Чем может удивить маркетплейс для лабораторий? Интервью с призерами Workspace Digital Awards
Сегодня мы публикуем интервью с призерами Workspace Digital Awards (WDA), занявшими второе место в номинации «E-commerce». Это digital-агентство QSOFT и компания Labstore. Агентство разработало для компании сайт, который стал первым российским маркетплейсом с товарами для оснащения лабораторий.Этот проект отличается от других не только первоклассным исполнением, но и рядом уникальных функций, которые могли бы встретиться только в этой нише.
Отметим, что это не единственная победа QSOFT в WDA 2023. Агентство заняло второе место в номинации «IT-технологии и онлайн-сервисы» с мобильным интранетом для компании НЛМК и первое место в номинации «Корпоративные порталы» с сервисом для банка «Открытие».
В интервью участвовали:
- Демченко Олег Владимирович, Директор по развитию QSOFT;
- Ремез Евгений Сергеевич, Директор департамента электронных продаж Labstore.
Перейдем к сути.
- Олег, здравствуйте, еще раз поздравляем вас с победой на WDA! Как высоко вы оценивали ваши шансы? Насколько неожиданным для вас оказалось второе место в вашей номинации?
Олег: Премия WDA – это очень престижный конкурс в мире digital. Мы подали несколько работ и надеялись занять призовое место, но не рассчитывали, что возьмем три награды. Кейс Labstore действительно необычный и сложный. Мы провели огромную работу и реализовали сложные новаторские решения, в которых учли интересы пользователей.
- Как вы считаете, какой проект из трех был самым достойным победы? По каким критериям вы бы оценили его право на победу?
Олег: Хочется выделить проекты «Открытие» и НЛМК – одни из лучших Digital workspace в России. Единая точка входа, мобильный интранет и большое количество сервисов – digital-комфорт, который компании создают для своих сотрудников. Эти проекты также заслуживают право на победу.
- Смотрели кейсы ваших соперников или участников других номинаций? Если да, какие кейсы вам понравились и за счет чего?
Олег: Конечно, смотрим регулярно кейсы, представленные на ваш конкурс. Это помогает прокачивать насмотренность, черпать вдохновение и следить за достижениями коллег.
- Большое спасибо, нам очень приятно! Думаю, что премия WDA сильно способствует развитию российской digital-индустрии. Все призовые работы – выдающиеся проекты: как со стороны реализации, так и с точки зрения концепта. Эти работы способны впечатлить даже в мировом масштабе. Теперь обращусь к компании Labstore. Евгений, как в Labstore узнали об агентстве QSOFT и решили сотрудничать?
Евгений: Мы проанализировали несколько десятков компаний-разработчиков, исходя из рейтинга «Тэглайн». После первичной коммуникации выделили 5-7 компаний-претендентов на этот проект. Далее провели закрытый конкурс среди этих компаний: победу одержала QSOFT. Спустя месяц мы уже подписали договор и начали плодотворную совместную работу.
- Что вы можете выделить в профессиональном подходе агентства? Что вам понравилось больше всего в работе агентства над сайтом?
Евгений: Как бы просто это не звучало, но несомненным плюсом QSOFT является «работа на результат». Какие бы сложные входные данные от нас не поступали, как бы не менялись требования проекта в реальном времени, благодаря профессиональной команде мы смогли создать, улучшить и завершить начатое.
За каждым проектом стоят люди. Нам посчастливилось работать с людьми, знающими свое дело. Аналитики и программисты QSOFT глубоко продумывали функционал, архитектуру и применимость технологических решений. Мы вместе думали, выбирали, решали, прогнозировали, искали лучшие варианты. Благодаря тесной командной работе и полной вовлеченности в проект мы получили уникальное на российском рынке решение: мощное и гибкое одновременно.
- Как возникла идея создать маркетплейс товаров для лабораторий? Когда вы обнаружили рыночную потребность в таком продукте? Проводили ли маркетинговый анализ, или вам помогли представители QSOFT?
Евгений: Нам было известно, что сотни иностранных поставщиков реактивов и оборудования для лабораторий, хотели выйти на российский рынок. Но они были не в состоянии сделать это своими силами.
У нас возникла идея сделать для них площадку, на которой бы они могли предложить свой товар для российского рынка. Наш маркетплейс имеет многоязычный интерфейс и поддерживает многовалютность. Сейчас ситуация в мире поменялась, но наша площадка по-прежнему полезна поставщикам из России и других стран, если те желают активно сотрудничать с российскими покупателями товаров в сфере оснащения лабораторий.
- С каким запросом вы пришли в QSOFT? Какие требования к сайту вы огласили агентству на первичных переговорах?
Евгений: Мы попросили создать красивый и современный сайт, устойчивый к высоким нагрузкам. Если не вдаваться в детали, основные требования были связаны с количеством размещенных SKU и множеством интеграций. На начальном этапе мы закладывали возможность работы с 5 миллионами SKU. Сейчас проект поддерживает до 30 миллионов SKU, что сопоставимо с топовыми маркетплейсами мирового уровня.
- Будете ли вы сотрудничать с QSOFT над другими возможными проектами?
Евгений: При возникновении такой потребности это вполне вероятно. За годы совместной работы у нас сложились крепкие доверительные отношения.
- Большое спасибо за ответы! Возвращаюсь к QSOFT. Олег, подскажите, сколько времени и сил ушло на разработку сайта?
Олег: Договор на разработку сайта был заключен в июне 2020 года. С августа 2021 года перешли на поддержку. На разработку было затрачено более 16 000 человеко-часов. Это почти два года непрерывной работы одного специалиста. Однако проектом занималась целая команда специалистов.
- Сильно ли изменился сайт с момента его релиза? Если да, то что в нем изменилось? Планируются ли еще какие-либо улучшения?
Олег: Безусловно! Постоянно добавляются новые функции как для покупателей, так и для продавца, но визуальная составляющая меняется незначительно.
Например, в рамках последних доработок мы добавили функционал вывода информации о поступлении товара в терминал (указывается терминал, транспортная накладная и компания-транспортировщик).
Что касается визуальных изменений, то за последнее время работы они небольшие. Так, мы добавили фильтр/стикер «Под заказ». Это маленькая плашка, которая сразу позволяет определить сроки поставки товаров.
Поскольку сам сайт в большей степени рассчитан на работу с юридическими лицами, множество доработок не заметны глазу обычного обывателя. Они нацелены на улучшение сервиса для селлеров и организаций-покупателей. Например, сюда относятся такие функции, как доработка уведомлений о статусах заказа и добавление комплектов целиком.
Даже простая переиндексация для такого маркетплейса – непростая задача. У него около 6 000 000 товаров.
А еще мы добавили функционал для взаимодействия с внешними сервисами – Roistat (информация о покупателях и товарах в корзине) и генерацию фидов для «Яндекса».
- Вы сделали сайт очень технологичным – у него продуманный поиск. Идею создания сложного поиска вы подкрепили статистическими данными. В кейсе предоставили очень ценную информацию, над которой стоит задуматься другим разработчикам. Это данные, взятые из ваших исследований или со стороны?
Олег: Это данные из нашей внутренней аналитики, накопленной за годы работы.
- Вы предоставили интересные решения: поиск по таблице Менделеева и голосовой поиск. Часто ли ими пользуются? Как пришла идея внедрить такие функции?
Олег: При изучении потребностей аудитории специалисты QSOFT выяснили две вещи.
- Из-за специфики темы большинство пользователей ищут реактивы и оборудование не в каталогах интернет-магазинов, а через поисковую строку.
- У реактивов длинные названия и формулы – есть риск ошибиться в написании или пропустить один из химических элементов при наборе в поисковой строке.
Поэтому мы уделили особое внимание разработке системы поиска. В результате нами была разработана уникальная механика: покупатель выбирает нужные химические элементы в таблице Менделеева, а фильтр отображает только те товары, в составе которых присутствует хотя бы один из них.
Помимо поиска по химическим элементам, предусмотрены и другие механики сложного поиска. Среди них:
- отображение результатов, которые потенциально могут заинтересовать покупателя;
- показ товаров из категорий, близких к категории запроса;
- поисковые подсказки при вводе от трех символов;
- автоисправление опечаток и неправильной раскладки;
- распознавание транслитерации, синонимов, профессиональных терминов;
- поиск по наименованию поставщика, артикулу товара, CAT- и CAS-номерам;
- поиск по словам из описания товара;
- отображение ответов на информационные запросы, например новостей или услуг.
- Какая часть работы над сайтом была наиболее сложной на ваш взгляд?
Олег: Одним из требований заказчика было отображение цены на товары в разной валюте. Для этого мы реализовали интеграцию с API Центробанка России. В процессе внедрения функции возникли сложности с сортировкой и фильтрацией по стоимости. Чтобы на сайте отображались строго актуальные цены, наши разработчики внедрили дополнительный преобразователь валют, который синхронизируется с сервером и обновляет данные в режиме реального времени.
- Это и впрямь непростая задача! А как вы думаете, сколько времени сайт будет сохранять свою актуальность? Через сколько лет он потребует кардинальных изменений в дизайне или бэкенде?
Олег: С учетом позиционирования в качестве маркетплейса – максимум 1,5 года. По большей части это зависит от рынка, изменения товарного ассортимента, спроса/предложения на определенные категории товаров и даже действий конкурентов.
Изменения дизайна – через 1 год. Что касается «внутренней» составляющей – сайт построен на микросервисной архитектуре. Здесь всё будет зависеть от того, когда со стороны заказчика возникнет желание изменить или увеличить масштабируемость, а также внедрить новый функционал. Дело в том, что как только появляется новый сервис, нам требуется настроить взаимодействие с другими частями системы.
- Будете ли участвовать в этом сезоне премии WDA? Если да, сколько сильных кейсов нам от вас ждать? Расскажете, по каким проектам будете писать кейсы?
Олег: Конечно будем, статус победителя премии WDA имеет для нас большое значение. Мы отбираем кейсы и согласовываем их с клиентами, поэтому это пока закрытая информация.
Годный проект. Хайзенберг одобряет)
Очень интересный проект. Не знала, что для лабораторий в принципе бывают маркетплейсы :)
Ну вот этот, пишут, что первый в России. Возможно, других просто и нет)
Ну, если такое есть, значит кому-то нужно. Просто это B2B выходит, а там обычно просто прайсы нужны и пошло поехало. Да и специфика химической отрасли сложная.
QSOFT красавчики, спасибо за интервью! Было очень интересно прочесть.
Надеюсь в этом году увидеть еще больше кейсов от ребят)
Неужели Теглайном еще кто-то пользуется?! Они то не выпускают свои рейтинги годами, то объявляют о голосовании только за сутки. Странный проект.
Если бы не пользовались, то они бы давно закрылись