Исследование уровня цифрового развития бизнеса в 2023 г
Привет! Мы в Hawking Bros в партнерстве с «Опорой России» провели исследование, чтобы оценить уровень цифровизации бизнеса в 2023 году. Рост компаний непременно сопровождается увеличением информационных данных, усложнением их форматирования и организации бизнес-процессов. Цифровые сервисы — необходимый ресурс, который помогает синхронизировать информацию и способствует дальнейшему развитию организаций.
Методология исследования
С 21 февраля по 10 апреля 2023 года мы опрашивали представителей разных бизнес-компаний.
Наша цель — определить уровень цифрового развития малого, среднего и крупного предпринимательства в России и выявить блокеры и трудности при внедрении новых сервисов.
В исследовании было 8 основных вопросов:
- Какие цифровые сервисы есть в вашей компании?
- Кто в вашей команде участвует в развитии цифровых сервисов?
Оцените от 1 до 10 уровень цифровизации вашей компании и объясните, почему именно такую оценку Вы поставили?
Что, по вашему мнению, мешает развитию цифровизации вашей компании?
Какие цифровые сервисы вы планируете развивать/разрабатывать в 2023 г.?
Испытываете ли вы потребность в импортозамещении ПО или сервисов? Если да, то в каких?
Какими ресурсами планируете развитие/разработку проектов?
Какой % от годовой выручки вашей компании выделен на поддержку и развитие цифровизации и как этот процент изменился с предыдущим годом?
В этой статье мы поделимся статистическими данными и нашими выводами по каждому сегменту (малый, средний и крупный).
Что уже есть?
Основной цифровой сервис всех компаний — корпоративный сайт. Он присутствует у 100% представителей крупного бизнеса, 93% среднего и 89% малого.
Мы предлагаем несколько сценариев, почему не у всех компаний среднего и малого бизнеса есть корпоративный сайт:
- основная деятельность ведется в социальных сетях;
- не готовы вкладываться в разработку сайта и настройку SEO;
- сайт есть, но им не занимаются по разным причинам.
Около половины опрошенных пользуются учетными системами, а треть — CRM. Крупные компании более склонны к применению цифровых сервисов, чтобы автоматизировать обилие процессов и систематизировать значительные объемы информации.
Часть респондентов отметила другие системы, которые используются в их компаниях: кастомный сервис для учета ресурсов и выставления счетов — у малого бизнеса, Service desk — у среднего, хранилище информации confluence, BI системы, MS project, SharePoint и корпоративный университет — у крупного.
Мы заметили, что разнообразие цифровых сервисов чаще присутствует в компаниях digital-сферы. Строительный, производственный и другие бизнесы тоже работают с большим потоком информации, и им тоже важно выстраивать эффективную коммуникацию и налаживать обмен данными. Но пока такие организации, вероятно, не готовы к внедрению новых инструментов оптимизации.
Кто руководит процессом?
Статистика ответов показала, что чем сложнее бизнес и чем больше у него отделов, тем больше людей берется за задачу развития цифровых сервисов.
- В малом бизнесе за это ответственен кто-то один: генеральный директор (59%) либо директор по маркетингу (33%). Часть респондентов выбрали свой вариант, в котором указали штатного программиста или менеджера по развитию.
- В среднем бизнесе эта задача распределяется между IT-директором (40%), директором по маркетингу (33%) и директором по развитию (47%). Некоторые участники опроса назвали также штатных программистов.
- В крупном бизнесе процессом цифровизации занимается команда старшего и младшего руководящего состава. Среди ответов «Свой вариант» — HR, Руководитель адаптации и развития сотрудников.
Это говорит о том, что большие компании нацелены на рост вовлеченности в идею цифровизации.
Блокеры цифрового развития
Мы попросили респондентов оценить уровень цифровизации компании, которую они представляют, и прокомментировать его. Лучшие оценки — у сферы digital (в основном 8-10). Как правило, другие фирмы хранят и обрабатывают данные "по-старому": в многочисленных таблицах и другими методами.
Крупный бизнес
Хотя средняя оценка удовлетворенности у крупного бизнеса стала самой высокой, судя по оставленным комментариям, во многих компаниях сотрудники отказываются использовать уже внедренные сервисы ведения и учета данных.
Цифровые сервисы, которые у нас есть, оставляют желать лучшего. Все работает вне зависимости друг от друга, есть ряд продуктов, которые еще только предстоит внедрить, ну и плюсом синхронизировать в единую систему то, что уже есть.
Очень мало данных для аналитики, их либо некуда заводить, либо сотрудники этого не делают, предпочитая свои "таблички".
У крупного бизнеса редко возникают финансовые преграды для прогресса. Проблемой чаще становится недостаток трудовых ресурсов (67%). Также этим сложностям сопутствует дефицит управленческих ресурсов (36%) и нежелание руководства менять бизнес-процессы (39%).
Малый бизнес
У небольших компаний оказалось достаточно много блокеров цифрового роста.
Самые распространенные — недостаток финансирования (36%), отсутствие трудовых ресурсов для реализации (37%) и идей для развития (46%).
Средний бизнес
В фирмах среднего бизнеса главные блокеры — недостаток трудовых ресурсов (53%) и нежелание руководства менять бизнес-процессы (33%). Также компании частично продолжают сталкиваться с недостатком финансирования (27%).
Мы выдвинули предположение, что зачастую руководство просто не понимает, в чем состоит профит от новых сервисов. Заметно, что недостаточная освещенность в эффективности цифровых инструментов мешает росту бизнеса. Важно подробно доносить до руководителей продуктов, что автоматизация упрощает ведение и учет данных и задач и освобождает ценное время сотрудников. А это напрямую влияет на рост выручки.
Планы на развитие цифровых сервисов
Результаты опроса показали, что крупные компании настроены и дальше вкладываться в расширение и поддержку практически всех цифровых сервисов. У небольших и средних компаний есть планы развивать корпоративные сайты, учетные системы и CRM. А вот значительный процент представителей малого бизнеса пока что не готов активно внедрять технологии.
Мы узнали у респондентов, с помощью каких ресурсов их компании планируют реализовывать планы по цифровому развитию. Оказалось, лишь треть готова воспользоваться услугами специалистов извне. Остальные рассчитывают на внутренних сотрудников. Что интересно, в число этих фирм входит достаточно много тех, которым для реализации не хватает собственных трудовых ресурсов.
Мы связываем это логическое расхождение с высоким уровнем непонимания как надобности внедрения новых сервисов, так и специфики и сложности этого процесса.
Также мы поинтересовались у респондентов, испытывают ли они потребность в импортозамещении ПО. Процент положительных ответов оказался небольшим, и в основном эта потребность есть у компаний digital-сферы с высоким уровнем цифровизации. Это подтверждает факт, что компании, далекие от цифры, плохо понимают необходимость внедрения сервисов и поэтому не проявляют к ним интерес.
Как бюджет на цифровизацию влияет на развитие
Опрос показал, что чем выше выручка компании, тем больше она вкладывается в цифровизацию процессов. В малом бизнесе преобладает минимальный процент бюджета, а в крупном — самый высокий.
При этом динамика изменения этой доли в сравнении с 2022 годом у малого бизнеса остается неизменной, в среднем — частично начинает увеличиваться, а в крупном повышается у большинства компаний.
Вывод
Наше исследование выявило неравенство цифрового развития среди разных компаний. Лучше всего дела с технологичностью обстоят в области digital, где все бизнес-процессы и так автоматизированы. В остальных сферах цифра распространятся только в соответствии с ростом фирм.
Но самая большая проблема заключается в том, что иногда руководство не понимает, зачем нужны цифровые инструменты и не видит причин их финансировать. Безусловно, это влечет за собой торможение роста бизнеса: компании просто не могут работать на полную мощность. Отсутствие удобных корпоративных систем заставляет сотрудников тратить драгоценное время на ручную работу с данными.
Надеемся, что нам с коллегами удастся донести профит внедрения цифровых сервисов до руководителей развивающихся продуктов.
Если ваша компания нуждается в помощи с выбором и последующей разработкой и внедрением цифровых сервисов, Вы можете обратиться за консультацией к нам на почту hello@hawkingbros.com.
Спасибо за проделанную работу, было бы интересно получить инструмент, который позволяет по разным параметрам измерить степень "оцифрованности бизнеса"
Круто! Вот правда! Не всегда преполагаешь количество пользователей каких-то сервисов, а тут еще и пояснениями. У нас, как у большинства, также есть сайт корпоративный и crm. Пользуемся продуктами аспро и там, и там.
А расскажите сколько участников вы опросили и как это делали?
Здравствуйте, Иван!
Это исследование было количественным (105 ответов), еще дополнительно 30 ответов мы откинули за неконсистентность ответов и противоречия. Срез по должностям отвечающих не делали, т.к. это механический процесс и ценности в ответах нет. Исследование было в формате онлайн-опроса, состоящего из вопросов с выбором одного или нескольких вариантов ответа, а также из вопросов с развернутым ответом.