Подробный гайд по маркировке рекламы
Что нужно сделать до, во время и после запуска кампании.
Закон по обязательной маркировке рекламы в рунете действует уже давно, но его трактовку все еще обсуждают. VK — один из операторов рекламных данных, и мы регулярно сталкиваемся с вопросами про особенности и процесс маркировки: какие публикации нужно помечать и как это делать. Собрали ответы в подробный гайд.
Закон одной строкой: вся реклама в рунете должна быть промаркирована.
По закону, регистрировать и маркировать рекламу нужно через оператора рекламных данных (ОРД). Условия разные — ОРД VK работает бесплатно, за работу некоторых других операторов придется платить.
Как понять, нужна ли маркировка
Чтобы понять, считается ли публикация рекламной, можно проверить ее по чек-листу.
Чек-лист для проверки публикации
Автор публикации получил за нее деньги?
Публикация сделана по бартеру?
- В публикации есть «объект рекламирования» (название товара, организации и т. д.), и он выбивается из общего стиля сообщества?
В публикации есть призыв подписаться на чужой ресурс?
В публикации есть призыв к покупке чужого товара или услуги?
- В публикации подчеркиваются преимущества товара на фоне других?
Если хотя бы на один вопрос ответ — «да», маркировка нужна.
Публикации, которые не нужно маркировать
Считается публикация рекламой или нет, решает ФАС. В справке ФАС есть примеры, когда маркировка не нужна.
- Автор публикует одинаковую информацию на сайте и в соцсетях бренда в обычном, едином стиле.
В публикации нет объекта рекламирования.
Автор публикует информацию о спонсорах и партнерах в специальном разделе сайта.
- Информация публикуется в специальном разделе отзывов на сайте или в сообществе.
Что нужно сделать до размещения рекламы
До размещения нужно определить, кто будет заниматься регистрацией креативов и передавать данные в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Еще нужно организовать работу с ОРД.
Как маркировать рекламные интеграции в контенте блогеров
В сентябре ВКонтакте появился инструмент для регистрации рекламы у инфлюенсеров. Теперь при публикации записей, историй, клипов и видео ВКонтакте можно перейти в мини-приложение, чтобы добавить токен, а после – автоматически получить отметку о рекламе.
Самая частая ошибка, которую допускает бизнес при маркировке рекламы — неполная или неправильная информация о компании.
Что нужно сделать во время размещения рекламы
Когда все основные данные заполнены, необходимо получить токен — erid — и добавить его в рекламное объявление. Этот раздел заполняет тот участник рекламной цепочки, кто по договору получает токен для рекламного креатива.
Когда продвижение запускается через рекламные платформы VK, интегрированные с ОРД, токен создается автоматически. Дополнительно его получать не нужно.
Если токен выдается в кабинете ОРД, то после клика по кнопке «Создать креатив» откроется окно с полями для заполнения:
- Название: его лучше указать так, чтобы было проще найти объявление в списке;
- Бренд, категория, описание: достаточно заполнить хотя бы один из пунктов;
- Изначальный договор: нужно выбрать актуальный договор из списка подгруженных в кабинет документов;
- ОКВЭД: код для продвигаемого товара или услуги. Если в рекламе несколько позиций, необходимо ввести все коды через запятую;
- Ссылка: в этом поле указывается ссылка, на которую будет переходить пользователь из рекламного объявления. Важно, чтобы ссылка в рекламе и в данных ОРД совпадали.
- Файлы: файл с рекламным креативом — изображением или роликом. Если видео слишком длинное, достаточно добавить только часть с рекламой.
- Ссылка на внешние ресурсы: если файлы с креативами лежат в облаке, в это поле можно добавить ссылку на папку. Она должна быть открытой для всех пользователей.
- Текстовые данные креатива: текст, который используете в рекламе.
После нажатия на кнопку «Сохранить» рекламное объявление с токеном появится в списке на вкладке «Креативы». Открыв его, можно скопировать токен для использования на рекламных площадках.
Чтобы корректно промаркировать рекламу, перед публикацией в креатив нужно добавить токен в формате «erid:XXX», пометку «Реклама», наименование и ИНН рекламодателя.
Рекомендации по расположению данных на креативе
1. Присоединение к кликовой ссылке, интегрируемой в рекламный материал и ведущей на ресурс рекламодателя.
2. Если рекламный материал содержит текст (посты, статьи): в начале или в конце текста объявления.
3. Если реклама с изображением: лаконичнее разместить erid поверх изображения текстом. Расположить его можно в любом месте.
4. Если это видеореклама: в начале и/или поверх видеоролика текстом.
5. В выпадающем меню рекламного сообщения.
Даже если erid указан в ссылке, в креативе нужно разместить пометку «Реклама», наименование рекламодателя и его ИНН.
Что делать после размещения рекламы
После размещения нужно подать отчетность в ОРД. В кабинете ОРД VK для этого есть специальный раздел — «Акты»: туда необходимо подгрузить документ, который подтверждает оплату услуг.
Акт нужно загрузить в ОРД в течение 30 дней после завершения календарного месяца, в течение которого размещалась реклама. Если размещение рекламы происходит в течение нескольких календарных месяцев, передавать статистику и подгружать акты нужно по окончании каждого.
Пример: допустим, реклама демонстрируется с 10 октября до 17 ноября. Понадобится два акта: первый за 10–31 октября, он подается до 30 ноября. Второй за 1–17 ноября, его нужно загрузить до 30 декабря.
Все остальные данные о самой рекламе передаются в ОРД и дальше в ЕРИР автоматически.
Если реклама размещается бессрочно, передавать отчетность нужно каждый месяц — пока она набирает просмотры.