Как построить идеальные отношения с клиентом через CRM-маркетинг

Елизавета Трибунская, директор по маркетингу digital-интегратора DD Planet, рассказала, что такое CRM-маркетинг, как с его помощью повысить лояльность покупателей и привлечь новых целевых клиентов.

Как построить идеальные отношения с клиентом через CRM-маркетинг

Что такое CRM-маркетинг

CRM-маркетинг основан на данных об истории взаимоотношений с текущими и потенциальными клиентами. Уникальная информация о покупках и всех точках касания с каждым, кто обращался в компанию, хранится и выгружается из CRM-системы.

CRM-система «Битрикс24»
CRM-система «Битрикс24»

В e-commerce к этим данным добавляется история клиента с сайта: заказы, товары в корзине, покупки, избранное. Чем старше интернет-магазин, тем больше статистики можно собрать. Так, если мы знаем, что клиент в 2000-м году купил подгузники, то в 2002-м ему логично предложить развивающие игрушки, а через 15 лет — подготовку к экзаменам.

CRM-маркетологи используют разные инструменты для коммуникации с пользователем: email, sms, мессенджеры, пуши в мобильное приложение. Это и рекламные кампании, нацеленные на текущих клиентов, например, programmatic, таргетинг по базе контактов или динамический ремаркетинг. Мы можем просить людей подписаться на сообщество в соцсетях, приглашать на мероприятия и поздравлять с днем рождения.

Инструменты CRM-маркетинга
Инструменты CRM-маркетинга

Когда мы знаем полный путь клиента с учетом его основных и сопутствующих потребностей, то можем использовать эти данные для персонализации маркетинга. Пользователю показывается максимально персонализированное сообщение, которое опирается на знание о его предыдущих покупках, действиях или предпочтениях. За счет этого мы можем добиться большей лояльности и построить долгосрочные отношения с клиентом.

Как сделать отношения с клиентом идеальными

Благодаря CRM мы знаем, кто наши текущие клиенты, поэтому основная идея CRM-маркетинга — удержать их. На удержание клиента тратится намного меньше денег, чем на привлечение нового. Мы можем правильно распределять бюджет и направлять его только на целевых клиентов: обратиться к тем, кто уже был на сайте и положил товар в корзину, подписался на группу в соцсетях или рассылку.

Вторая идея — обращаться к людям, похожим на существующих клиентов по каким-либо параметрам. Похожий на нашего покупателя человек с большей вероятностью отреагирует на сообщение или оформит заказ. Наша компания DD Planet, например, работает в узком B2B-сегменте разработки сложных сайтов, и мы умеем получать платежеспособные лиды на эту услугу с контекстной рекламы, потому что хорошо понимаем, кто наши клиенты сейчас и чем они интересовались в момент принятия решения о сотрудничестве с нами.

Важное правило: чем регулярнее покупка, тем эффективнее будет CRM-маркетинг.

Если клиент каждый месяц покупает контактные линзы, вероятность, что он закажет их повторно, высока, особенно если появиться со своим предложением вовремя и предложить бонус за лояльность.

CRM-маркетинг начинается со стратегии и сбора данных, а его результаты сильно зависят от правильной сегментации и аналитики. Мы собрали несколько полезных советов, которые помогут не упустить важное при запуске CRM-маркетинга.

Сегментировать целевую аудиторию

Любая стратегия начинается с описания целевой аудитории. Как правило, мы придумываем аватар на основе характеристик, интересов, потребностей или болей аудитории. Для финансового приложения он может выглядеть так: Аня из Москвы, работает веб-дизайнером в агентстве, по вечерам любит ходить на выставки современного искусства, мечтает купить квартиру в центре.

CRM-маркетинг позволяет не придумывать виртуального персонажа, а изучить реальные данные из полей CRM и на основе статистики создать сегменты.

Если нужно описать потенциальных клиентов, то персонаж будет уже вымышленный, но похожий на существующих: к его описанию мы подойдем с гораздо большим пониманием, потому что знаем, как ведут себя покупатели. Принцип похож на формирование look-alike аудитории, только в нашем случае ЦА собирается на основе данных из карточки CRM.

Поймите свою целевую аудиторию, но не измеряйте среднюю температуру по больнице — посмотрите на реальные сегменты. Например, сложно понять, сколько лет среднему покупателю. Нельзя взять все, что мы знаем о возрасте и поделить на количество клиентов. Так, не получится назвать средний возраст аудитории свадебного салона, потому что товарами одинаково интересуются 25-летние невесты и их 50-летние мамы.

Разными могут быть и обстоятельства покупки. Сравните два сегмента, представители которых часто покупают билеты на самолет:

  • путешествуют с друзьями;
  • покупают билеты для командировки сотрудников в компании.

Обратите внимание, что они совершают одно и то же действие, но цели различаются. К ним нужно обращаться по-разному, подбирать для каждого свои мотиваторы.

Хранить как можно больше данных

Для подготовки сообщения пользователю и сегментации нужно выгрузить максимально полные данные — следует стремиться знать о клиентах как можно больше. Очень важно вернуть в CRM обратную связь: когда отправили рассылку и кто-то отписался, фиксируем это в системе.

Не должно быть нескольких записей на одного клиента. Все взаимодействия по разным каналам коммуникаций складываем в одну ячейку с несколькими точками контакта. Например, один и тот же клиент представился по-разному, когда приходил в офис, звонил и написал email. Если не связать все точки контакта с одним профилем, у нас получится искаженное представление о том, какой канал привлечения покупателей эффективно сработал и сколько на самом деле было касаний до покупки.

Объединение профилей одного и того же клиента в CRM-системе «Битрикс24»
Объединение профилей одного и того же клиента в CRM-системе «Битрикс24»

Такую базу данных можно и нужно интегрировать со всеми системами: выгружать данные, подключаться к системам аналитики и другим инструментам. Очень удобно, если все они находятся внутри одной экосистемы: получается полноценная база знаний, где есть и история общения с клиентами, и инструкции, какую наценку ставить на какой тип товара, и многое другое.

Анализируйте

Мы отправили сообщение аудитории и начинаем анализировать — выдвигаем гипотезы. Например, давайте предложим человеку, который с нами уже пять лет и давно ничего не покупал, бонус за лояльность. Не будем говорить «Вы давно не заходили к нам на сайт», лучше подготовим такое послание: «Вы давно с нами вместе, мы решили вам дать скидку на следующую покупку». Затем посмотрим, на каком сегменте это даст хороший эффект. Сравниваем: первой группе мы предложили бонус, второй — нет. Точно ли у нас больше покупок среди тех, кому предоставили бонус? Возможно, есть сегмент, чувствительный к бонусам?

Или мы отправили push-уведомление — кто-то после него удалил наше мобильное приложение, а кто-то купил товар или услугу. Заработали ли мы на этой покупке или больше потеряли из-за того, что упустили возможность контактировать с другими пользователями?

Главный совет: тестируйте разные каналы и анализируйте. В этом очень помогают А/Б-тесты — возможность быстро попробовать и проанализировать в одном флаконе. В рекламе так постоянно тестируются тексты и баннеры: в одном креативе пишем «скидка», в другом — «гарантия», светлый фон сравниваем с ярким и т. д. Чтобы посчитать эффективность, изучайте отчеты в рекламных и аналитических системах, для рассылок — статистику от провайдера.

Когда мы считаем эффективность мероприятий, направленных на наши контакты, главная метрика, на которую нужно обратить особое внимание, — это LTV (Lifetime Value) — деньги, которые принес клиент за все время работы с ним.

Увеличение среднего LTV — это и есть показатель идеальности отношений с точки зрения CRM-маркетинга.

Автоматизируйте

Все процессы, которые поддаются автоматизации, надо автоматизировать: сегментирование аудитории, настройки «догоняющих» кампаний, весь сбор данных, А/Б-тесты. Удобно автоматизировать продажи сопутствующих услуг. К примеру, клиент купил стиральную машинку, и ему начинает показываться персонализированное сообщение с предложением купить порошок, подходящий именно для этой машинки. Через две недели система напомнит, что порошок закончился.

Заключение: сохраняйте баланс

Помните, важно держать баланс: не вызывать желание отписаться и удалиться из базы контактов, но быть достаточно настойчивыми, чтобы мотивировать на целевое действие. Выбирайте способы коммуникации, которые не нарушают личное пространство пользователя, создавайте уникальные предложения, основанные на фактах из жизни человека — все это поможет повысить лояльность и увеличить продажи.

Применяя все эти советы на практике, поддерживайте баланс. Не будьте навязчивыми, это может спровоцировать человека отписаться, но проявляйте настойчивость, чтобы клиент в итоге выполнил нужное вам целевое действие. Показывайте рекламу, которая связана с реальной жизнью человека и вызывает отклик, но не нарушайте личное пространство. Так вы сможете сохранить своих и привести новых лояльных клиентов.

77
8 комментариев

Скажите, а путь клиента и сегменты на основе чего делаете?

Например, как понять путешествует ли человек с друзьями или покупает билеты для командировки?

Ответить

Путь клиента - имеющиеся данные данные по точкам контакта, если у нас в данном случае в центре CRM, то эта история контактов аккумулируется именно в нем. Где можем связать с сессиями веб-аналитики - связываем.

Как сегментировать - огромный вопрос, на который можно написать еще несколько статей. Ключевой момент - по параметру, который различает мотивацию, объемы продаж, количество покупок. Особенно в том случае, когда значения у сегментов настолько разные, что выявление среднего значения не имеет смысла.
Например, если молодые женщины покупают один синий шарик раз в год, а мужчины 40-50 - 5 красных кубиков раз в месяц, то их надо рассматривать раздельно и не пытаться собирать по ним среднюю температуру по больнице. 

Мне кажется, что логичнее идти не от соц-дема, а от поведения. 

Именно про путешествия я бы обратилась к лучшим мировым практикам.
Букинг, например, спрашивает.

А так возникает вопрос - для чего вы будете это делить, и не будет ли CEO стартапа, покупающий билет в командировку, по поведению и важным для него критериям выбора больше похожим на путешественника с друзьями, чем на личного помощника, организующего поездку для руководителя (собственно, следующий шаг).

И вычленять преимущества для каждого из сегментов. Например, одним предлагать оплату безналом и зачет НДС, а другим - авиакомпанию, где билеты рядом можно выбрать без доплаты при регистрации.

1
Ответить

Все так легко кажется, но когда сталкиваешься с этими всеми моментами на деле, просто волосы дыбом становятся. 

Ответить

Факт :)
Все понятно "с высоты птичьего полета", а сопоставление живых данных - то еще развлечение.

Ответить

Какие kpi являются объективными и адекватными при рассылках?
Исключительно коммуникацию берём, например.

Ответить

KPI, конечно, зависят от целей, с которыми выпускается рассылка, — удалось ли их достичь или нет. Стандартные для всех типов — это открываемость (или открываемость из доставленных) и клики (из отправленных или из открытых).

Ответить