Гайд по созданию эффектных заголовков: алгоритмы, цепляющие приемчики и (очень) частые ошибки
А также бонус – сервисы генерации заголовков и формулы цепляющего текста, которые органично подводят читателя к нужному целевому действию.
Привет! Это Sendsay – омниканальная CDP-платформа.
Качественный контент – это хорошо, но без эффектного заголовка он вряд ли привлечет внимание читателей. Поэтому нужно уделять внимание теме, чтобы люди заметили ваш пост, статью или письмо в ленте.
Мы собрали в статье рекомендации по работе с заголовками:
В конце материала – краткая памятка о том, как создавать крутые заголовки 👀
Простой алгоритм создания заголовка
Озаглавить текст несложно. А вот сделать так, чтобы заголовок привлекал внимание и вызывала желание прочитать текст – задача потруднее. Но у нас есть алгоритм, который поможет собрать заголовок статьи или тему письма как конструктор.
1. Определить тему публикации и конкретизировать ее – слишком общая тема не привлекает внимание, поэтому ее нужно сузить. Как написать заголовок → Как придумать тему статьи, письма или поста с помощью нейросетей.
2. Придумать несколько вариантов – подумайте над разными заходами для заголовка: польза, интерес, интрига, эмоции, социальное одобрение.
3. Добавить ценность – эмоциональную и/или рациональную. Это может быть пошаговый алгоритм, N ценных рекомендаций, эстетическое наслаждение, утоление любопытства, развлечение и прочее. Как написать заголовок с помощью нейросетей → Протестировали 5 нейросетей для создания заголовков. Варианты ChatGPT заставили поволноваться всю редакцию.
4. Убрать избыточные слова – усильте тему, сделав ее более короткой и емкой. Для этого нужно убрать лишние обороты, конструкции и уточнения. А если подбираете тему для рассылки, проверьте, нет ли в ней стоп-слов.
5. Выбрать лучшую тему – оцените варианты: насколько они интересные, вызывают ли желание открыть, соответствуют ли главной теме содержания и основной цели материала.
6. Ограничить длину – особенно важно для рассылок, в которых часть темы может скрыться за многоточием. Заголовок письма должен умещаться в 30-40 символов – столько видно в мобильной версии до сокрытия. В постах и статьях тема может быть длиннее.
Читать в блоге: 8 советов для создания эффективных заголовков email-рассылок
Если придумываете тему для email-рассылки, то можно сделать дополнительный шаг, он поможет найти заголовок, который заинтересует аудиторию. Для этого нужно провести А/В-тестирование.
А/В-тестирование – это метод маркетингового исследования, которое помогает выбрать один из двух вариантов. Суть в том, чтобы создать 2 одинаковых письма с разными заголовками, отправить его тестовой группе и оценить, какое сработало лучше.
Такой тест можно провести в сервисе email-рассылки. Вот как это делается в Sendsay:
- перейти в раздел A/B-тестирования и задать исследуемый параметр – тема письма
- задать условие победы: выбрать лучший вариант самостоятельно или автоматически по открываемости, кликабельности или количеству отписок
- указать письмо из готовых шаблонов или создать новое
- написать для каждого письма тему
- запустить тест рассылки
По результатам теста станет понятно, какая тема для рассылки вызывает больший интерес у подписчиков и работает эффективнее
Приемы для привлечения внимания к контенту
Следуя нашему алгоритму, можно придумать несколько вариантов тем и выбрать лучшую. А сделать заголовок сильнее помогут следующие приемы:
- открытый вопрос – намекает, что в публикации будет развернутый ответ
- риторический или эмоциональный вопрос – привлекает внимание и может вызвать отклик у аудитории
- спорное утверждение – вызывает эмоциональный отклик, пользователя может заинтересовать материал независимо от того, согласен он с утверждением или нет
- обращение к аудитории – цепляет внимание целевых читателей
- ньюсджекинг – использование актуальных новостей и событий в контенте, например: Топ-5 средств для создания макияжа, как у Мишель Йео на премии Оскар
- польза или выгода – хорошо работает, если наглядно показана ценность информации
- упущенная выгода – создает ощущение, что в тексте есть важная информация, которую нельзя пропустить
- цифры – создают ощущение упорядоченности, кажется, что материал будет не хаотичный, а структурированный и понятный
- юмор – помогает привлечь внимание целевой аудитории, которая оценит шутку по достоинству
- цитата – отлично подходит для интервью и экспертных публикаций, особенно если фраза спорная, эмоциональная или интригующая
- личный опыт – истории людей любят читать, поэтому об этом нужно упомянуть в заголовке
- социальные доказательства – кейсы, результаты, примеры использования
- неожиданное продолжение – эффектный прием, который работает на эмоции удивления и интереса
- частые проблемы и ошибки – тоже хорошо привлекают внимание и вызывают желание узнать, какие ошибки не стоит допускать
- призыв к действию – приём, помогающий подтолкнуть читателя открыть статью или письмо
Читать в блоге: Темы для триггерных рассылок: более 100 примеров и идей
Ошибки, которые делают заголовок слабым
Приведенные выше советы помогают сделать заголовок сильным и цепляющим. Но любые приемы нужно использовать аккуратно, чтобы не допускать следующих ошибок:
Заголовок не отражает содержание
Тема должна зависеть от задачи публикации и ее содержания. Если в контенте полезный материал – заголовок должен раскрывать ценность для читателя. Польза ради пользы уже мало кого интересует.
Не бойтесь делать заголовки длинными, особенно для статей: опишите главные вехи материала, если это инструкция; используйте спорные утверждения, неожиданные сюжетные повороты и прочее. Все, что отвечает содержанию текста, и тому, какую реакцию ждете от читателя.
Заголовок не соответствует по стилю
Также важно, чтобы тональность темы соответствовала стилю публикации. Часто бывает, что в заголовке используют хайп, кликбейт и дерзость, а текст написан в нейтральном стиле. Не стоит так делать, потому что вызывает ощущение неоправданных ожиданий или даже обмана.
Заголовок слишком обобщенный
Иногда тему почти не конкретизируют и получается что-то вроде: как заработать на рассылках. Это очень широкая тема, по которой непонятно, что именно будет в статье: то ли общая информация о способах монетизации, то ли конкретные инструменты. Желания открыть и выяснить, что же там в тексте, не появляется.
Поэтому нужно сузить тему и конкретизировать, что в ней интересного, для какого она читателя. Например: Рассылки на 8 Марта → 10 идей для рассылки на 8 Марта и рекомендации по ее оформлению.
Заголовок слишком узкий
Проблема возникает при слишком сильной конкретизации, из-за чего заголовок сужает аудиторию, которой потенциально может быть интересна тема.
Например, для той же статьи про женский день можно конкретизировать заголовок до варианта: Как поздравлять с 8 Марта в email-рассылке. Но так мы сужаем тему до email-рассылки, хотя идеи сработают и в мессенджерах.
Заголовок перегружен
Так бывает, если автор хочет рассказать сразу обо всем, из-за чего смазывается фокус с главной информации. Поэтому нужно сначала определить основную мысль текста, а потом думать, что еще может быть важным для читателя.
Например: Рассылки на 8 Марта: идеи, примеры, тренды, советы от экспертов, что можно писать, а что не стоит → Как поздравить с 8 Марта, учитывая текущую повестку: советы от экспертов.
Нейросети и генераторы заголовков
Если придумывать тему самому сложно или просто лень, можно воспользоваться специальными сервисами.
- ChatGPT – самая популярная текстовая нейросеть
Как воспользоваться: на сайте разработчика, но он не работает в России без VPN. Проще воспользоваться ботами с ограниченным функционалом в Дискорде или Телеграме
Стоимость: бесплатно, некоторые боты могут быть платными
ChatGPT можно показать текст и попросить придумать к нему заголовок. Лучше сразу указать нужные параметры, например: тональность, конкретные слова, целевую аудиторию, формат текста и площадку, на которой текст будет опубликован.
Мы тестировали нейросеть для создания заголовка к письму из нашего дайджеста, и ChatGPT придумал десяток крутых заголовков, так что смело его рекомендуем.
2. Gerwin – нейросеть для работы с текстом
Как воспользоваться: перейти на сайт Gerwin
Стоимость: от 280 ₽, при подписке на телеграм-бот дают промокод на бесплатные 10 тыс. символов
Гервин – нейросеть, которая хорошо работает с русским текстом. У нее есть специальные инструменты для генерации заголовков со следующими настройками:
- указать тему – краткое содержание статьи, не более 100 символов
- тональность – нейтральный, восторженный, остроумный и прочее
В отличие от ChatGPT, Гервину нельзя показать текст, чтобы он сам подобрал заголовок, он может сгенерировать его только по краткому текстовому описанию. Мы также рассказывали про опыт работы с нейросетью в статье про эксперимент с рассылкой, и ее варианты уступали заголовкам от ChatGPT.
3. Текстовод – сервис для работы с русскоязычными текстами
Как воспользоваться: перейти на сайт Текстовода
Стоимость: бесплатно для текстов до 15 тыс. знаков, свыше этого объема – 1,5 ₽ за 1 тыс. символов
Простой сервис с инструментом «Озаглавить текст онлайн», которому можно показать материал и он придумает для него заголовок. Мы показали текст этой статьи, и вот какой заголовок предложил Текстовод 👇
4. WebCanape – генератор тем
Как воспользоваться: перейти на сайт WebCanape
Стоимость: бесплатно
Сервис придумывает заголовки с указанным ключевым словом – подойдет в случаях, когда надо написать название с ключевым словом. Также WebCanape может здорово помочь с поиском тем для контент-плана.
Формулы создания заголовков
А если алгоритмы и нейросети не помогают, то можно воспользоваться формулами создания цепляющих текстов.
1. Призма полезного действия от Ильяхова
Максим Ильяхов – эксперт в работе с текстами и визуалом. Он предложил формулу создания цепляющих заголовков на основе трех триггеров:
- Прагматика – измеримая польза, которая апеллирует к рациональной трате времени, ресурсов или денег. Например: Как полимерные накопители улучшают качество передачи информации
- Социальный аспект – это обращение к определенной группе людей или к социальным чувствам признания, уважения, гордости. Например: Российские ученые открыли новые свойства полимера, которые произвели революцию в науке
- Эмоциональное воздействие – апелляция к эмоциям человека: радость, отвращение, удивление, любопытство. Например: Ученые разрабатывают устройства из полимеров, которые помогут людям управлять техникой силой мысли
Заголовки, которые включают в себя все три параметра, будут очень яркие, но длинные. Например: Сенсационное открытие российских ученых: с помощью полимерных имплантатов можно управлять техникой силой мысли. Как это изменит жизнь людей?
2. Формула 4U – Usefulness, Uniqueness, Ultra-Specificity, Urgency
Чтобы повысить эффективность заголовка, пригодятся четыре параметра формулы: польза, уникальность, прицельность и срочность. Важно использовать хотя бы один-два из них.
- польза показывает, какую ценность письмо, пост или статья принесет читателю
- уникальность позволяет выделиться в ленте и предложить читателю что-то особенное
- прицельность поможет зацепить внимание нужной целевой аудитории
- срочность создаст ощущение упущенной выгоды, что увеличит вероятность отклика на рекламное предложение
3. Формула AIDA – Attention, Interest, Desire, Action
Формула предполагает ведение читателя через привлечение внимания к заинтересованности, пробуждению желания и мотивации действовать.
Все элементы использовать в заголовке не обязательно, можно их добавлять в другие части материала. Например: в заголовке привлечение внимания, в прехедере / лид-абзаце – интерес, в тексте – формирование желания и призыв к действию.
Как это может реализоваться в рассылке:
- тема – «Как потеплеет, пойдем на пикник?»
- прехедер – «Скидка 20% на товары для семейного пикника»
- основной текст – подборка пледов, красивой посуды и прочих вещей для пикника, а также кнопку с мотивацией перейти на сайт и посмотреть больше предложений
Кстати, у AI-сервиса Гервин есть отдельный инструмент для создания текстов по формуле AIDA. В нем надо указать вводные данные, и сервис сгенерирует продающий текст 👇
4. Формула PAS – Problem, Agitation, Solution
Суть формулы в том, чтобы обратить внимание на проблему, раскрыть ее, вызывая эмоции, и предложить решение проблемы.
- проблема – то,что беспокоит вашу аудиторию
- раскрытие – понимание, как сильно проблема затрагивает аудиторию и что может произойти, если её не решать
- решение – ваше предложение по решению проблемы и объяснение, как это может помочь
Чтобы создать привлекательный контент на основе формулы PAS, нужно убедиться, что заголовок создает ощущение знакомой проблемы, которая решается в тексте. Эта формула также поможет выстроить структуру всего текста так, чтобы вместе с заголовком они создавали единое целое:
- в заголовке хорошо сработает формат вопроса или личной истории, привлекающей внимание
- в тексте – раскрытие проблемы, с которой сталкиваются потенциальные клиенты, решение и обоснование, почему они должны действовать прямо сейчас
Если подвести краткий итог статьи, то мы бы сказали так:
- Хороший заголовок вызывает эмоции и раскрывает ценность материала: польза, развлечение, чувство гордости, единения и вообще чего угодно.
- Самостоятельно придумать эффектный заголовок можно с помощью алгоритма, который позволяет придумать несколько вариантов, выбрать лучший и усилить его с помощью разных приемов.
- При этом нужно быть аккуратным и не допускать ошибок: слишком широкая или узкая тема, неподходящая тональность или чрезмерное уточнение.
- Быстро придумать тему можно с помощью нейросетей или специальных сервисов. По нашему опыту ChatGPT справляется лучше всех.
- Также можно воспользоваться формулами цепляющего текста, которые помогают усилить тему и органично связать ее с текстом: призма Ильяхова, 4U, AIDA и PAS.
И напоследок: заглядывайте на наш телеграм-канал, при подписке на который, мы дарим книгу «Email-маркетинг для бизнеса». Подробнее о том, как ее получить, указано в закрепленном сообщении канала.
А также подключайтесь к Sendsay, чтобы сделать ваш email- и мессенджер-маркетинг мощнее 💪
Будем честны с собой. Мы бы все зашли на статью с первым заголовком и пропустили со вторым.
спасибо за информацию
Кто виноват? И что делать? - два самых ярких и многозначных заголовка
Отличная статья - как делать удачные заголовки и крючки , набрала аж 2три просмотра. Вам надо что-то менять....