Рассылки для ресторанов и салонов красоты: где лучше всего их делать в 2023 году?
Привет! На связи сервис Revvy. Мы помогаем локальному бизнесу запрашивать отзывы и переносить их на онлайн-карты, отправлять маркетинговые рассылки и автоматические уведомления, тем самым продвигать бизнес и повышать уровень сервиса и прибыль бизнеса.
Мы работаем с клиентами по всему миру. И практически всегда и везде у бизнеса возникает вопрос — «какой мессенджер для рассылок выбрать и где вести коммуникацию с клиентом?» Поэтому сегодня хотим выделить 4 самых основных мессенджера для рассылки в России и проанализировать, какая из них работает эффективнее для локального бизнеса.
Немного статистики
По данным исследования Mediascope за 2022 год, наиболее популярными мессенджерами в России являются:
- Telegram с долей рынка 55,8%
- WhatsApp с долей рынка 36,8%
- Viber с долей рынка 9,3%
- Другие мессенджеры (включая ВКонтакте Messenger) с долей рынка 9,1%
Что интересно — всего год назад WhatsApp был на первом месте. Но по итогам 2022 года Telegram возглавил рейтинг по объему пользовательского трафика среди мессенджеров. В конце декабря его доля в общем объеме трафика составляла 61%, тогда как у WhatsApp — всего 28%, а в январе 2023 года доля Telegram выросла до 62% против 27% у WhatsApp.
С уверенностью можно сказать, что Telegram и WhatsApp лидируют на российском рынке среди мессенджеров. Но какой из них использовать локальному бизнесу для коммуникации с клиентами и бизнес-рассылок? И стоит ли игнорировать ВК и Viber? Разберемся дальше.
Напомним, что такое маркетинговые рассылки и зачем они бизнесу?
Одно слово — допродажи. Мы делим рассылки на 3 вида:
Маркетинговые рассылки позволяют продавать больше товаров или услуг с помощью оповещения клиентов об акциях, скидках и новостях компании.
Автоматические уведомления — данные берутся из вашей CRM и напоминают клиентам о визите, поздравляют с др и так далее.
Есть также персонализированные рассылки, где вы можете настроить аудиторию по RFM и отправлять сообщения тем, кто не был 30/60/90 дней, настраивать пол, возраст, личные предпочтения и тд.
Сравниваем эффективность мессенджеров для бизнес-рассылок
Все перечисленные мессенджеры — WhatsApp, ВК, Viber и Telegram — имеют функционал для бизнес-коммуникаций и могут быть использованы для запроса отзывов, маркетинговых рассылок и коммуникации с клиентами.
Но давайте по факту: Telegram мы чаще используем для работы и личного общения, WhatsApp и Viber у большинства для общения с родителями, коммуникации с врачами, салонами красоты и ресторанами. А в ВК удобно на вебинары записываться, потому что в Telegram с этими бесконечными чатами ничего не найдешь.
И все же, каждый из этих 4-х мессенджеров — клад для бизнеса. Только для начала нужно понять, кто ваша ЦА, к какой категории относится бизнес и какого рода рассылки вам нужны. И исходя из этих данных уже выбирать мессенджер для рассылок.
Разберем один из самых важных факторов — открываемость сообщений. В случае с Telegram, WhatsApp и Viber отследить открытие сообщений не так просто, потому что в этих мессенджерах нет стандартного механизма для отслеживания открытия сообщений. Результаты примерные и складывались на основе статистики выборки из 1000 каналов (Telegram) и галочек «прочитано» (WhatsApp, Viber).
- Open Rate WhatsApp в 2023 году — 98%, что выше, чем у SMS и email.
- В социальной сети ВКонтакте, средняя открываемость сообщений составляет около 80%.
- В Telegram, согласно исследованию ComNews Research, в России в 2021 году средняя открываемость сообщений составляла около 70%.
- В Viber, согласно исследованию компании J’son & Partners Consulting, в России в 2020 году средняя открываемость сообщений составляла около 50%.
Более свежих данных мы, к сожалению, не нашли, но уверены, что на открываемость сообщений мало что повлияло за год. Ниже рассмотрим плюсы и минусы каждого из мессенджеров, но только в контексте использования для бизнеса.
Аудитория в России: 74,19 млн человек. WhatsApp наиболее популярен у пользователей в возрасте от 25 до 55 лет. Входит в число ведущих социальных платформ в мире, занимая 3-е место по числу пользователей. В среднем пользователи WhatsApp в России проводят в мессенджере 8 минут в день.
Плюсы:
- Популярность мессенджера среди пользователей в РФ;
- Широкие возможности для отправки маркетинговых сообщений и рассылок;
- Есть возможность совершать видео и аудио звонки;
- Можно отправить media файлы;
- Можно отправлять Gif, причем по умолчанию существует хорошая база Гифок;
- Сквозное шифрование — все диалоги, чаты сообщения под контролем;
- Кастомизация: можно поставить себе статус на 24 часа, аватар, изменить фон чат и что только не сделать) ;
- Прямая коммуникация с клиентом;
- Удобно интегрировать с СРМ и сервисами;
- Не надо платить как за смс;
- Есть практически у каждого;
- Можно писать первым (инициировать беседу) .
Минусы:
- Отправка файлов максимум 100 МБ, например в Telegram можно отправить до 2ГБ, а с премиум подпиской до 4ГБ;
- Иногда в фоне не работает или не присылает уведомления;
- Сильно разряжает Iphone при активном использовании;
- Когда WhatsApp выкупил FaceBook* был большой скандал, что вся переписка читается;
- Можно попасть в бан при рассылках;
- Чтобы ссылка была кликабельной, контакт нужно добавить (нововведение, которое скоро возможно исправят).
Итог: для прямой коммуникации с клиентом — WhatsApp оптимальный вариант, но как средство массовый информации пока проигрывает Telegram.
* Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ)
Telegram
Telegram входит в ТОП-5 популярных мессенджеров в мире по аудитории. Мессенджером Telegram пользуются 55.2 миллиона человек ежедневно. Объем трафика в России составляет 68% на февраль 2023 год. ЦА — 48% женщин и 52% мужчин. Возрастной диапазон от 22 до 44 лет. Люди проводят в мессенджере в среднем около 20 минут в день.
Плюсы:
- Каналы и чаты — супер способ массового общения с клиентами;
- Удобные чат боты, которые реально могут выполнять полезные задачи и автоматизировать рутинные процессы бизнеса;
- Есть еще большой потенциал для роста как в функционале, так и в размере аудитории.
Минусы:
- По факту — это еще одна соцсеть, которую нужно вести регулярно и грамотно;
- Часто нельзя написать первому;
- Для бизнеса не всегда удобно, что скрыт номер телефона;
- Отключение уведомлений. Большое количество каналов и чатов приводит к тому, что пользователь оставляет уведомления только от коллег, родных и друзей, а остальное читает в свободное время. Или не читает совсем.
Супер вариант — как СМИ, для развития бренда и повышения лояльности, но неудобно для оперативных уведомлений и коммуникации с клиентом. В Telegram ваши рассылки в 60% случаев будут просто игнорироваться.
ВК
Социальной сетью ВК пользуется 49,4 миллиона пользователей ежедневно. Наверное у вас возник вопрос, почему ВК в этом списке? — Объясняем: сейчас ВК регулярно модернизируется и становится действительно удобным для бизнеса. Группу можно сделать сайтом, добавить виджеты записи на прием, покупки товара, настроить автоматические ответы для клиентов и тд. Но мы хотим отметить — удобный канал оповещений через личные сообщения.
Пока ВК не так заполнен чатами, как Telegram, поэтому клиент точно увидит сообщения от бизнеса. И как показывает статистика по открываемости, ВК стоит на втором месте, набрав 80% открытых переписок. Это хороший показатель, которым стоит пользоваться пока есть шанс.
У ВК есть различные типы отправки сообщений клиентам:
- Сообщения подписчикам сообщества, которые разрешили отправку сообщений.
- Сервисные сообщения. Например, уведомления о вебинаре, напоминание о визите и тп.
- Интеграция с ВК. Данные о сделке/покупке отмечаются в CRM и в интегрированном сервисе (например, Revvy). Revvy передает эту информацию через API партнерам ВК, а ВК уже по номеру телефона ищет клиента и отправляет ему сообщение, например, с просьбой поставить оценку от 1 до 5 и дать обратную связь. Этот способ сложнее, но удобнее, потому что вам не нужны данные от ВК клиента, чтобы написать ему сообщение. Интеграция с ВК упрощает этот процесс.
Плюсы:
- Самый главный плюс рассылок в ВК — высокая открываемость сообщений. В e-mail-маркетинге этот показатель колеблется в районе 20-25%, а вот для рассылок ВКонтакте ситуация резко меняется и находится в районе 80-90%;
- Допускается отправлять ссылки, текстовые месседжи, видео, аудио и изображения. Нельзя посылать пользователям стороннюю рекламу и переводить трафик в другие соцсети;
- Для рассылок используют внутренние приложения из каталога ВКонтакте и интеграции с маркетинговыми платформами и CRM компаний
- Через ВК сообщения также работают автоворонки — способ, когда продажи происходят автоматически по сценарию.
Минусы:
- Любой шаблон сообщений должен быть согласован с модерацией ВК. Любые изменения тоже должны быть согласованы;
- Рассылки возможны только с разрешения адресата (для сообщений подписчикам сообщества). Пользователь сам подписывается или начинает диалог с чат-ботом — оба варианта считаются согласием на получение сообщений от группы;
- Массовые рассылки в ВК запрещены. Речь идет о рекламе, которая рассылается, например, сразу на 500 человек;
- Все-таки ВК это соцсеть. Вероятность, что пользователь является реальным и активным — меньше;
- Если номер телефона пользователя скрыт или не привязан к аккаунту ВК, автоматическую рассылку сделать будет невозможно. Только непосредственно с сайта ВК (возвращаемся ко 2 пункту);
- Не знаем, насколько это минус, но все же — у бизнеса обязательно должна быть страничка ВК.
Если у нас получится интеграция с ВК, мы вам обязательно расскажем о процессе и результатах. Поэтому подписывайтесь на наш блог на VC и следите за новостями.
Viber
По нашему мнению, этот мессенджер сильно проигрывает по аналогичным показателям. Однако, отметим, что в некоторых городах России, Viber все еще популярнее чем WhatsApp. Хотя, можно предположить, что это быстро изменится. Здесь смотрите по ситуации — если в вашем городе ваше окружение и ЦА аудитория бизнеса чаще использует Viber — делайте рассылки и там и через WhatsApp.
Плюсы: возможность отправки маркетинговых сообщений и рассылок с высоким процентом доставки, широкие возможности для настройки и персонализации рассылок, возможность отправки сообщений до 100 человек в группе.
Минусы: менее популярен, чем WhatsApp или Telegram, ограничения на настройку сообщений при использовании стандартных шаблонов сообщений, высокая стоимость использования мессенджера для бизнеса.
Как делать маркетинговые рассылки, чтобы не забанили?
- Убедитесь, что вы используете официальные API и/или партнерские программы, чтобы избежать блокировок и непредсказуемых сбоев в работе;
- Не злоупотребляйте рассылками и следите за частотой и релевантностью отправляемых сообщений;
- Персонализируйте сообщения и используйте возможности сегментации аудитории для более эффективного воздействия на клиентов;
- Оптимизируйте контент под формат мессенджера и его особенности. Например, в Telegram можно активно использовать боты, в WhatsApp — раскрытые сообщения с фото и ссылками;
- Обеспечьте удобство ответа на сообщения клиентов. Упрощайте информацию, создавайте навигацию или кнопки;
- Изучайте отчеты и статистику по эффективности рассылок и проводите A/B-тесты, чтобы улучшать и оптимизировать свои кампании.
Еще больше полезных рекомендаций по массовым рассылкам собрали здесь.
Что в итоге?
Так где же все-таки эффективнее локальному бизнесу — магазинам, ресторанам, стоматологиям, салонам красоты, автомастерским и тд. — делать рассылку по клиентам в 2023 году?
Мы внимательно и регулярно следим за развитием мессенджеров и их возможностями для бизнеса и тестируем различные гипотезы по ним. И на данный момент — самым удобным для рассылок является WhatsApp. Мы уже почти 3 года работаем в этой сфере и на опыте заявляем, что конверсия и открываемость в WhatsApp гораздо выше чем в СМС, Telegram, Viber или ВК. Там можно персонализировать рассылки и сегментировать клиентскую базу. В WhatsApp аудитория активнее идет на контакт с бизнесом, а процент оставления отзывов на карте после запроса в WhatsApp — 70%. Это хороший результат, поэтому не мудрите и идите туда. А Telegram и ВК лучше использовать для дополнительной коммуникации с аудиторией.