Популярные приемы киносъемки

Как снять план, кадр, эпизод или видео целиком, чтобы это было похоже на кино

Популярные приемы киносъемки

В профессиональной съемке на камеру используются такие приемы, которые недоступны для любителей или проектов, где не предусмотрен адекватный художественному замыслу бюджет. Эти операторские методы актуальны не только для съемок непосредственно кино, но и нередко применяются при создании рекламных роликов. Поэтому статья будет полезна широкому кругу аудитории из мира производства видео — как профессионалам, так и тем, кто стремится ими стать. Собрали список самых популярных приемов профессиональной съемки, которые помогут создать картинку как в кино и привлечь внимание любого зрителя (все референсы наши, кроме одного).

Общие вводные

До начала непосредственно съемки, необходимо произвести ряд манипуляций с камерой и подготовить технику. Безусловно, конкретные настройки камеры зависят от множества нюансов и того, какого типа у вас запланирована съемка: какие будут планы, какое наполнение в кадре — пространство и освещение, что за задачи в целом нужно решить. Однако существует ряд базовых рекомендаций и правил, которые применимы для любого типа видео.

Первое — оператору нужно проверить камеру на предмет чистоты объектива. Второе — проверить аккумуляторы камеры на заряд, а карты памяти — на свободное место. Третье — установить заранее на камере баланс белого.

Основные приёмы любой съемки

Так как кино снимают далеко не все, то сначала хотелось бы остановиться на основных приемах любой съемки — будь то видео для рекламы, документальная хроника, репортажи или даже хоумвидео.

Вот базовые операторские приемы.

1. Съемка дальнего плана

Этот прием актуален для съемок, когда стоит задача охватить камерой большую территорию. Его нередко применяют для съемки установочного кадра, когда зрителю показывается план с обстановкой, в которой будут разворачиваться события. Также дальний план используют для понимания масштабов предметов. Например, при съемках героя, находящегося на открытой местности — идущего по степи или поднимающегося в гору. А еще дальний план необходим, чтобы передать масштабный размер локации. Например, если это грандиозное сооружение или элемент природы.

2. Съемка общего плана

Непрофессионалы нередко путают дальний и общий планы. Однако между ними есть большая разница. На общем плане объекты в кадре, а именно человек или несколько людей, должны быть не менее чем в полный рост с окружающей их обстановкой. В общем, в сравнении с дальним планом, объект стоит ближе к камере.

3. Съемка среднего плана

Средние планы считаются одними из самых популярных операторских приемов. С их помощью акцентируется внимание зрителей на определенной сцене в видео. Такие планы применяют для съемок диалогов персонажей. Например, знакомая многим «восьмерка», когда при диалоге поочередно видны персонажи, а камера располагается за плечом или затылком собеседников. Средний план дает полноценное понимание эмоций героев.

4. Съемка крупного плана

Крупным планом считается изображение детали. Если продолжать аналогии с персонажами, то это может быть лицо героя либо часть его тела. Тоже самое относится и к съемкам предметов или интерьера. Таким образом, крупный план будет полезен тогда, когда необходимо сфокусировать внимание зрителя на очевидных деталях, предметах или действиях, например, эмоций на лице.

5. Съемка с высоты

Съемка с высоты птичьего полета фактически является дальним планом. Она также применяется для того, чтобы показать масштабы локации или пейзаж. Однако со времени доступности съемок видео на дроны, этот план принято выделять в отдельный тип. Особенно популярен этот метод при съемках рекламных роликов. Часто его применяют в кино — как начальный кадр, заявляющий обстановку.

Приёмы для создания киношной картинки

А теперь перейдем к сугубо профессиональным типам съемок. Из-за сложности в исполнении, такие техники актуальны для любых коммерческих видео — в первую очередь для кино, но нередко применяются при создании отдельных кадров в эпизодах, а то и в целиком рекламных роликов.

1. Экстремально крупный план

Этот тип плана является вариацией крупного плана, но только он еще крупнее. Например, не лицо персонажа, а его глаз или рот. Не ветка дерева, а листочек или даже насекомое, сидящее на нем. Кадры с таким видео еще называют макро планами. Для съемок таких кадров необходима самая настоящая профессиональная техника — объективы и световое оборудование, а также оператор с опытом такой съемки.

2. Наезд-отъезд и спуск-подъем

Наезд на объект и обратное движение считаются одними из самых популярных и универсальных приемов. При этом, им свойственна непростая техника — как в плане оборудования, так и с точки зрения самой съемки. Необходимы рельсы, долли (колёсная тележка), фокус-пуллер (человек, следящий за фокусом при изменении расстояния до объекта). Такие приемы актуальны для съемок художественных видео и передают определенные эмоциональные и драматически состояния персонажей. Например, при плане с наездом на героя его слова или сама его сущность становятся более важными и наполненными смыслом. План с отъездом передает чувство одиночества, изоляции или прощания зрителей с персонажем.

Также наезд или отъезд актуальны, если стоит задача создать центральную композицию. Например, когда персонажи и объекты расположены в центре кадра или прослеживается симметрия, уравновешенность и идеально выверенная композиция. Такой прием любил применять в своих фильмах мэтр Стэнли Кубрик, а сейчас это делает другой гений — Уэс Андерсон.

Для съемок, где необходим спуск или подъем камеры, операторы используют краны или специальные стрелы. С их помощью можно плавно перемещаться, меняя крупность или создавая монтаж внутри кадра (так называемый, внутрикадровый монтаж). Это добавляет в эпизоды напряжение и нередко такую съемку применяют для эффектных завершающих планов.

3. Панорамирование и наклон

При панорамной съемке изображение в кадре поворачивается горизонтально в фиксированном положении. При этом камера движется ровно и плавно. Получается имитация поворота головы зрителя, что создает ощущение присутствия. Панорамные кадры лучше всего подходят для съемки окружения.

Прием наклона заключается в перемещении камеры вертикально вверх и вниз из фиксированного положения. Он используется для медленного раскрытия чего-либо в кадре, переключая фокус внимания зрителя с одного на другое.

4. Использование стедикама

Камера со стедикамом зачастую используется в съемках профессионального видео, потому что управлять им могут не все операторы, а с его помощью обычно решаются сложные постановочные задачи, которые не стоят при любительской съемке.

Одной из таких задач является облет камеры вокруг объекта на 360 градусов. При нем оператор обходит сцену кругом, а видео при этом остается плавным и не дрожит. Такой прием подходит для неподвижных сцен, где при этом нужно создать динамичный план.

Также камеру с ручным стабилизатором применяют при эффекте следящей камеры. В этом случае оператор идет за движущимся объектом в кадре.

Более динамичным эффектом, чем следящая камера, считается трекинг. Чтобы добиться его, камеру устанавливают на движущийся объект либо досконально имитируют его движение для создания эффекта полного погружения. Так, камеру могут закрепить на героя и получится съемка от первого лица.

5. Открытая диафрагма

Съёмка с открытой диафрагмой позволяет размыть фон в видео, но оставить фокус только на главном объекте. Применяют ее, чтобы сделать акцент на чем-то конкретном в кадре. Уровень размытия устанавливается с помощью настроек камеры.

Также манипуляции с диафрагмой позволяют добиться оптического эффекта, при котором объект на переднем плане остается на месте, а задний фон резко движется назад. Это происходит за счет сужения угла съемки. Называется этот прием по разному — транстрав, dolly zoom или эффект «Вертиго».

Этот референс, конечно, не наш

Выводы

Все эти списки планов и приемов являются малой частью методов профессиональной съемки видео. Они — это основа и база, которая дает общее представление и за которой скрыто еще множество приемов с планами съемки или манипуляций с камерой для создания определенного кадра. Однако для создания нетривиального, интересного, динамичного и профессионально отснятого видео этих приемов должно быть достаточно. Кроме того, они также могут натолкнуть любого на новые идеи!

22
Начать дискуссию