Рассылки для ресторанов и салонов красоты: где лучше всего их делать в 2023 году?

Привет! На связи сервис Revvy. Мы помогаем локальному бизнесу запрашивать отзывы и переносить их на онлайн-карты, отправлять маркетинговые рассылки и автоматические уведомления, тем самым продвигать бизнес и повышать уровень сервиса и прибыль бизнеса.

Мы работаем с клиентами по всему миру. И практически всегда и везде у бизнеса возникает вопрос — «какой мессенджер для рассылок выбрать и где вести коммуникацию с клиентом?» Поэтому сегодня хотим выделить 4 самых основных мессенджера для рассылки в России и проанализировать, какая из них работает эффективнее для локального бизнеса.

Рассылки для ресторанов и салонов красоты: где лучше всего их делать в 2023 году?

Немного статистики

По данным исследования Mediascope за 2022 год, наиболее популярными мессенджерами в России являются:

  • Telegram с долей рынка 55,8%
  • WhatsApp с долей рынка 36,8%
  • Viber с долей рынка 9,3%
  • Другие мессенджеры (включая ВКонтакте Messenger) с долей рынка 9,1%

Что интересно — всего год назад WhatsApp был на первом месте. Но по итогам 2022 года Telegram возглавил рейтинг по объему пользовательского трафика среди мессенджеров. В конце декабря его доля в общем объеме трафика составляла 61%, тогда как у WhatsApp — всего 28%, а в январе 2023 года доля Telegram выросла до 62% против 27% у WhatsApp.

С уверенностью можно сказать, что Telegram и WhatsApp лидируют на российском рынке среди мессенджеров. Но какой из них использовать локальному бизнесу для коммуникации с клиентами и бизнес-рассылок? И стоит ли игнорировать ВК и Viber? Разберемся дальше.

Напомним, что такое маркетинговые рассылки и зачем они бизнесу?

Одно слово — допродажи. Мы делим рассылки на 3 вида:

Маркетинговые рассылки позволяют продавать больше товаров или услуг с помощью оповещения клиентов об акциях, скидках и новостях компании.

Автоматические уведомления — данные берутся из вашей CRM и напоминают клиентам о визите, поздравляют с др и так далее.

Есть также персонализированные рассылки, где вы можете настроить аудиторию по RFM и отправлять сообщения тем, кто не был 30/60/90 дней, настраивать пол, возраст, личные предпочтения и тд.

Рассылки для ресторанов и салонов красоты: где лучше всего их делать в 2023 году?

Сравниваем эффективность мессенджеров для бизнес-рассылок

Все перечисленные мессенджеры — WhatsApp, ВК, Viber и Telegram — имеют функционал для бизнес-коммуникаций и могут быть использованы для запроса отзывов, маркетинговых рассылок и коммуникации с клиентами.

Но давайте по факту: Telegram мы чаще используем для работы и личного общения, WhatsApp и Viber у большинства для общения с родителями, коммуникации с врачами, салонами красоты и ресторанами. А в ВК удобно на вебинары записываться, потому что в Telegram с этими бесконечными чатами ничего не найдешь.

И все же, каждый из этих 4-х мессенджеров — клад для бизнеса. Только для начала нужно понять, кто ваша ЦА, к какой категории относится бизнес и какого рода рассылки вам нужны. И исходя из этих данных уже выбирать мессенджер для рассылок.

Разберем один из самых важных факторов — открываемость сообщений. В случае с Telegram, WhatsApp и Viber отследить открытие сообщений не так просто, потому что в этих мессенджерах нет стандартного механизма для отслеживания открытия сообщений. Результаты примерные и складывались на основе статистики выборки из 1000 каналов (Telegram) и галочек «прочитано» (WhatsApp, Viber).

  • Open Rate WhatsApp в 2023 году — 98%, что выше, чем у SMS и email.
  • В социальной сети ВКонтакте, средняя открываемость сообщений составляет около 80%.
  • В Telegram, согласно исследованию ComNews Research, в России в 2021 году средняя открываемость сообщений составляла около 70%.
  • В Viber, согласно исследованию компании J’son & Partners Consulting, в России в 2020 году средняя открываемость сообщений составляла около 50%.

Более свежих данных мы, к сожалению, не нашли, но уверены, что на открываемость сообщений мало что повлияло за год. Ниже рассмотрим плюсы и минусы каждого из мессенджеров, но только в контексте использования для бизнеса.

WhatsApp

Аудитория в России: 74,19 млн человек. WhatsApp наиболее популярен у пользователей в возрасте от 25 до 55 лет. Входит в число ведущих социальных платформ в мире, занимая 3-е место по числу пользователей. В среднем пользователи WhatsApp в России проводят в мессенджере 8 минут в день.

Плюсы:

  • Популярность мессенджера среди пользователей в РФ;
  • Широкие возможности для отправки маркетинговых сообщений и рассылок;
  • Есть возможность совершать видео и аудио звонки;
  • Можно отправить media файлы;
  • Можно отправлять Gif, причем по умолчанию существует хорошая база Гифок;
  • Сквозное шифрование — все диалоги, чаты сообщения под контролем;
  • Кастомизация: можно поставить себе статус на 24 часа, аватар, изменить фон чат и что только не сделать) ;
  • Прямая коммуникация с клиентом;
  • Удобно интегрировать с СРМ и сервисами;
  • Не надо платить как за смс;
  • Есть практически у каждого;
  • Можно писать первым (инициировать беседу) .

Минусы:

  • Отправка файлов максимум 100 МБ, например в Telegram можно отправить до 2ГБ, а с премиум подпиской до 4ГБ;
  • Иногда в фоне не работает или не присылает уведомления;
  • Сильно разряжает Iphone при активном использовании;
  • Когда WhatsApp выкупил FaceBook* был большой скандал, что вся переписка читается;
  • Можно попасть в бан при рассылках;
  • Чтобы ссылка была кликабельной, контакт нужно добавить (нововведение, которое скоро возможно исправят).

Итог: для прямой коммуникации с клиентом — WhatsApp оптимальный вариант, но как средство массовый информации пока проигрывает Telegram.

* Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ)

Telegram

Telegram входит в ТОП-5 популярных мессенджеров в мире по аудитории. Мессенджером Telegram пользуются 55.2 миллиона человек ежедневно. Объем трафика в России составляет 68% на февраль 2023 год. ЦА — 48% женщин и 52% мужчин. Возрастной диапазон от 22 до 44 лет. Люди проводят в мессенджере в среднем около 20 минут в день.

Плюсы:

  • Каналы и чаты — супер способ массового общения с клиентами;
  • Удобные чат боты, которые реально могут выполнять полезные задачи и автоматизировать рутинные процессы бизнеса;
  • Есть еще большой потенциал для роста как в функционале, так и в размере аудитории.

Минусы:

  • По факту — это еще одна соцсеть, которую нужно вести регулярно и грамотно;
  • Часто нельзя написать первому;
  • Для бизнеса не всегда удобно, что скрыт номер телефона;
  • Отключение уведомлений. Большое количество каналов и чатов приводит к тому, что пользователь оставляет уведомления только от коллег, родных и друзей, а остальное читает в свободное время. Или не читает совсем.

Супер вариант — как СМИ, для развития бренда и повышения лояльности, но неудобно для оперативных уведомлений и коммуникации с клиентом. В Telegram ваши рассылки в 60% случаев будут просто игнорироваться.

ВК

Социальной сетью ВК пользуется 49,4 миллиона пользователей ежедневно. Наверное у вас возник вопрос, почему ВК в этом списке? — Объясняем: сейчас ВК регулярно модернизируется и становится действительно удобным для бизнеса. Группу можно сделать сайтом, добавить виджеты записи на прием, покупки товара, настроить автоматические ответы для клиентов и тд. Но мы хотим отметить — удобный канал оповещений через личные сообщения.

Пока ВК не так заполнен чатами, как Telegram, поэтому клиент точно увидит сообщения от бизнеса. И как показывает статистика по открываемости, ВК стоит на втором месте, набрав 80% открытых переписок. Это хороший показатель, которым стоит пользоваться пока есть шанс.

Рассылки для ресторанов и салонов красоты: где лучше всего их делать в 2023 году?

У ВК есть различные типы отправки сообщений клиентам:

  • Сообщения подписчикам сообщества, которые разрешили отправку сообщений.
  • Сервисные сообщения. Например, уведомления о вебинаре, напоминание о визите и тп.
  • Интеграция с ВК. Данные о сделке/покупке отмечаются в CRM и в интегрированном сервисе (например, Revvy). Revvy передает эту информацию через API партнерам ВК, а ВК уже по номеру телефона ищет клиента и отправляет ему сообщение, например, с просьбой поставить оценку от 1 до 5 и дать обратную связь. Этот способ сложнее, но удобнее, потому что вам не нужны данные от ВК клиента, чтобы написать ему сообщение. Интеграция с ВК упрощает этот процесс.

Плюсы:

  • Самый главный плюс рассылок в ВК — высокая открываемость сообщений. В e-mail-маркетинге этот показатель колеблется в районе 20-25%, а вот для рассылок ВКонтакте ситуация резко меняется и находится в районе 80-90%;
  • Допускается отправлять ссылки, текстовые месседжи, видео, аудио и изображения. Нельзя посылать пользователям стороннюю рекламу и переводить трафик в другие соцсети;
  • Для рассылок используют внутренние приложения из каталога ВКонтакте и интеграции с маркетинговыми платформами и CRM компаний
  • Через ВК сообщения также работают автоворонки — способ, когда продажи происходят автоматически по сценарию.

Минусы:

  • Любой шаблон сообщений должен быть согласован с модерацией ВК. Любые изменения тоже должны быть согласованы;
  • Рассылки возможны только с разрешения адресата (для сообщений подписчикам сообщества). Пользователь сам подписывается или начинает диалог с чат-ботом — оба варианта считаются согласием на получение сообщений от группы;
  • Массовые рассылки в ВК запрещены. Речь идет о рекламе, которая рассылается, например, сразу на 500 человек;
  • Все-таки ВК это соцсеть. Вероятность, что пользователь является реальным и активным — меньше;
  • Если номер телефона пользователя скрыт или не привязан к аккаунту ВК, автоматическую рассылку сделать будет невозможно. Только непосредственно с сайта ВК (возвращаемся ко 2 пункту);
  • Не знаем, насколько это минус, но все же — у бизнеса обязательно должна быть страничка ВК.

Если у нас получится интеграция с ВК, мы вам обязательно расскажем о процессе и результатах. Поэтому подписывайтесь на наш блог на VC и следите за новостями.

Viber

По нашему мнению, этот мессенджер сильно проигрывает по аналогичным показателям. Однако, отметим, что в некоторых городах России, Viber все еще популярнее чем WhatsApp. Хотя, можно предположить, что это быстро изменится. Здесь смотрите по ситуации — если в вашем городе ваше окружение и ЦА аудитория бизнеса чаще использует Viber — делайте рассылки и там и через WhatsApp.

Плюсы: возможность отправки маркетинговых сообщений и рассылок с высоким процентом доставки, широкие возможности для настройки и персонализации рассылок, возможность отправки сообщений до 100 человек в группе.

Минусы: менее популярен, чем WhatsApp или Telegram, ограничения на настройку сообщений при использовании стандартных шаблонов сообщений, высокая стоимость использования мессенджера для бизнеса.

Сравнение эффективности мессенджеров для бизнес-рассылок (WhatsApp, ВК, Viber, Telegram)
Сравнение эффективности мессенджеров для бизнес-рассылок (WhatsApp, ВК, Viber, Telegram)

Как делать маркетинговые рассылки, чтобы не забанили?

  • Убедитесь, что вы используете официальные API и/или партнерские программы, чтобы избежать блокировок и непредсказуемых сбоев в работе;
  • Не злоупотребляйте рассылками и следите за частотой и релевантностью отправляемых сообщений;
  • Персонализируйте сообщения и используйте возможности сегментации аудитории для более эффективного воздействия на клиентов;
  • Оптимизируйте контент под формат мессенджера и его особенности. Например, в Telegram можно активно использовать боты, в WhatsApp — раскрытые сообщения с фото и ссылками;
  • Обеспечьте удобство ответа на сообщения клиентов. Упрощайте информацию, создавайте навигацию или кнопки;
  • Изучайте отчеты и статистику по эффективности рассылок и проводите A/B-тесты, чтобы улучшать и оптимизировать свои кампании.

Еще больше полезных рекомендаций по массовым рассылкам собрали здесь.

Рассылки для ресторанов и салонов красоты: где лучше всего их делать в 2023 году?

Что в итоге?

Так где же все-таки эффективнее локальному бизнесу — магазинам, ресторанам, стоматологиям, салонам красоты, автомастерским и тд. — делать рассылку по клиентам в 2023 году?

Мы внимательно и регулярно следим за развитием мессенджеров и их возможностями для бизнеса и тестируем различные гипотезы по ним. И на данный момент — самым удобным для рассылок является WhatsApp. Мы уже почти 3 года работаем в этой сфере и на опыте заявляем, что конверсия и открываемость в WhatsApp гораздо выше чем в СМС, Telegram, Viber или ВК. Там можно персонализировать рассылки и сегментировать клиентскую базу. В WhatsApp аудитория активнее идет на контакт с бизнесом, а процент оставления отзывов на карте после запроса в WhatsApp — 70%. Это хороший результат, поэтому не мудрите и идите туда. А Telegram и ВК лучше использовать для дополнительной коммуникации с аудиторией.

А какой мессенджер для рассылок по клиентам используете вы?
WhatsApp
Telegram
Viber
ВК
SMS
Другой
2020
7 комментариев
Автор

Речь ведь идет не о спаме, а об общении со своими клиентами. Напомнить о приеме, сообщить о скидке, попросить оставить отзыв, допродать услугу клиенту который у вас завсегдатай... Можно игнорировать функцию рассылок по своим клиентам, а можно использовать - и получить еще больше прибыли. Выбор за бизнесом.

А спам это другое. К тому же, на всех перечисленных площадках нет возможности спамить (кроме telegram). Аккаунт блокируют, а результата от таких действий - ноль.

3
Ответить

Я человек простой – получаю спам – блочу спамера и я больше не ваш клиент

1
Ответить

Так же делаю

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ищу админку для рассылки и коммуникации на гитхабе можно с самими рассыльщиками, хотя их могу и сам сделать. А вот админку хотелось готовой и открытой для доработки

Ответить

один раз пошла не в свой салон, потому что срочно нужно было подстричь волосы, так мне до сих пор приходят спам уведомления, что я у них давно не была

Ответить