Маркетинговая аналитика в b2b — как все посчитать, когда клиенты врут, сейлзы не заполняют CRM, а цикл сделки 2 года
У маркетинга и аналитики в b2b есть свои особенности и проблемы. Как двигаться вперед, не принимая все близко к сердцу, и объяснить боссу, почему реклама не окупилась за год? Попробуем разобраться.
Для начала обозначим проблемы, усложняющие маркетинговую аналитику в B2B.
1. Разные юрлица
Часто бывает, что в заявке клиенты указывают не то наименование компании, через которую потом будет проходить сделка. Это может быть связано со сложной структурой закупок, опечаткой или просто нежеланием делиться этой информацией.
То есть в CRM создается сделка с компанией из заявки, а потом договор приходит на другую компанию. Менеджер может исправить информацию в текущей сделке руками, а может создать новую сделку.
Впоследствии, если менеджер не исправил информацию руками или нет какого-либо идентификатора, связывающего информацию в системе веб-аналитики, CRM-системе и 1С, то будет сложно восстановить эту связь и сделка может не попасть в отчет.
Конечно, есть возможность передачи идентификаторов из веб-аналитики в CRM, но это сложнее сделать в 1С. Кроме того, могут возникнуть ситуации, когда клиент при повторном заказе обращается от другого юрлица – это помешает корректному расчету LTV, если не связать эти юрлица между собой руками.
2. Долгий цикл сделки, много времени между сделками
Иногда цикл сделки может превышать 2 года, то есть клиент оставил заявку в 2019 году, а провел сделку в 2022. Это происходит из-за того, что клиент собирает КП, чтобы сверстать бюджет на будущий год или из-за того, что планы по расширению производства переносятся на 2021, потом на 2022, потом на 2023 (отменяются) из-за релокациимобилизацииспецоперации обстоятельств непреодолимой силы.
За это время может возникнуть несколько проблем, начиная от частичной потери данных, из-за переезда на другие системы, архивирования и т. д. и заканчивая, тем, что менеджер просто удалит сделку из CRM спустя пару лет, а потом заведет ее заново, но уже без идентификатора, без UTM-меток и т. д.
Считаем окупаемость маркетинга в B2B за год и за три года
3. Невыполнение сейлзами правил заполнения CRM
Не всегда все работает идеально и от сотрудников требуется некоторое упорство, чтобы все сделать правильно. При работе в CRM может возникнуть ситуация, когда менеджер не станет работать в сделке, созданной автоматически при поступлении заявки или звонка.
Это может произойти как при передаче сделки от одного менеджера к другому, так и, если менеджер не увидит автоматически созданную сделку или не поймет, что это она. Например, при поступлении звонка в CRM заводится только номер телефона, и менеджер может не сопоставить его со своими данными, т. к. клиент продиктовал ему другой номер телефона для связи.
4. Прогноз окупаемости и оценка рекламных кампаний
Длинный цикл сделки значительно усложняет оценку окупаемости и планирование бюджета на маркетинг. Не получается полностью квалифицировать качество лидов только по заявкам и обещаниям клиента, без реальной сделки и оплаты.
Например, сделка в которой покупка запланирована на конец следующего года может быть проиграна или принести несколько млн выручки, или ситуация с переносом закупки каждый месяц может продолжаться несколько лет или закончиться в любой момент.
Отсутствие прозрачной информации со стороны клиента не позволяет учитывать эти сделки при расчете окупаемости маркетинга, вплоть до совершения факта оплаты.
Иногда клиент может быть не до конца правдив
Из-за этого, рекламные кампании могут проработать пару лет, не получая квалифицированной оценки окупаемости и, к моменту, когда можно будет сделать выводы, будет потрачено слишком много средств на тестирование.
Выводы
Выводы и возможные решения, которые мы используем в нашей компании опубликую в следующей статье. Хотелось бы почитать ваше мнение и опыт решения подобных проблем в комментариях.
Поделитесь своей болью или просто оставьте негативный комментарий)