Бритва Оккама для маркетолога: как оценить эффективность маркетинговых каналов

Это Катя, она любит красивый маникюр. О салоне «Ромашка» она впервые узнала, увидев рекламный баннер на соседней улице. Свежие ногти были сделаны только вчера, так что сейчас Катя просто пролистала в инстаграме дизайны салона и свернула приложение. Через 3 недели Катя уверенно открыла ноут, записалась в «Ромашку», а спустя 2 часа получила лучший дизайн на свете. Все были счастливы, кроме маркетолога салона...

Бритва Оккама для маркетолога: как оценить эффективность маркетинговых каналов

Увы, часто мы точно не знаем, из какого канала приходит клиент. Влияет ли на прибыль подкаст, который мы записываем? Точно ли нужно постить в одноклассники каждый день? А вот те дорогущие блогеры приносят нам конверсии? Порассуждать на тему эффективности маркетинговых каналов я попробую ниже.

Всё, к чему можно прикрутить аналитику

Таргетированная и контекстная реклама, посты в соц.сетях, рекламная интеграция с ссылкой в комментариях, органический поиск — всё, что отслеживается в системах аналитики, можно оценивать, используя разные модели атрибуции. О них можно почитать, например, в этой статье.

Бритва Оккама для маркетолога: как оценить эффективность маркетинговых каналов

Чаще всего используют модели по первому и последнему кликам, то есть, конверсия присваивается первому или последнему каналу, с которым взаимодействовал пользователь. По первому клику удобно оценивать, когда важно увеличивать число новой аудитории, по последнему — когда есть понятная главная конверсия на сайте — заявка. Наша Катя будет оценена рекламной системой как пришедшая на сайт напрямую (канал Direct), либо через органический поиск (Organic search).

Полезно будет также создать собственную модель атрибуции, присвоив каждому каналу вес, в зависимости от ресурсов, которые вкладываются в поддержание его жизни.

Всё-не-так-однозначные каналы

Есть каналы продвижения, в которых тяжелее или невозможно разместить ссылку с метками систем аналитики, тогда можно использовать следующие методы:

  • динамику брендового трафика — как в целом, так и в день выхода определенного материала. В "Manicure Daily" вышла статья о ноготочках салона «Ромашка», читатели загуглили название — брендовый трафик на сайте подрос (или нет);
  • промокоды. Блогерка сделала обзор из салона и предложила скидку подписчикам по промокоду — по нему маркетолог салона сможет оценить окупаемость этого размещения;
  • внутренняя аналитика площадки: по запросу блогеры или СМИ могут предоставить информацию о том, сколько просмотров и кликов получил материал о нашем заведении;
  • опрос клиентов. «Откуда вы узнали о салоне?» — такой вопрос может задавать администратор «Ромашки» в беседе с клиентами, его же можно прикрутить на сайт в форму заявки;
  • отслеживание упоминаний (например, в сервисе mention.com) — в день публикации материала о салоне здесь могут появляться упоминания в сети, по числу которых можно также оценить успешность размещения.

Red light — green light

Или стоп-старт. Если каналов сразу много, отслеживание источников конверсий становится еще сложнее. Тогда можно затормозить один из них на определенный период либо, наоборот, существенно увеличить активность в нём, и проследить, как это отразится на результатах.

Какие еще способы оценки эффективности маркетинговых каналов (особенно, нестандартных) вы знаете? Пишите в комментариях!

44
Начать дискуссию