Продуктовый подход: как понятно пересобрать свои услуги
Когда продаешь не понятную всем Coca-Cola, а услуги по сопровождению банкротства или PR-сопровождению – неизбежно возникает проблема того, как объяснить это клиенту. Состав услуги и правда может менять, стоимость как-будто берется из ниоткуда, а клиенту сложно принять решение.
Продуктовый подход – отличный способ сделать свою деятельность понятнее, проще презентовать услуги клиентам и не теряться в вопросах цены.
Что такое продуктовый подход?
Продуктовый подход в очень простом понимании – это когда в течение короткого времени мы весь фокус внимания переводим на продукт. В IT обычно в таком цикле внедряется какое-то важное улучшение и быстро собирается обратная связь и метрики.
В других сферах подход немного трансформировался и вот почему:
Во-первых, для применения продуктового подхода нужно сначала создать продукт. Например, в юриспруденции не всегда есть понимание, что конкретно обозначать как продукт.
Во-вторых, не в каждой сфере метрики продукта настолько прозрачны как в IT. Если вы работаете в B2B и тем более оказываете услуги, ваш цикл сделки может достигать и полгода, а выделить конкретный канал, благодаря которому пришел лид не получится.
В этом материале мы с вами скорее сосредоточимся на продуктовом подходе как способе сформировать из услуг понятные клиентам продукты.
Когда поможет продуктовый подход
Как я уже сказала – непонятный состав услуг и непрозрачная цена – частая претензия в сфере услуг. Продуктовый подход помогает избежать таких претензий.
Например, полгода назад мы часто сталкивались с тем, что клиент запрашивал, например, относительно конкретный функционал сайта. Чтобы дать ему точную цену, описать, что мы делаем и утрясти какие-то другие мелкие вопросы, нужны были иногда и сутки. Мы забирали бриф, рассчитывали внутреннюю стоимость проекта, уточняли что-то у субподрядчиков и потом возвращались с ответом. За это время клиент взаимодействовал с нами уже со значительно меньшим энтузиазмом и часто сам уходил в долгий процесс принятия решения и взвешивания вариантов.
Мы размышляли, как сделать наши предложения прозрачнее, а заодно ускорить взаимодействие с потенциальными клиентами.
Как мы внедряли продуктовый подход?
После того, как мы наткнулись на продуктовый подход и решили применить его для наших услуг, мы довольно быстро переформатировались. Буду рассказывать на примере сайтов.
Сначала мы вместе с сооснователем компании:
- проанализировали запросы клиентов и предложения конкурентов – это позволило выделить 3 кластера запросов
- собрали все данные по тому, сколько времени уходит у нашей команды на разработку сайта в различных конфигурациях и отдельно – сколько времени на внедрение какого-то отдельного функционала (онлайн-касс, рассылок и т.д.)
- рассчитали оптимальную стоимость часа, по которой выходила достойная оплата для сотрудников
- рассчитали оптимальный процент прибыли
Важно: на тот момент у нас уже было понимание, сколько часов у нас уходит на конкретные задачи по сайтам.
Без понимания так называемой “внутренней экономики” внедрить продуктовый подход будет сложно. То есть важно перед внедрением выяснить, как минимум:
- сколько часов/дней у ��ас уходит на конкретные действия по проекту/задаче
- меньше какой суммы это время стоить не может, так как не будет окупаться
- базовые действия, которые присущи любому проекту/задаче, без которых и смысла нет браться
После того, как мы собрали эти данные (в нашем случае – в простую таблицу), стало очевидно, что у нас выделяется 3 продукта. Мы назвали их пакеты “Базовый”, “Продвинутый” и “Корпоративный”.
В “Базовый” вошли популярные бюджетные запросы на сайты-визитки и подключение аналитики. В “Продвинутом” мы кроме этого напишем тексты и спродюсируем контент. А на “Корпоративном” возьмем на себя еще и подключение онлайн-касс, сервисов бронирования и т.д.
То есть теперь клиент видит перед собой в коммерческом предложении не набор отдельных услуг, а цельное предложение, которое он покупает практически также как любой другой “продукт” в магазине.
Что из этого получилось?
После того, как продукты-пакеты были рассчитаны и собраны, мы создали шаблоны коммерческих предложений с описаниями составов пакетов. Мне как главному каналу коммуникаций с клиентами пришлось просто заучить ценообразование.
Нам повезло, и буквально через несколько дней мы смогли протестировать нашу гипотезу. В этот раз мы:
- дали клиенту вилку цен по его запросу в течение 2-3 минут
- подготовили полное коммерческое предложение за 1 час
- получили конкретный ответ от клиента в течение 1 рабочего дня
Разница была для нас очень ощутимой и важной.
Что может пойти не так?
Сложность любой услуги в том, что ее состав и правда часто нужно адаптировать под конкретный запрос клиента. Получается, нужно или формировать бесконечное количество пакетов на любой случай. Или пересчитывать пакет – но тогда прозрачность для клиента явно падает.
Что мы сделали не так на первом этапе:
- не просчитали стоимость небольших дополнительных услуг по отдельности – непонятно было, какую стоимость добавлять к пакету, чтобы окупить проект
- не учли ситуации, когда не все составляющие даже “Базового” пакета клиенту необходимы – непонятно, необходимо ли было делать скидку и если да, то какую
Итак, краткая инструкция:
- Рассчитайте внутреннюю экономику – затраты всех ресурсов и то, как такие затраты окупаются
- Проанализируйте все доступные метрики – соберите популярные запросы клиентов, оцените похожие предложения конкурентов
- Учтите мелочи – отдельные небольшие услуги, скидки. Это поможет быстро адаптировать предложение для клиента, если его задачи выходят за рамки вашего пакета.
Больше пишу о том, как мы работаем, что делаем и как я учусь быть руководителем — здесь.