Эффект иллюзии правды
Всем привет! На связи редакция самого крупного telegram-канала о нейромаркетинге.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие механизмы лежат в основе нашего критического мышления? Напомню, что критичность мышления - это способность человека при восприятии информации подвергать ее сомнению, оценивать ее достоверность, способность не воспринимать все на веру.
Каждый день к нам поступает огромное количество (подчас противоречивой) информации. Каким-то источникам мы доверяем, каким-то - нет. В каких-то случаях делаем это на осознанном уровне, а в каких-то случаях информация "укладывается" в обход нашего сознания.
Один из механизмов, лежащих в основе критического (а скорее некритического) мышления - эффект иллюзии правды. Этим термином обозначается склонность человека больше доверять той информации, которую он когда-либо уже слышал.
И чем больше раз слышал - тем более правдивой кажется информация
В 70х годах проводилось исследование, участникам которого озвучивали факты (много разных фактов), которые выглядели вполне вероятными. Примеры утверждений: "Первая военная авиабаза была создана в Нью Мехико.", "Большая миграция китайских железнодорожных рабочих началась в 1880-е." или "Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925г." Участники эксперимента должны были оценить то, насколько правдивыми им кажутся эти факты.
Раз в 2-3 недели участники вызывались снова и им снова зачитывали разные утверждения, среди которых были и те, которые им озвучивались ранее
Оказалось, что оценка правдивости новых утверждений оставалась примерно на том же уровне, что и на первой сессии. А оценка правдивости тех утверждений, которые испытуемые уже слышали на прошлых сессиях, повышалась. Испытуемые чаще всего не помнили, что эти факты уже озвучивались ранее на этом же эксперименте, но точно знали, что уже где-то их слышали. Как следствие, им казалось, что эта информация более достоверна.
Этот же принцип лежит в основе эффективности навязчивой рекламы. Если Вы оказываетесь в магазине и видите 2 марки порошков: известную, которой вы не пользовались, и неизвестную, то Вы скорее всего предпочтете ту, о которой уже слышали (несмотря на то, что эффективность обоих марок Вам не известна). Тут можно говорить скорее об эффекте иллюзии надежности, но механизм все тот же - склонность больше доверять тому, о чем ранее уже слышал.