Какие причины мешают провести успешное позиционирование продукта или компании?

О позиционировании написано много статей и книг. Как правило, пишут о том, что и в какой последовательности делать.

По сути, в процессе поиска позиционирования компании или отдельного продукта необходимо найти ответы на ряд вопросов и увязать их в единое целое.

Часть вопросов, на которые нужны ответы:

  • Кто наши целевые клиенты? (критерии их выделения и описание)
  • В каких жизненных ситуациях им нужны наши продукты? (в какой ситуации они находятся в данный момент времени и почему эта ситуация вызывает у них трудности)
  • Какие проблемы/трудности, вызванные этой ситуации можно решить, используя продукты компании? (ценность любого продукта заключается в его использовании для решения проблем/трудностей)
  • Какие ценности/выгоды получат клиенты, приобретая наши продукты?
  • В чем заключаются отличия продукта/компании от основных конкурентов?

Как правило, на стартовой встрече эти вопросы не вызывают отторжения или непонимания и проект начинается.
Трудности возникают на стадии формулирования ответов.
В разных компаниях это могут быть разные причины затруднений.
Я попробовал составить список ситуаций внутри компаний-заказчиков, наличие которых может существенно тормозить реализацию проекта.

  • Компания считает, что клиентам нужны их продукты, а не решения. Поэтому продажи построены на продвижении продуктов, а не решении проблем/реализации потребностей клиентов (Следствие: в компании очень мало информации о проблемах/трудностях/потребностях клиентов, которые приобретают ее продукты. На вопрос Зачем они купили ваш продукт, часто слышу ответ - Потому что он был им нужен)
  • Компания поддерживает активную связь с клиентом в процессе продажи и подписания контракта. (Следствие. Компания практически не имеет информации о выгодах/ценностях клиента, которые были им получены после приобретения и использования продукта)
  • Продавцы компании "воспринимают" продукт как набор его характеристик, поэтому в процессе продаж говорят только о них. У них слабое представление о возможных ситуациях, в которых этот продукт может быть наиболее полезен. И на встречах с клиентами они не имеют возможности это проверить.
  • Целевыми клиентами считаются все клиенты, которые хотя бы один раз купили продукт компании (Следствие. Единственный способ позиционирования, который остается в этой ситуации - более низкая, чем у аналогичных продуктов, цена)
  • Важными считаются функциональные выгоды, то есть наглядные выгоды, которые можно измерить. (Следствие, Эмоциональные выгоды от приобретения продукта не рассматриваются как значимые факторы, которые могут влиять на выбор клиента)
  • Компания опирается только на свои представления о способах и ситуациях применения продукта. (Следствие. Компания видит свои рынки и клиентов только в пределах отрасли к которой она относится.)
  • Описанные/выделенные характеристики приводят к "слиянию" с продуктами ближайших конкурентов. (Следствие. Для выбора у клиента остается только один фактор - Цена)

Основная причина, которая вызывает необходимость позиционирования компании/продукта.

  • Огромное количество предложений/рекламы, которые создают "шум" на рынке. Через этот шум трудно пробиться и привлечь внимание потенциального потребителя.

Что дает выбор и реализация позиционирования компании/продукта?

  • сужение количества конкурентов
  • повышение вероятности, что потенциальные клиенты обратят внимание и проявят интерес к продуктам компании
  • снижение ценовой чувствительности клиентов.

Основная трудность при выборе позиционирования.

  • Участникам проекта по выбору позиционирования необходимо "включать мозг" на полную мощность. Каждое решение привязано к уникальной ситуации данной компании, поэтому списать у кого-то слова не удастся.

    #позиционирование
44
Начать дискуссию