Пример 1. Вы решили открыть птицефабрики на территории республики Марий Эл. Произведенное яйцо планируется на 80% экспортировать в другие регионы, и 20% реализовывать в Марий Эл.
Для расчета объема рынка столовых куриных яиц по республике Марий Эл первым способом необходимо выяснить а) численность потребителей куриных яиц в РМЭ; б) среднюю частота потребления куриных яиц одним потребителем; в) среднее количество потребляемых куриных яиц за 1 раз. Есть два варианта решения данной задачи: 1) найти информацию в открытых источниках (Росстат, отраслевые журналы, интернет-порталы и т.д.); 2) провести количественное исследование рынка. Второй вариант используется тогда, когда данные в открытых источниках отсутствуют либо содержат сведения, не соответствующие действительности. В нашем случае, при запросе«объем потребления куриных яиц в Марий Эл» Google выдал результаты на несколько исследований, в которых встречаются следующие данные:
1) Объем потребления куриных яиц в Марий Эл – 188 штук в год на душу населения (http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2268) (2014 год)
2) Объем потребления куриных яиц в Марий Эл – 250 штук в год на душу населения (http://mcx.ru/documents/document/v7_show/31123.363.htm) (2013 год)
3) Объем потребления куриных яиц в Марий Эл – 246 штук в год на душу населения (Стат. сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015», стр. 257) (2014 год)
Очевидно, что второй и третий источники – официальные (данные Росстата).
Используем показатель 246 яиц в год в качестве основы расчета.
Численность населения РМЭ – 688 686 человек (на 1 января 2014 года)
(Источник: http://cbsd.gks.ru/)
Таким образом, объем потребления куриных яиц в Марий Эл в 2014 году составил 169,4 млн. штук в год (688 686 человек * 246 ед. в год = 169,4 млн. штук)
За 2015 год данных по потреблению куриного яйца нет. Если проанализировать изменения потребление яйца по РМЭ за период с 2010 по 2014 год, то видно, что объем потребления кардинально не изменился и остается стабильным (источник: Стат. Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015», стр. 257) . Поэтому примем показатель равный 246 яйцам в год за основу расчета.
Численность населения РМЭ – 687 435 человек (на 1 января 2015 года) (Источник: http://cbsd.gks.ru/) Таким образом, объем потребления куриных яиц в Марий Эл в 2015 году составил 169,1 млн. штук в год (687 435 человек * 246 ед. в год = 169,1 млн. штук)Очевидно, что объем рынка куриных яиц изменился незначительно (менее 0,2%) только за счет уменьшения численности населения РМЭ.
Для расчета объема рынка столовых куриных яиц по республике Марий Эл вторым способом необходимы данные о запасах куриного пищевого яйца на начало и конец года, объемы производства, а также ввоз и вывоз данного продукта. Здесь необходимо учитывать, что помимо пищевого яйца в Марий Эл производится и племенное инкубационное яйцо (в частности, в Медведевском, Сернурском и Советском районах). Поэтому данные статистики содержат в общем числе и инкубационные яйца. В этом случае источником данных может стать Министерство сельского хозяйства. В результате запроса, были получены следующие данные за 2015 год:
Запасы на начало года – 9,0 млн. шт.
Запасы на конец года – 11,3 млн. шт.
Произведено куриных яиц хозяйствами всех категорий – 370,8 млн. шт., из них племенного яйца – 59,3 млн.шт.
Ввезено – 152,9 млн. шт., из них племенного яйца – 73,7 млн. шт.
Вывезено – 218,5 млн.шт., из них племенного – 0.
По результатам расчетов, объем рынка столовых куриных яиц составляет 169,9 млн. шт. (9,0+370,8-59,3+152,9-73,7-218,5-11,3=169,9 млн. шт.). Очевидно, что данные рассчитанные первым и вторым способом практически совпадают (разница в 0,47% незначительна).
Средняя стоимость 1 десятка яиц (розничные цены) в 2014 году составила 46,62 рубля (данные статистики, http://cbsd.gks.ru/). Таким образом, объем рынка столовых яиц по РМЭ в стоимостном выражении составил 169,4 млн. шт.*4,662 рубля = 789,74 млн. руб. в 2014 году (в розничных ценах).
Объем рынка столовых куриных яиц в РМЭ составил 169,9 млн. шт. в 2015 году (данные из примера 1). Средняя стоимость 1 десятка яиц (розничные цены) в 2015 году составила 54,7 рублей (данные статистики, http://cbsd.gks.ru/). Таким образом, объем рынка столовых яиц по РМЭ в стоимостном выражении составил 169,9 млн. шт.*5,47 рублей = 929,35 млн. руб. в 2015 году (в розничных ценах).
Изменение объема рынка составило 139,61 млн. руб. или прирост на 17,7%(наибольшее влияние оказал рост цен: за год цены на яйцо выросли на 17,3%). Объем производства столовых куриных яиц хозяйствами всех категорий – 311,5 млн. шт., из них 77,2% произведено птицефабриками, 22,8% - домашними хозяйствами. Основные производители куриного яйца в РМЭ – Волжская птицефабрика, Горномарийская птицефабрика и ТП «Союз» (они яйцо не производят, а закупают в других регионах и упаковывают в РМЭ). Волжская птицефабрика произвела в 2015 году 136,1 мл. яиц. Доля Волжской птицефабрики в общем объеме производства в 2015 году составляла 43,7% (в натуральном выражении). Известно также, что Волжская птицефабрика реализовала в Марий Эл 60,1 млн. куриных яиц (остальное вывезено в другие регион). Таким образом, доля рынка Волжской птицефабрики по РМЭ составила 35,4%. Объем реализации ООО ТП «Союз» на территории РМЭ составил около 56,9 млн. яиц в год, что составляет 33,5%. Горномарийская фабрика реализовала 27,2 млн. яиц на территории РМЭ, и имеет долю рынка 16%. Остальные компании и поставщики яйца в РМЭ занимают суммарно 15,1% рынка.
Суммарно три крупнейших производителя (Волжская птицефабрика, Горномарийская птицефабрика и ТП «Союз») занимают 84,9% рынка. Согласно модели A.T. Kearney этот этап консолидации рынка называется «Равновесие».
Это время сравнительно стабильного состояния отрасли. Кроме лидирующих компаний – теперь их можно назвать победителями – в ней остаются лишь малые и нишевые игроки. Рост клиентской базы прекращается, и шансы на значимое увеличение числа потребителей за счет основных соперников отсутствуют. Попытки завоевать доли рынка, принадлежащие малым игрокам, либо оказываются дорогими и неэффективными, либо пресекаются антимонопольным ведомством. На такой рынок заходить нецелесообразно.
кто это все читает?
Я читаю. Вы читаете. Много кто читает.
В основном те, кому интересно и кто умеет читать.