Долгий путь самой крутой французской манги LastMan в Россию
Впервые опубликованная ещё в 2013 году манфра (французская манга) LastMan, возможно, известная отечественному читателю по мультсериалу-приквелу с локализованным названием «Последний мужик/человек», спустя 11 лет наконец-то готовится к изданию на русском языке. Расскажу вам, как её обходили стороной всё это время и как помочь её изданию.
Меня зовут Степан, и я уже более десяти лет занимаюсь комиксами в России в издательстве «Комильфо», известном многим по практически всему комиксному мейнстриму — «Человек-Паук», «Рик и Морти», «Скотт Пилигрим» и т. п. В 2017 при моём участии было организовано издательство «КомФедерация», специализирующееся на отечественном и зарубежном андеграундном комиксе. В 2018 году «Комильфо» объединяется с книжным гигантом «ЭКСМО», а в 2019 и маленькая «КомФедерация» вступает в этот союз. Полгода назад мы принимаем коллегиальное решение закрыть «КомФедерацию», зато берёмся за закрытие старых гештальтов, и один из них — как раз манфра «LastMan. Последний мужик» — легендарная сага, насчитывающая уже более 2500 страниц. Не путать с американским комиксом издательства Vertigo «Y: Последний мужчина», это совсем о другом. Так вот, французская манга вобрала в себя всё лучшее от американской, евройпеской и японской комиксной культуры, стала лауреатом престижных премий индустрии по всему миру, была переведена на множество языков (корейский, японский, немецкий, испанский, польский, итальянский и т. п.), получила зрелищный мультсериал-приквел, игру для Nintendo Switch. Но почему только сейчас? Обо всём по порядку.
Комиксы и манга во Франции
Мало кто знает, что комиксы во Франции (там они называются BD, bande dessinée, лента с картинками) — это явление гораздо более серьёзное и культовое, чем те же комиксы в США. Простые цифры для сравнения — 600 тысяч проданных копий нового тома детского комикса «CAT KID COMIC CLUB» на 330 млн населения США против 1.4 миллиона свежего альбома «Астерикса» на без малого 70 миллионов населения Франции. И тут отметим, что 2000 книг — среднестатистический тираж переводного комикса в России, а главный бестселлер той же весовой категории — «Землю Королей. Трефовый том» Фёдора Нечитайло, 200 000 книг с хвостиком за всё время продаж, с 2020 года, на 145 млн человек населения страны. И даже если об этом вы не знали, то наверняка так или иначе встречались с непосредственными плодами этой мощной индустрии — недавний «Убийца» Финчера, старый фильм и относительно свежий сериал «Сквозь снег», «Валериан» Люка Бессона, наделавшая в своё время шуму комедия «Смерть Сталина», — всё это экранизации французских комиксов. А, например, в любимом всеми «Пятом элементе» за декорации отвечал некий Мёбиус — легендарная фигура французской культуры, много работавший в дуэте с эксцентричным режиссёром Алехандро Ходоровски именно над комиксами, самый известный из которых, «Инкал», мы тоже издавали.
Буквально второе место по популярности после «Астерикса» во Франции занимает манга. Недавно адаптированный на Netflix «OnePiece» продаётся тиражами по 250 000 железно, а Эмманюэль Макрон даже хвастался своей коллекцией прессе. И вот в 2013 году три друга-таланта, Бастьен Вивес, Балак и Михаэль Санлавиль, решают запустить свой собственный манга-проект — LastMan. Сначала это был вэбтун и выходил на сайте delitoon. com. (Основное отличие вэбтуна от комикса на бумаге — картинки скролятся на экране смартфона снизу вверх.) В таком творческом союзе им удалось не только поддерживать интерес читателей к своему детищу за счёт стабильного расписания выхода выпусков, но и создать историю, сильную со всех сторон — колоритные персонажи, неподражаемая боевая хореография, умопомрачительная динамика повествования, фирменный юморок, крутой экшн, удивляющий своими постоянными лихими поворотами сюжет.
Сам LastMan, и почему это круто
Кстати, о сюжете. С первого взгляда всё выглядит как самый обычный японский сёнен — маленький мальчик, средневековая деревня, магический чемпионат, таинственный незнакомец в туфлях и с сигаретой в зубах. Но вот таинственный незнакомец уже соблазняет маму мальчика, а вот у мамы мальчика оказывается в сарае гоночный мотоцикл, и вот магический мир трещит пополам, а из разлома на вас вываливаются скандалы, интриги, расследования, шоу-бизнес, секс, наркотики, рок-н-ролл, миксфайт и сай-фай. В 2022 году американское издательство Skybound Роберта Киркмана (создателя «Ходячих Мертвецов») взялось за переиздание комикса на английском языке, и в двухстраничном предисловии именитый сценарист лишь сокрушается, почему не он придумал это. Не только Роберт высоко оценил творение французов — через год после выхода на бумаге комикс получил призы международного фестиваля комиксов в Ангулеме, фестиваля в Лукке (Италия), а как только был переведён на японский (манга же, пусть и французская) — и премию Japan Expo за лучшую международную мангу.
Путь в Россию
Но как же так получилось, что настолько гениальная работа лишь сейчас, через 11 лет, подбирается к книжным полкам российских магазинов? Причин тут несколько, и одна из них — длинна серии. Российской манга- и комикс-индустрии известны масса случаев, когда даже серии из 6-10 томов не выходили целиком из-за очередных экономических потрясений, и это касалось даже таких громких тайтлов, как «Песочный человек» Нила Геймана, да что там — «Берсерк» и тот же «ВанПис» (то, что они сейчас снова выходят — настоящее чудо). А что уж говорить про французскую мангу в 12 томах. Сам я узнал об этой серии в 2017 году, спустя год после выхода одноимённого мультсериала. Собирали средства на него, кстати, французы на краудфандинг-платформе Kickstarter, и насобирали 183 тысячи евро. Сериал очень советую к просмотру — сюжет комикса он не спойлерит, так как это приквел, а серии длятся 10 минут, что делает его идеальным сопровождением к приёму пищи или поездке на работу.
Так вот, в 2017 году я как раз стал главредом издательства «КомФедерация», специализирующегося на андеграундных комиксах, как иностранных, так и отечественных. Но взяться за серию в 12 томов по 200 страниц для маленького независимого издательства — самоубийство. Посему было принято решение прощупать почву. Таким образом увидел свет великолепный комикс «Hollywood Жан» от двух из трёх авторов «Мужика» — Вивеса и Санлавиля. Рассказывает он о взрослеющем мальчике и его отношении со своими воображаемыми друзьями. Вот только его воображаемые друзья не Винни Пух и Пятачок, а герои боевиков: агрессивный Арнольд Шварценеггер, понимающий Сильвестр Сталлоне и озабоченный Рассел Кроу. В сложных ситуациях Жан обращается к ним за поддержкой и советом. Но когда неотвратимое взросление подходит вплотную — они не хотят отпускать пацана в свободное плавание. Комикс умопомрачительный, в хорошем смысле этого слова. Но продажи оставляли желать лучшего, так что идея взяться за «Последнего мужика» была отложена на неопределённый срок.
В 2019 году случился исторический момент — маленькая «КомФедерация» слилась в едином порыве с «Комильфо», которое на тот момент уже принадлежало книжному гиганту «ЭКСМО». А по гик-сообществу прокатился слух, что скоро на канале 2х2 будут показывать LastMan! Я этим слухам внял и тут же побежал к начальству — давайте, мол, покупать скорее! Но как только озвучил количество томов, получил ответ — «давай-ка лучше подождём, как там у 2x2 сезон запустится, какая реакция будет». И несмотря на то, что длинные серии уже были достаточно обыденным делом для «Комильфо», 32 тома «Ходячих мертвецов» и бесконечные приключения Человека-Паука не дадут соврать, всё же к французским комиксам издательство всегда относилось с опаской. Когда же сериал наконец запустился, тут уже было не до комикса — 2020 год, пандемия, и нам даже на продолжения известных серий marvel вроде Сорвиголовы, Карателя и Росомахи приходилось открывать краудфандинги.
Краудфандинг
И вот мы здесь. В 2022 году выходит второй сезон приквела, всего в 6 сериях рассказывающий очень разные истории отдельных персонажей, и подводит нас вплотную к повествованию комикса. marvel замораживает свои деловые отношения с Россией. Бренд «КомФедерация» и вовсе закрывается. В порыве эскапизма я перечитываю старый комикс от корки до корки, и, уже имея опыт издания манги в формате 2-в-1 и даже 3-в-1 (серии «BECK. Восточная ударная группа» и «GTO. Великий учитель Онидзука»), понимаю — либо сейчас, либо уже никогда. Связываюсь с издательством оригинала и заручаюсь поддержкой самих авторов, и вот 25 декабря мы запускаем краудфандинг на платформе CrowdRepublic на 6 томов истории в трёх толстеньких книгах в твёрдом переплёте. Благо ровно посередине ребята ставили жирную точку, которая лишь спустя некоторое время оказалась запятой.
Почему краудфандинг? Потому что даже с ресурсами книжного гиганта за спиной выпуск на рынок сразу 3 толстенных книг — это риск для редакции. Потому что хочется заранее спрогнозировать тираж, чтобы книга не пробуксовала на релизе, дошла до своей потенциальной аудитории, вокруг серии была какая-никакая информационная шумиха и следующий трёхтомник тоже увидел свет. Получится ли? На прошлой неделе мы достигли психологически важной отметки в 1 млн рублей, и надеюсь, уже скоро будет предзаказан 500-й экземпляр, что важная отметка лично для меня как для редактора серии. Так что я полон оптимизма.
А какие крутецкие фанарты рисуют нам в поддержку и на конкурс:
Такова была моя история о том, с каким трудом до рынка комиксов доходят нишевые шедевры, не имеющие поддержки в виде многомиллионных блокбастеров. Надеюсь, было интересно, и быть может, мне даже удалось заинтересовать вас самой книжкой. Поддержать можно тут. Спасибо за внимание!