Вам (не) нужен CRM-маркетолог

У себя в канале CRM⚡CJM FM мы часто сталкиваемся с текстами вакансий CRM-маркетологов, из которых смело можно выкинуть больше половины пунктов и они не потеряют, а только приобретут больше смысла.

И мы не имеем в виду ситуации, когда в вакансии описан не тот стек каналов или не то устройство команды — этого при беглом просмотре обнаружить нельзя, здесь сюрприз ожидает кандидата уже в ходе собеседований.

Как же это происходит? Очень часто в вакансию добавляют «пожелания» люди, которые не имеют отношения к этой роли и никогда не работали с такими специалистами. Например, руководители смежных подразделений, у которых нет ставки, но есть обязанности, которые хотелось бы пристроить, неважно, насколько они релевантны, и должен ли человек, который будет описан в вакансии, напоминать в итоге Шиву.

Мы решили написать план для составления вакансии CRM-маркетолога, который будет полезен HR-специалистам и руководителям отделов по маркетингу, и описать, что делать с этой вакансией дальше, чтобы найти идеальный мэтч.

Вам (не) нужен CRM-маркетолог

В этой статье мы уже рассказывали, как заполучить крутого CRM-специалиста в свой проект и что умеют специалисты в зависимости от грейда. Сегодня поговорим о том, насколько крутой CRM-маркетолог вам нужен и нужен ли вообще 🙂

Как успешно закрыть вакансию CRM-маркетолога?

1. Определяем, кто нам нужен

Скорее всего, у вас заранее определена вилка для новой ставки, она может сразу отсечь не только конкретных кандидатов, но и целый грейд как таковой.

Мы в рамках нашего исследования сопоставили грейды с зарплатой следующим образом:

Вам (не) нужен CRM-маркетолог

Кроме вилки есть и другие ограничения «сверху». Есть ли другие CRM-маркетологи в проекте? Понимает ли руководитель специфику CRM-маркетинга? Готов ли кто-то из команды тратить время на обучение (не только на погружение в проект) и как много? Готова ли команда к периодическим непреднамеренным ошибкам, затрагивающим клиентов и подписчиков?

Ответы на эти вопросы помогают понять, подойдет ли вам джуниор CRM-маркетолог. Как бы нанимающему менеджеру ни хотелось сэкономить и получить полностью самостоятельную рабочую единицу, это чаще всего либо временно (специалист рано или поздно поймет, что он может быть оценен выше), либо невозможно. Для джуниор специалиста абсолютно нормально иногда совершать ошибки (это не индульгенция, но из-за незнания раз в полгода может что-то выстреливать), задавать больше вопросов и просить больше пояснений.

Еще необходимый грейд можно определить по фреймворку. В таблице описаны хард- и софт-скиллы и их уровень развития в зависимости от грейда, благодаря ей вы можете понять, какой уровень развития покемона соответствует вашим потребностям.

Помимо рынка ваш запрос может и должен определять здравый смысл. Если направление потенциально будет приносить 150 тысяч в месяц, вряд ли вы готовы будете платить за специалиста 200, иначе бизнес бы у вас в принципе не получился 🙂

Мы определились с грейдом и вилкой. Впереди самое интересное — составление вакансии и списка обязанностей.

2. Составляем текст вакансии

Хорошо описанная и структурированная вакансия даст вам больше релевантных откликов и меньше «пустых» собеседований. Мы у себя в канале обычно используем следующий формат вакансии:

  • что за компания
  • что нужно делать
  • что ожидают от кандидата
  • сколько денег готовы дать

Чтобы заполнить пункты 2 и 3, двигайтесь по нашему чек-листу:

  • выберите каналы, с которыми будет работать CRM-маркетолог: например, емейл-рассылки, мобильные пуши, веб-пуши, смс, ретаргетинг, робо-звонки, рассылки в мессенджерах, in-app баннеры
  • выберите системы, с которыми будет работать маркетолог: например, CRM (Bitrix, Amo, 1C и т.д.), CDP (Bloomreach-Exponea, Mindbox и т.д.), системы для программ лояльности (Manzana, Retail Rocket-SailPlay, ЦФТ и т.д.) и самописные системы
  • выберите инструменты, которыми должен владеть маркетолог: например, ESP, Stripo, Типограф, Excel, Google Документы, Google Аналитика, SQL, Redash, Tableau, Power BI, JIRA, Miro
  • определите, нужно ли специалисту самостоятельно разрабатывать стратегию направления или только выполнять текущие задачи, поставленные кем-то другим
  • определите, насколько глубоко специалисту нужно погружаться в аналитику — должен ли он только смотреть Open Rate, Click Rate, CTOR, Abuse/Complaint Rate, Unsubscribe Rate и доставляемость или он должен уметь считать окупаемость каналов, доли заказов и частоту покупок в сегментах, а также оценивать выгорание сегментов и строить гипотезы по вовлечению базы
  • определите, нужно ли специалисту уметь проводить корректные А/Б-тесты в рамках директ-каналов
  • определите, нужно ли специалисту уметь писать (продающие | вкусные | конверсионные) тексты для рассылок, создавать дизайн шаблонов и верстать письма / баннеры вручную
  • подумайте, нужно ли специалисту самостоятельно настраивать процессы с нуля или двигаться по уже созданным (внедрять новую систему учета данных или систему планирования, настраивать кросс-командное взаимодействие между отделами и т.д.)
  • оцените, нужно ли будет специалисту принимать решения в режиме неконтролируемого хаоса и будут ли вообще у него полномочия самостоятельно принимать решения

Сформулируйте собранную информацию в виде традиционного для вакансий списка буллет-поинтов.

Пример:

Что нужно делать?

  • интегрировать новые каналы коммуникации;
  • отвечать за рост метрик;
  • формулировать гипотезы, проводить эксперименты, автоматизировать и масштабировать успешные коммуникации;
  • кросс-функционально взаимодействовать с командами продукта, IT, аналитики, клиентского сервиса и продаж.

Что ожидают от кандидата:

  • опыт работы с Mindbox, Exponea;
  • опыт работы с разными каналами коммуникации (email, SMS, WhatsApp, push);
  • навыки проведения А/B-тестов;
  • понимание CRM-метрик и умение принимать решения на основе данных.

Мы уверены, что вакансию почти любого CRM-специалиста можно описать максимум в 10 пунктов. Если вам нужна помощь с этим непростым делом и с определением уровня нужного вам специалиста, приходите на консультацию →

3. Что может выглядеть красным флагом в вашей вакансии?

Не все йогурты одинаково полезны и не всякие вакансии аудитория готова встречать с распростертыми объятиями.

По этим признакам вашу вакансию скорее всего обойдут стороной:

  • в вакансии помимо обязанностей CRM-специалиста будут дополнительные — например, организация мероприятий, производство POS-материалов, SEO-оптимизация, SMM.
  • вы внезапно ищете сразу весь отдел — и руководителя, и нескольких подчиненных.
  • в вакансии указаны отпуск и больничные как плюс при оформлении по ТК.
  • прямо в вакансии указано, что нужно нарушать закон («холодная» рассылка, купленная база и прочие эвфемизмы).
  • сама вакансия постоянно повторяется (то есть ищут людей на одну и ту же должность).
  • требования сформулированы для синьора, а зарплатная вилка — для джуна.

А о факторах, которые могут снизить или повысить стоимость каждого конкретного CRM-маркетолога, мы уже писали в предыдущей статье.

4. Размещаем вакансию там, где ее увидят

Чтобы классный специалист пришел к вам на работу, нужно, чтобы он увидел вашу вакансию. А это значит, что придется поискать места обитания этих специалистов.

Мы собрали для вас несколько площадок, где ваша вакансия может быть кстати:

Кроме того, конечно, размещайте вакансию на стандартных досках — hh.ru и других. Оттуда вакансии часто попадают в подборки вроде facancy, что увеличивает возможный охват.

А еще мы всегда можем посоветовать вам подходящих специалистов из пула наших клиентов.

77
Начать дискуссию