Те, кто не поймал вообще никакой побочки, будто купили лимитированную коллекцию, остальным - стандартные черные, синие цвета в линейке: температура и вот это все.
Никто никогда раньше так выраженно не хвастался прививками. Укол от разбушевавшейся в офисе условной кори казался нелепой неизбежностью, и хотя прививочный сертификат тогда тоже давали, не тянуло выложить его в Facebook. То ли дело ковид!
Мы пережили весь комплекс эмоций о коронавирусе: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. От страха заразиться, потрогав перила в подъезде в апреле, перешли к стойкому желанию - да переболеть бы уже, получить абонемент в свободную жизнь, где ты наконец перестал бояться. Прививка кажется еще более быстрым способом перепрыгнуть из одной реальности в другую. Это антитела сохраняются на несколько месяцев, страх уходит на более долгий срок. Сказка о волшебной пилюле дает тебе надежду. И где-то на уровне рефлексов: фотка в соцсети и обязательный текст - как это было.
В Facebook хвастаться прививкой стало трендом, даже свои мемы появились. В Telegram обсуждают самочувствие и побочки в чатах, в Twitter разлетаются новости о важных персонах, привившихся Спутником, а в Одноклассниках вирусятся теории заговора. Мы посмотрели, как в соцсетях упоминаются прививки от Covid19 на примере Sputnik V.
За январь в соцсетях опубликовано 78,6 тыс. сообщений с общей аудиторией 2,9 млн. 38 132 – посты и репосты, 40 553 – комментарии. 27% носят позитивный характер, 20% - негативный и 53% - нейтральный.
Больше всего сообщений о сделанных прививках сосредоточено в Facebook, где тема актуальна как никогда, за ним следует ВКонтакте, остальные площадки идут с существенным отрывом.
Тональность
Пользователи охотно сообщают миру об успешной вакцинации, призывают последовать их примеру, делятся аргументами в пользу вакцинации. Многие сообщения построены в формате отрицания плохого самочувствия, с активным использованием слов, вроде чипирования. Здесь же сообщения о важных персонах, сделавших прививку Sputnik V.
Среди негативных сообщений, в основном, массовое распространение постов об опасности вакцины и тяжёлых побочных эффектах, принудительной вакцинации и завышении числа привившихся.
Ещё одна интересная категория негатива – почему не привился Путин? Довольно много людей искренне возмущаются, почему президент так активно продвигает вакцинацию, но сам до сих пор этого не сделал.
Мы решили рассмотреть примеры популярного контента на различных площадках. Стоит отметить, что любой тип постов присутствует во всех источниках, но где-то преобладают одни, где-то другие. Например, везде и в большом количестве есть новости о привившихся и распространение негатива о вакцине. По площадкам постарались разбить наиболее характерный контент.
Здесь сосредоточена большая часть всех сообщений по теме – для пользователей Facebook рассказать о сделанной прививке, показать сертификат и обсудить самочувствие после вакцинации стало популярным трендом. Наверняка среди ваших друзей в Facebook тоже много кто похвастался прививкой. Такие сообщения набирают довольно много комментариев – пользователи делятся впечатлениями и опытом друг с другом, спрашивают о всех сопутствующих формальностях и интересуются самочувствием. Для многих такие посты и обсуждения стали стимулом вакцинироваться самим. Много постов со сбором мнений и информации от авторов, которые хотят лучше разобраться в ситуации, принять решение или поделиться собственным мнением.
Массовый тренд на вакцинацию в Facebook породил и шутки на тему – пост Сергея Смирнова со стихотворениями о вакцинации набрали 4,5 тысячи репостов!
Здесь преобладают многочисленные ретвиты новостей о важных персонах, которые сделали прививку вакциной Sputnik V, при этом больше всего распространяют посты о прививках иностранных граждан. Присутствуют и сообщения от привившихс�� пользователей.
Одноклассники
Здесь активнее всего распространяют видео и статьи с негативом о вакцине: тяжёлые последствия, информация о небезопасности вакцины, недоказанной эффективности. Обычно такими постами делятся пользователи на своих страницах и в сообществах.
Кстати, за 17-18 января был зафиксирован масштабный посев видео под заголовком Кто из российских знаменитостей привился «Спутником V», почти все они были именно в Одноклассниках, а это 36 тысяч! Мы не стали учитывать эти сообщения в общей статистике – сейчас практически все они удалены.
Youtube
Подавляющее большинство сообщений представлено видео с подборками новостей о привившихся, а также комментариями к ним. При этом можно встретить видео на разные темы от блогеров, которые сообщают, что привились. В их числе Илья Варламов, Максим Кац, а Володя из AvtoREVIZORRO даже похвастался сертификатом.
Telegram
Как и везде, в Telegram распространяются новости, здесь их особенно много из-за высокой доли каналов СМИ, а также оперативному распространению новостного контента в прочих каналах и чатах. Также пишут в своих каналах привившиеся. Своими чатами Telegram выделяется на общем фоне – они объединяют людей по интересам и позволяют обсудить актуальную тему, найти полезную информацию и быть в курсе происходящего. К таким чатам обычно привязаны тематические каналы, где собирается самая актуальная информация по теме. Например, в чате Народные отчеты о вакцинации от Covid-19 почти 23 тысячи участников.
ВКонтакте
Пожалуй, именно здесь сложно выделить что-то одно – ВКонтакте есть любой контент, ничего конкретного не выбивается из общего видения. Здесь самая широкая аудитория разных возрастов и взглядов, высокая активность в комментариях. То есть это большое количество контента без каких-то особенностей: новости, вирусный негатив, посты привившихся лидеров мнений и обсуждения.
Большинство сообщений представлены новостями о привившихся в регионах – в Instagram свои страницы ведут очень многие областные СМИ и ведомства. Также блогеры и пользователи рассказывают о своём опыте вакцинации.
Что ещё?
На Пикабу огромную популярность получил пост о побочках вакцины Sputnik V с данными из Аргентины – 230К просмотров и полторы тысячи комментариев.
На разных площадках распространяется обращение к населению от альянса врачей с просьбой заполнить данные о последствиях вакцинации для дальнейшего анализа.