Так пахнут или нет? В очередной раз об этике в рекламе
Всем привет! На связи Дима Логинов, основатель «Четвертого Рима». Недавно я задал маркетологам и рекламщикам вопрос, за какие темы они никогда не возьмутся и как они определяют для себя границы дозволенного. Рассказываю, что мне удалось узнать.
Moral responsibility as it is
Недавно я задумался о том, как определяются границы моральной ответственности маркетолога.
Если человек увидел рекламу, решил воспользоваться товаром или услугой, и это ему навредило — несет ли за это ответственность маркетолог/рекламщик/пиарщик? И какую, если да? И если специалист по маркетингу может влиять на решения людей, каким должен быть его моральный компас?
Задуматься об этом меня заставил наш кейс о том, как мы привели студентов в институт через чат-бота (писали о нем и на VC, здесь можно почитать). Один комментатор предположил, что наш чат-бот мог сломать жизни сотен молодых ребят, которые не поступили в другие, возможно, более престижные ВУЗы.
На всякий случай уточню, что институт, в который мы привлекли студентов, лучший в регионе, но речь не об этом. Речь о том, какую ответственность несет специалист по рекламе за решения людей, которых его реклама привлекла.
Определяем границы моральной ответственности
В поисках ответов я обратился в профильные сообщества и чаты руководителей маркетинговых агентств, маркетологов и смежных специалистов. Вопросы, которые я задал, звучали примерно так:
- Думаете ли вы об этической стороне вопроса перед тем, как браться за проект?
- Есть ли у вас перечень ценностей или запретных тем в бизнесе?
- Должен ли маркетолог отвечать за решения людей, на которых он таргетирует рекламу?
Методология этого «исследования» проста, как дверь — я прочитал все комментарии, сгруппировал и нашел некоторые общие тенденции. В целом маркетологи разделились на два выраженных лагеря — в одном лагере сошлись на том, что деньги пахнут, а второй лагерь признался, что ничего не чувствует.
Деньги не пахнут, или можно всё, что не запрещено УК
Часть маркетологов выразила уверенность в том, что закон достаточно регулирует отношения между бизнесом и людьми. Таких комментариев оказалось примерно 25%.
В пользу того, что деньги не пахнут, звучали такие аргументы:
1. Наказывать имеет право только закон
Осуждать спорные в определенных кругах активности вроде охоты или абортов может только закон, который четко определяет права и обязанности сторон. Если что-то приносит вред людям или природе, это запрещено по закону и продавать, и рекламировать. А если еще не запрещено, то скоро запретят, поэтому сверяться с моральным компасом нужды нет.
2. За спорные темы чек выше
По мнению этой части маркетологов, отказываться от того, к чему душа не лежит, но разрешено законодательством, совсем не обязательно. Раз нет рисков загреметь за решетку, но моральные принципы поскрипывают от одной мысли о работе, смазать их можно с помощью +Х% к чеку.
3. Ценности и мораль постоянно меняются
Всего пару десятков лет назад группа Тату будоражила поклонников неоднозначным имиджем, а сегодня представить подобный проект на российской поп-эстраде практически невозможно. Раз ценности и моральные принципы настолько изменчивы, следовать им нет смысла и можно ими просто пренебречь.
Деньги пахнут! Ценности и запретные темы
Второй лагерь не согласился с тем, что в вопросе морали достаточно свериться с УК РФ, и привел примеры тем, с которыми они отказываются работать из морально-этических соображений. Комментариев, в которых маркетологи так или иначе описали свою систему ценностей, вышло около 55–60%.
Чаще всего в качестве бизнесов нон грата комментаторы ожидаемо упоминали такие темы:
- Алкоголь, сигареты, наркотики
- Азартные игры
- Препараты с недоказанной/недоказуемой эффективностью
- Шубы из натурального меха
- Ритуальные услуги
- Эзотерика, гадания
- Сомнительный инфобизнес, сиречь инфоцыганство
- Бинарные опционы, ставки, пирамиды
- Микрофинансовые организации
- Массажные салоны с сомнительной репутацией
Эта тема хорошо рассмотрена в фильме «Здесь курят», который тоже часто упоминали комментаторы
Кроме этого, многие подчеркнули, что не возьмутся за проект, если видят откровенный обман или мошенничество в схеме работы бизнеса.
Альтернативные мнения
Кроме двух самых массовых трендов, в среде маркетологов встречались и другие способы свериться с морально-этическим компасом.
Рекламируем только то, во что верим
Эта часть маркетологов считает, что лучший способ понять, готов ли ты рекламировать продукт — задать себе вопрос, веришь ли ты в него сам.
Правда, в этом случае могут возникнуть любопытные разногласия: условная проституция запрещена по закону и неоднозначна с этической точки зрения, но это не может помешать маркетологу верить в такой продукт.: -)
Но в целом, если не впадать в крайности, похоже на один из самых простых и быстрых способов оценить проект на соответствие своим ценностям.
Маркетинг в принципе не этичен
До сих пор не уверен, что эти ответы выдали маркетологи, но встречалась и точка зрения, в которой маркетинг называли чистыми манипуляциями и навязыванием. Ее обычно дополняли утверждения, что уродливое лицо капитализма угрожает существованию общественной морали.
Оценка рисков
Один из комментаторов предложил вообще не заморачиваться с такими сложными понятиями, как мораль и ценности, а подойти к вопросу прагматично и оценивать проекты с точки зрения рисков.
Пример: если я завтра начну делать проекты для 1хBet, как это скажется на моих будущих заказчиках, если этот факт вскроется?
При таком выборе проектов все равно применяются принятые в обществе и актуальные сегодня нормы морали — типа, «не будем работать с бизнесом, у которого недостаточное гендерное и расовое разнообразие, потому что это ударит по нашей репутации». А если нет, то всегда можно попросить больше денег, объяснив это увеличением риска.
Кто отвечает за решения потребителя?
В этом вопросе респонденты проявили редкостное единодушие: отвечает тот, кто принимает решение. То есть, если даже с продуктом что-то не так, за покупку отвечает не маркетолог, а тот, кто его купил.
Правда, открытым остался вопрос, работает ли тот же принцип с несовершеннолетними, пенсионерами, недееспособными людьми.
Приглашаю подискутировать на эту тему в комментариях.
Если реклама таргетируется на уязвимые группы населения, должен ли маркетолог нести ответственность в случае, если товар или услуга навредили потребителю? Или же ответственность лежит только на продавце?
Резюме
Вывод из этой истории простой и очевидный: каждый сам для себя определяет моральные рамки. Многие маркетологи и руководители агентств склонны сверяться с внутренним компасом перед тем, как браться за проект, при этом часть представителей сферы останавливается только перед уголовным кодексом.