Начал в гараже и не гонялся за деньгами: как основатель Disney строил компанию и что происходит с ней сегодня
Первые кассовые фильмы, выход на телевидение, работа во время Второй мировой войны и развитие стриминга.
Уолт Дисней пытался начать свой бизнес ещё в 1922 году — тогда он открыл анимационную студию Laugh-O-Gram Films в Канзас-Сити. Для неё он нанял первых рабочих, включая художника Аба Айверкса, с которым познакомился на предыдущей наёмной работе.
Вместе они сделали серию мультфильмов «Комедии Алисы» — в главной роли была настоящая девочка (Вирджиния Дэвис), которую поместили в мультипликационную вселенную. Laugh-O-Gram Films продала несколько других мультфильмов киностудии Pictorial Films, однако в 1923 году последняя обанкротилась и компании Диснея перестали поступать заказы.
Студию Laugh-O-Gram Films пришлось закрыть. Но «Комедии Алисы» не закрыли: Дисней разослал пилотный выпуск нескольким дистрибьюторам.
Уолт Дисней отправился к брату Рою в Лос-Анджелес, где тот работал банкиром и лечился от туберкулёза. Братья оборудовали анимационную студию в небольшом деревянном гараже дяди Роберта, который согласился сдавать им её за $5 в неделю. Так появилась Disney Brothers Cartoon Studio. В одном из интервью Уолт Дисней рассказал, что построил мультипликационный стенд из фанерных ящиков и досок.
Архивист Disney Дэйв Смит предположил, что тогда Уолт начал работать над роликом, который мог заинтересовать Александра Пантэйджеса, в чьём распоряжении было несколько театров. Этот ролик так и не был закончен, поскольку Дисней получил ответ от нью-йоркского продюсера Маргарет Уинклер, которая предложила братьям контракт на дистрибуцию «Комедий Алисы».
Студия подписала контракт с Уинклер 3 октября 1923 года — этот день считается датой основания Disney. Гонорара хватило, чтобы привести дела в порядок и нанять двух художников и подсобных рабочих. Тогда же Уолт и Рой сменили название компании на более звучное — Walt Disney Company.
Уолт Дисней придумал персонажа — удачливого кролика Освальда, — и продал права на дистрибуцию мультфильмов с ним всё той же Маргарет Уинклер. Вышло 26 серий с Освальдом, прежде чем Уолт Дисней, внимательно перечитав контакт, обнаружил, что права на кролика ему не принадлежат.
Более того, Уинклер тайно переманила к себе художников Диснея, чтобы рисовать мультфильмы с Освальдом без его участия. Уолт разорвал контракт с Уинклер и пообещал себе, что впредь будет тщательно следить за соблюдением своих авторских прав.
Микки Маус и первые кассовые фильмы
Микки Маус для меня — символ независимости. Он возник в моей голове в поезде Манхэттен — Голливуд, в то самое время, когда наши с Роем дела шли совсем плохо и казалось, что катастрофа уже вот-вот за углом.
Первые два мультфильма с участием Микки Мауса продать не получилось: они были немыми, а во второй половине 1920-х годов в США это считалось моветоном — в кинотеатры уже пришёл звук. Кроме того, мышонок слишком походил на Кролика Освальда. Дебютом Микки Мауса на большом экране в 1928 году стал озвученный мультфильм «Пароходик Вилли».
В 1926 году студия Disney переехала из гаража дяди Роберта на 2719 Гиперион-авеню в Лос-Анджелесе и располагалась там вплоть до 1940 года.
Будущее — за полнометражными анимационными фильмами: к такому выводу пришёл Уолт Дисней, и в 1934 году студия начала работать над «Белоснежкой». Мало кто верил, что полнометражные мультфильмы способны удержать зрителя у экрана, поэтому эксперимент Диснея считали крайне рискованным.
«Белоснежка и семь гномов» обошлась компании примерно в $2 млн (для сравнения: расходы на «Параходик Вилли» составили около $5000). Ожидания Уолта Диснея оправдались: фильм вышел в 1937 году и мгновенно стал самым кассовым. Журнал Time назвал его «подлинным шедевром», а студия Диснея заработала $8 млн.
Успех этого фильма во многом обусловлен рекламной кампанией, организованной самим Диснеем. Но близилась Вторая мировая война, и спрос на творчество студии Disney падал, особенно за рубежом. Чтобы не разориться, компании пришлось урезать бюджеты на фильмы и браться за госзаказы.
Disney во время Второй мировой войны
Из-за проблем с деньгами студия Дисней переехала с Гиперион-авеню на улицу Буэна-Виста в Бербанке, где находится по сей день. В начале 1940-х студия закончила работу над полнометражными фильмами «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо», «Бэмби», «Привет, друзья!».
С 1941 года Disney производила пропагандистские ролики для поднятия патриотического духа и мобилизации населения: обучающие мультфильмы для солдат («Камуфляж», «Остановите танк»), а также ролики, высмеивающие и демонизирующие нацистов («Обучение смерти»), побуждающие экономить деньги и жертвовать их на войну («Решение Дональда», «Экономная свинья», «Дух 1943-го») или отправляться добровольцами на фронт («Дональд идёт в армию»).
Заказы поступали в основном от американского и канадского правительств: за время войны на студии были сняты мультфильмы по заказу всех государственных и военных учреждений — от военно-морского флота до Министерства финансов.
«Камуфляж», например, предназначался для десантников — в нём хамелеон рассказывает про маскировку, ложные цели и наземные установки против воздушных атак.
В «Обучении смерти» показана история немецкого малыша, воспитанного в эпоху Третьего рейха: со временем он становится фанатичным воином, защищающим нацизм, и погибает молодым. В фильмах «Решение Дональда», «Дональд идёт в армию», «Дух 1943-го», «Утка коммандос» фигурирует Дональд Дак, знакомый зрителю с 1934 года по короткометражке «Маленькая мудрая курочка».
Студия Disney была единственной, кто выпускал только цветные мультфильмы. Различные цвета использовали, чтобы произвести положительную или отрицательную ассоциацию с изображаемым предметом — например, в рисовке негодяев преобладали серые и зелёные цвета, чтобы картинка была «унылой и болезненной».
В отличие от нацистской пропаганды, которая, по мнению Гитлера, должна апеллировать к эмоциям, пропаганда Диснея была выстроена точно наоборот и взывала к здравомыслию, пошагово объясняя логичность навязываемых действий.
Теледебют, «Диснейленды» и IPO
К концу войны Disney задолжала банкам около $4 млн. Стремясь вернуть себе прежнюю популярность, студия выпустила полнометражные фильмы с живыми актёрами («Золушка», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пен»), документальные фильмы о природе («Остров тюленей»), игровые приключенческие фильмы («Остров сокровищ», «20 000 льё под водой»). Прибыль от «Золушки» сократила долги студии более чем в два раза.
К концу 1950-х годов количество телезрителей в США выросло почти в 20 раз по сравнению с началом десятилетия и достигло отметки в 55 млн. Студия Disney заняла нишу на зарождающемся ТВ-рынке: сначала компания запустила собственное рождественское шоу, в 1954 году — сериал «Диснейленд», ещё через год — детскую передачу «Клуб Микки Мауса». В 1960-е годы сняли «Мэри Поппинс».
Опыт Второй мировой войны показал, что студии Disney необходим источник заработка, обеспечивающий компании стабильность в трудное время. Уолт Дисней решился на эксперимент — создать парк аттракционов, в котором было бы комфортно и детям, и взрослым.
Для нового проекта он привлёк инвесторов, чтобы покрыть расходы на $17 млн. В 1955 году на юге Калифорнии открылся первый «Диснейленд».
Входной билет на день для взрослого стоил $1, для ребёнка — 50 центов, в дополнение к этому за каждый аттракцион взрослые отдельно платили от 25 до 35 центов, а дети — от 10 до 25 центов. Чтобы кататься без ограничений, взрослым следовало отдать $8,7 за себя и $5,15 за ребёнка.
За первый год существования «Диснейленд» посетили более трёх миллионов человек, и он довольно быстро окупился. Сам Уолт Дисней признавался, что ему всегда было скучно зарабатывать деньги: «Я хотел делать вещи, создавать, запускать процессы. Деньги имеют для меня значение только как средство достижения этих целей».
Walt Disney стала публичной в 1957 году, и первые акции стоили $13,88 за штуку. $1000, вложенная в акции Disney тогда, сегодня превратилась бы в $3,7 млн.
Как управленцы продолжили дело мультипликатора
Уолт Дисней умер 15 декабря 1966 года. Последующие пять лет компанией руководил его брат Рой. Он переименовал готовящийся к открытию парк развлечений «Мир Диснея» (Disney World) в «Мир Уолта Диснея» (Walt Disney World), отдав должное брату, под управлением которого компания достигла своего расцвета.
Рой распорядился доделать до конца те фильмы, над созданием которых работал Уолт при жизни: в 1967 году вышли на экраны мультфильм «Книга Джунглей» и мюзикл «Самый счастливый миллионер».
В конце 1960-х годов Disney выпустила комедии «Фольксваген-жук» и «Компьютер носил туфли для тенниса», первый из которых получил звание самой кассовой картины по итогам 1969 года.
С 1970-х годов началась «постуолтовская» эра, которая началась с мюзиклов «Аристократы», «Набалдашник и метла» и фэнтези «Призрак Чёрной Бороды». В 1971 году Рой лично присутствовал на открытии парка «Мир Уолта Диснея».
Последователи Уолта открыли несколько «Диснейлендов» — в 1971 году в Орландо (США), в 1983 году — в Токио, а в 1992 году — в Париже. В 1982 году в Орландо появился футуристический парк «Эпкот». В начале 1980-х годов доход от тематических парков составлял 70% всей выручки компании. Благодаря «Диснейлендам» студия продолжала работать, несмотря на финансовые проблемы.
Тэйтум ушёл в отставку в 1976 году, передав управление Карду Уокеру. Мультфильм «Спасатели» (1977), выпущенный во время его правления, собрал более $71 млн. На его счету также открытие парка «Эпкот» и токийского «Диснейленда», а также запуск ТВ-канала Disney Channel.
В 1979 году впервые в истории студии компания начала работать над совместными проектами с Paramount Pictures — музыкальной комедией «Попай» ($60 млн на мировых сборах при бюджете в $20 млн) и приключенческим фильмом «Победитель дракона» (кассовые сборы в США составили $14 млн при бюджете в $18 млн).
С 1983 года Disney руководил Рон Миллер. Он решил перестать зацикливаться на детской продукции и взять курс на производство фильмов, нацеленных на подростков. Для этого Disney создала отдельный лейбл — Touchstone Pictures.
В 1984 году финансит Сол Штейнберг предпринял попытку «захватить» Disney, скупив 49% её акций. Совету директоров удалось откупиться от рейдера, заплатив ему $330 млн в обмен на долю в компании.
Тогда же, в 1984 году, новым руководителем Disney стал Майкл Айснер. Он предложил развивать лейбл Touchstone Pictures и ориентироваться на аудиторию постарше. Под этим лейблом вышли «Красотка» и «Армагеддон», «Пёрл-Харбор». С 1989 года для Disney началась «эпоха возрождения», продолжавшаяся десятилетие.
За успехом последовал ряд управленческих неудач со стороны Айснера, однако он продолжал расширять компанию, скупая спортивные команды, сети круизных лайнеров, отели и вкладываясь в издание книг и запись музыки, что превратило Disney в развлекательный холдинг.
После террористической атаки 11 сентября 2001 года в США количество посетителей «Диснейлендов» уменьшилось. Из-за падения выручки закрылся парк «Речная деревня» во Флориде. Компания ушла в минус, отчитавшись об убытках в $158 млн в конце 2001 года.
На смену Айснеру в 2005 году пришёл Роберт Айгер, бывший президент телекомпании ABC. Он решил скупать доли компаний у конкурентов и теперь активно развивает их бизнес. Такой подход помогает Disney увеличивать прибыль на фоне проблем с креативностью в студии, которая практически перестала создавать собственных персонажей.
На счету у Роберта Айгера все последние крупные поглощения: покупка анимационных студий Pixar, Lucasfilm, Marvel, а также договор с 21st Century Fox. Благодаря Айгеру капитализация Disney увеличилась в пять раз: с $50 млрд до $250 млрд в 2019 году.
Disney сегодня
За почти 100 лет существования компания увеличилась в сотни раз и продолжает расти, поглощая перспективные проекты. Сейчас Disney включает в себя пять основных блоков.
- Медиа (Media Networks) — телевизионная продукция компании.
- Интерактивные медиа (Interactive Media) — интернет-проекты, мобильные проекты, социальные медиа, виртуальные миры и компьютерные игры.
- Развлекательные студии Disney (Studios Entertainment) — кинолейблы, звукозаписывающие и театральные подразделения.
- Парки и центры отдыха (Parks and Resorts) — парки развлечений, круизные линии и другие активы, связанные с путешествиями.
- Потребительские продукты и игры (Consumer Products) — производство игрушек, одежды, канцелярских товаров, предметов интерьера, книг, журналов.
Согласно финансовому отчёту компании, на медиабизнес и парки развлечений приходится большая часть доходов — в сумме они составляют 75% от общей прибыли Disney ($44,8 млрд из $59,4 млрд). В 2018 году медиабизнес принёс компании $24,5 млрд, годом ранее — $23,5 млрд, в 2016-м — $23,7 млрд выручки.
Доходы от тематических парков и курортов растут быстрее — выручка увеличилась на 10% по сравнению с 2017-м годом и составила $20,3 млрд. Всего за 2018 год Disney заработала $13 млрд чистой прибыли.
В структуру Disney входят сотни компаний, в том числе телевизионная ABC-International Television, стриминговые сервисы ESPN и Hulu, студии Lucasfilm, Marvel, Pixar, кинокомпания Touchstone, студия для создания YouTube-роликов Maker Studios и другие.
Курс на стриминг
В 2018 году компания запустила спортивный стриминговый сервис ESPN+, а в мае 2019 года заключила сделку о покупке принадлежавшего Comcast 33% акций в стримингового сервиса Hulu (83 млн зрителей).
Осенью компания запустит потоковый видеосервис Disney+, который позволит смотреть премьеры Disney сразу после проката в кино, а также другие оригинальные программы. В США Disney+ станет доступен 12 ноября 2019 года, в Европе — в 2020 году.
Сейчас главные конкуренты Disney в этой индустрии — сервисы Netflix (более 150 млн подписчиков) и Amazon Prime (более 100 млн подписчиков), в 2020 году на стриминг-арену выйдут продукты от Apple, Comcast и AT&T. Их взаимоотношения зарубежные издания уже окрестили «стриминговой войной».
На последней выставке D23 Expo, которую Disney ежегодно проводит для поклонников компании и её проектов в сферах кино, телевидения, анимации, а также индустрии развлечений в виде тематических парков, посетителям предложили оформить трёхгодовую подписку на ещё не вышедший Disney+ за $141.
Чтобы привлечь людей на новую платформу, компания снизила цену на 33% в сравнении со стандартной ценой и на 70% в сравнении с предложением Netflix.
В отличие от Netflix, Disney+ делает ставку на семейные передачи. Те, кто уже оформил подписку на D23 Expo, признались, что приобрели её из-за любви к фильмам киновселенной Marvel, фильмам и сериалам по мотивам «Звёздных войн» и желания порадовать своих детей и внуков.
Disney планирует собрать от 60 до 90 млн подписчиков и выйти в плюс к 2024 году. Сервис Hulu рассчитан на более взрослую аудиторию: один из его оригинальных сериалов — «Рассказ служанки».