9 вопросов про ЦА, без которых вы сольете бюджет + (БОНУС) 5 готовых примеров аналитики для разных ниш
Если вы задолбались тратить время на то, чтобы придумать, кому показывать рекламу – у меня для вас хорошие новости. Однажды я тоже задолбалась и взяла все СММ-кейсы, которые существовали на тот момент на рынке. Выписала вопросы по поиску ЦА. Отсортировала, почистила от дублей, доработала. И получила классный алгоритм из 9-ти вопросов: прогоняешь любую нишу через них и гарантированно находишь все возможные идеи сегментов ЦА. В том числе и нестандартные.
Задача из творческой превратилась в инженерную
Творчество - это, конечно, хорошо. Но с ним всегда есть шанс упустить крутую идею из виду. А инженерный подход позволяет охватить все возможные варианты за короткий срок, и эффективно израсходовать рекламый бюджет.
Разберу работу алгоритма на примере:
Давайте представим, что мы продаём одежду для беременных, и разберем эту аудиторию по ходу статьи. На примере будет понятнее :)
- 1. Пол, возраст, гео ваших будущих клиентов:
Тут все просто: женщины, 16-45 лет. ГЕО не важно.
- 2. Какие виды товаров или услуг нужны вашим клиентам?
Этот вопрос помогает понять на каких конкурентов можно настраивать рекламу.
В нашем воображаемом магазине мы продаём только одежду. Поэтому, и ответ будет очевиден. Но, если бы у нас был магазин детских товаров, то этот вопрос помог бы вытащить кучу сегментов ЦА:
— Магазины игрушек
— Детская мебель
— Специальное детское питание
Так будет с каждым вопросом. В какой-то нише любой вопрос может оказаться бесполезным, и даже глупым. А где-то этот же вопрос сразу поможет найти кучу идей.
Это делает алгоритм универсальным.
- 3. Какими ещё товарами или услугами интересуется клиент?
Этот вопрос как раз помогает найти косвенных конкурентов, в случае если предыдущий не помог.
Это как раз наша ситуация. Какие ещё товары или услуги нужны беременным, кроме одежды?
— Специализированные витамины
— Подушки для беременных
— Курсы по родам, специальная литература для беременных и кормящих
— Роддома, сумки в роддом
— Спорт для беременных (ЛФК, Йога и т.д.)
— Бандажи
— Беременные фотосессии
— Товары для новорожденных (Слинги, конверты на выписку и т.д.)
В общем, тут прямо кладезь идей для настройки рекламы. Причём, их можно ещё и по триместрам примерно сегментировать.
- 4. Кто точно НЕ купит вашу услугу?
Этот вопрос нужен для исключения ЦА. У меня есть хороший пример в тему. Эксперт по банкротству физических лиц заколебался искать ЦА. А потом подумал: «Да моя ЦА — вся УФА». Настроился на всех людей с нужным ГЕО, исключив обеспеченную аудиторию. И получил самые дешевые заявки из возможных.
Лайфхак: если у вас очень широкая ниша, настраивайте рекламу на всех, исключив тех, кто точно не ЦА
(Если возможности рекламного кабинета это позволяют, конечно)
В нашем случае нужно будет подумать о том, как исключить родивших. И ещё, вероятно одежду не будут покупать полные дамы. Наверняка, их гардероб позволяет классно одеваться с беременным животом.
- 5. От чего (кого) фанатеет ваш будущий клиент?
У блогеров полно аудитории. Этот вопрос поможет понять где ваша ЦА, и ещё идей для закупки рекламы подкинет.
Например, беременные могут фанатеть от блогерш, популяризирующих мягкие роды.
Иногда этот вопрос помогает понять какие посылы стоит использовать в рекламном объявлении. Например, можно просто предлагать купить торты на заказ. А можно предложить купить кондитерское изделие в стиле My Little Pony фанатам очаровательных поняшек (Или что там молодежь сейчас смотрит?) Впрочем, с тортами больше поможет один следующий вопрос.
- 6. В какой ситуации клиент воспользуется вашими услугами?
Вопрос, важный в тех нишах, где товар одновременно нужен всем и никому: цветы, доставка суши, антиколлекторские услуги, салоны красоты, тортики.
Вот в том же маникюрном салоне непонятно как искать ЦА. Вроде как, красивые ногти нужны практически всем женщинам, и некоторым не ленивым мужчинам. А когда начинаешь думать про ситуацию, сразу получаешь кучу идей:
— В салоне проходит акция
— Торжественное событие (Свадьба, выпускной и т.д.)
— Профессия человека предполагает необходимость в красивом маникюре (Те же рукодельницы, которые ведут свой блог)
— И т.д. (В конце статьи будет пример анализа салона красоты)
Иногда этот вопрос помогает лучше понять боли и желания ЦА. В нашем примере получится именно так. Беременные покупают одежду где-то ближе к третьему триместру. А триггером для покупки часто становится какая-то эмоция: желание показать всем красивый живот. Или, наоборот, скрыть. Ещё это может быть поиск комфорта, необходимость себя порадовать и т.д.
- 7. Благодаря каким увлечениям клиент воспользуется услугами?
Вопрос, разбивающий на сегменты аудиторию тех ниш, где один товар нужен людям с разными увлечениями. Обучение ораторскому мастерству, шейкеры, наушники и т.д.
Например, спортивная одежда нужна:
— Велосепедистам
— Бегунам
— Бодибилдерам
и т.д., я так однажды кучу дешевых заявок на спортивную одежду собрала только благодаря этому вопросу.
В нашем случае вопрос даём куда меньше идей. Кому нужна одежда для беременных? Им самим, ну или их родственникам, чтобы сделать подарок. И то, не факт, что они просто так захотят что-то дарить. Тут повод нужен. В общем, переходим к следующему вопросу:
- 8. Что должно быть у человека, чтобы он мог быть вашим клиентом?
Вопрос, часто бесполезный. Но очень помогает в нишах, где услуги связаны с ремонтом и обслуживанием или улучшением уже имеющихся вещей.
Например, чтобы использовать автомойку, человек должен иметь автомобиль (Можно разбить сегменты ЦА по маркам). А потенциальный клиент клиники гуглит какие-то тревожные симптомы.
В нашем случае всё очевидно. Нужна беременность. Вопрос не даёт ничего нового.
- 9. Какие проблемы (задачи) решает ваша услуга?
Вопрос, разбивающий аудиторию на сегменты в тех нишах, где один товар решает несколько задач. Этот вопрос дополняет и лучше раскрывает 7-й. Часто после него люди возвращаются и дописывают новые идеи.
Вот те же наушники помогают:
— Изучать английский
— Медитировать
— Смотреть фильмы, никому не мешая
— Слушать аудиокниги и убираться одновременно
—...
А в нашей ситуации вопрос снова не дал ничего нового. Но это и не важно, потому что уже появилась куча идей для поиска ЦА.
Пример работы алгоритма в других нишах:
Я подготовила заполненные брифы с примерами анализа других ниш, чтобы вам было понятней как работать с разными типами ЦА:
- Салон красоты — пример анализа ЦА услуг, которые одновременно нужны всем и никому;
- Дамы, интересующиеся ведческими практиками — пример анализа ниши, где важна работа с лидерами мнений;
- Спортивное питание — товар, нужный людям с разными увлечениями;
- Дорогие игрушки для девочек — Пример сложной ниши, где основная работа пойдет с косвенными интересами аудитории.
Как видите, ничего сложного. Хотя, думаю, один важный нюанс стоит прояснить:
Где искать ответы на эти вопросы?
— Идеально уточнить в отделе продаж или у владельца бизнеса
Теперь точно всё :)
Можете кидать в комментах свои ниши. Вместе придумаем, где искать ЦА.
А ещё можете подписаться на мой тг-канал. Там я пишу о том, как продавать свои услуги без впаривания. Последний пост про то, как срач в комментах помогает продавать :)
Статья клёвая, сохранил)
Где можно искать клиентов семейному юристу? Раздать визитки барменам и предлагать им процент за рекомендацию?))
Тут поможет вопрос «в какой ситуации пары близки к разводу?» или «что делают люди, перед тем, как развестись?»
— Почти всегда на развод подают женщины. Так что, можно даже исключить мужчин, если бюджет не большой.
— Часто на развод подают в тот момент, когда у пары есть маленький ребёнок. Можно попробовать поработать с аудиторией мамских сообществ + на любом мамском сайте есть сообщество или канал, где дамы жалуются на мужей. (Женщины, простите, если это конфиденциальная информация😁). И я прям знаю юристов, которые постоянно вытаскивают клиентов с таких постов. Там часто прямые запросы на юристов есть.
— Скорее всего, женщины идут к психологам/коучам/духовным практикам перед разводом. С ними можно даже запартнерится.
— Есть группы/сообщества, где помогают жертвам домашнего насилия (в ВК, например, #щастьебытьженой) - туда идут перед разводом в тяжелой ситуации. Но! Там часто нет денег у аудитории.
— Можно в целом нагуглить на какой год семейной жизни приходится больше всего разводов, и попробовать настроить рекламу на тех, кто женился N лет назад 😁 но это так, если бюджет лишний)
Вроде всё, что в голову пришло )
В "мамских" чатах/группах .В таких чатах сидят очень активные/общительные девушки/женщины. И они там вываливают все свои проблемы/вопросы. И про детей и про мужей.
А мужчин 100% надо исключать из рекламы, проверьте мне, мужчины первыми не пойдут к семейному юристу.
Ещё как вариант можно с психологами скооперироваться, но у нас ещё люди не так часто ходят к психологам.
На бракосочетании вручать )
Результат рисования нейрографики и сессий по эстетическому коучингу человек научится проживать свои чувства, прорабатывать гнев, страхи, тревожные состояния, устранять внутренние конфликты,
развивать нестандартный подход к решению проблем в профессиональной и финансовой сфере, в области карьеры и бизнеса, планировать события,
налаживать взаимоотношения и т.д.)
О, тут идеально как раз и разбить по проблемам.
- Люди, которые часто сталкиваются со стрессом в силу профессии, Например, любая работа с людьми (особенно обзвоны или продажи).
- Стресс, в силу состояния: это могут быть те же беременные или больные. Или те, у кого болеют близкие, особенно дети.
- Стресс в силу ситуации. Например, тот же развод.
Потом можно посмотреть в сторону тех, у кого проблемы в бизнесе или на работе.
В вашем случае важнее даже не найти ЦА, а убедить их в том, что ваш способ решения проблемы поможет им. Потому что это довольно необычный способ, а такое всегда вызывает недоверие
Лариса, бегите из нейрографики. Это разводилово ))