Российские компании за границей: международный успех за счет или вопреки существующим ограничениям?

Российские компании за границей: международный успех за счет или вопреки существующим ограничениям?

Друзья! Уже завтра стартует наш вебинар для предпринимателей, которые хотят выйти на международные рынки в 2024 году! Больше информации вы сможете найти в нашем Telegram-каналепо ссылкепо ссылке по ссылке

Введение

Не так давно – менее месяца назад - корпоративный мир столкнулся с интересным, особенно в современных реалиях, кейсом. Многолетние тяжбы американского IT-гиганта Google и европейских чиновников привели к тому, что теперь пользователям из ЕС предлагается самостоятельно выбрать браузер, которым они будут пользоваться на своем устройстве. Произошло, как кажется, непредвиденное: возникшая свобода выбора привела к скачкообразному росту популярности в Европе российского поисковика «Яндекс», и вот уже в Германии, Италии, Дании и Чехии поисковик неизменно входит в пятерку наиболее востребованных.

«Выстрел в ногу», который себе сделала европейская антимонопольная служба, тем не менее, еще более остро поставил вопрос: а как именно развивается российский бизнес за рубежом? Удается ли ему продолжать быть успешным на международном рынке? В каком сегменте? С какими вызовами сталкиваются российские предприниматели, как они их преодолевают?

И если Яндекс дает однозначный ответ открытием нового офиса в Праге, ситуация в целом остается не столь однозначной. Именно поэтому в сегодняшнем нашем материале мы бы хотели более подробно рассказать вам о том, как современный российский бизнес – будь то стартап или традиционно крупная корпорация родом из 90-ых – преодолевает трудности и ограничения, наложенные на него обстоятельствами, и при этом остается успешным.

В данной статье мы расскажем вам:

· О том, что из себя представляет российский бизнес и как он приходит на международные рынки

· О том, какие сферы бизнеса в России не перенимают, а задают тренды

· О том, как к новой реальности адаптировался глобальный B2B, локализованный в России

· О том, какой стратегии придерживается российский бизнес и какие перспективы ждут его представителей

Российский бизнес: вся ли экономика – это нефть и газ?

В общественном понимании, даже спустя десятилетия после распада СССР, большинством – как в России, так и за ее пределами – страна воспринимается как ресурсная экономика, и по инерции многие не торопятся рассматривать Россию как место с благодатной для возникновения успешного бизнеса почвой.

Однако для того, чтобы понять природу этой ошибки, необходимо обратиться к статистическим данным.

Обычно, оценивая то, насколько экономика развита, за мерило берется структура её экспорта. И здесь «отсталость» страны заметить несложно: из $500 млрд. российского экспорта почти 95% составляют необрабатываемые сырьевые ресурсы. В то же время легко не заметить, что из $2 трлн. Российского ВВП только 15% относятся к условным «нефти и газу» - добывающему и сырьевому секторам. Чем может быть обусловлено такое различие?

На что приходятся остальные 85% российского ВВП? Показателей много, однако именно это пространство – потенциальный «маневр» для российского бизнеса, созданный как раз тогда – в период нестабильности, длившейся до ранних 00-ых, и грозящий напомнить о себе уже сейчас.

Российский рынок – один из самых молодых и динамичных в мире, что имеет как плюсы, так и очевидные недостатки. Многих инвесторов отпугивает цикличность происходящих в России кризисов, и та же ситуация ставит масштабирование бизнеса – как внутри страны, так и за ее пределы – под угрозу. Этим и объясняется настолько существенный разрыв между ключевыми экономическими показателями государства: простыми словами, бизнес в России только начинает активную экспансию за рубеж, и его роль в формировании российского экспорта не является значительной.

Однако это не значит, что такое положение сохранится: несмотря на санкционное давление, текущая ситуация примечательна «открытием» новых рынков, на которые активно выходят российские предприниматели.

Так, ставший независимым российский консалтинг осваивает Аравийский полуостров и страны СНГ, а процент российских заявок на стартап-программы различных стран (о которых мы регулярно рассказываем в своем Telegram-канале) по всему миру вырос более чем вдвое.

Какие сферы российского бизнеса не перенимают, а задают тренды на рынке?

Всем уже знакома риторика, продвигаемая в России на государственном уровне: детерминизм IT и инноваций как ядра развития «цифровой» экономики по-прежнему вызывает неоднозначную реакцию и бурные дискуссии. То, насколько оправдана и выигрышна в долгосрочной перспективе такая политика – вопрос длительных обсуждений, однако одно можно отметить уже сейчас: российские компании быстрее иностранных коллег освоили принципы инновационного предпринимательства, и уже активно применяют их на рынке.

Как давно вы последний раз пользовались наличными? Вероятно, либо достаточно давно, либо в очень небольших количествах для сугубо «бытовых» целей. Россия – мировой лидер цифровизации, и это проявляется во всех сферах бизнеса: интернет-банкинг, развитие маркетлейсов, уход различных социальных сервисов в онлайн – это то, что сейчас определяет перспективы российского бизнеса, и шире – той части экономики, которая не зависит от прямых экспортных поступлений.

В начале статьи мы уже рассказали о почти случайной «экспансии» продуктов Яндекса в Европу, однако это далеко не единичный пример. Так, в этом году СБЕР стал крупнейшим европейским банком по капитализации, незначительно обогнав крупнейший английский банк HSBC и более чем на $30 млрд. – своего главного французского конкурента BNP Paribas. В то же время другой российский банк, Тинькофф, стабильно остается одним из самых инновационных в Европе.

Финтех, IT и диджитализация – три кита, на которых держится эффективность российского бизнеса. Можно подумать, что такой сценарий развития свойственен только крупному бизнесу, годами совершенствовавшему внутренние процессы: банкам, корпорациям, создающим экосистему вокруг своих продуктов. Однако сама культура предпринимательства, сложившаяся в России на основе современных технологий, позволяет с уверенностью говорить о том, что любой, даже молодой российский бизнес, сможет эффективно применять данные практики и динамично развиваться, в том числе и на международном рынке.

B2B – как сохранить не только бизнес, но и отношения с партнерами?

Казалось бы – только что мы рассуждали о том, как важно для российского бизнеса международное взаимодействие, как необходима ему интеграция в мировую экономику.

Однако в нынешних реалиях может показаться, что российский бизнес загнан в тупик, и главное – рискует потерять большое количество клиентов. Однако это не совсем так. На примере большой четверки аудиторов мы расскажем, как можно не только не потерять отношения с мировыми компаниями и сохранить свои компетенции в новых реалиях, но и сохранить возможность роста и развития.

Большая четверка – это 4 наиболее известные и крупные компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги по всему миру. Глобальная партнерская сеть Ernst&Young, а также компании PwC, KPMG, Deloitte. Три из них родом из Великобритании, одна (KPMG) – родом из Нидерландов. Их совокупная выручка превышает $200 млрд., а количество работников – более 1 млн. человек по всему миру.

В России все компании были представлены как часть глобальной партнерской сети, и филиалы находились под местным управлением. На местном же рынке набирались все действующие специалисты. После того, как полтора года назад международные бренды вынуждены были покинуть Россию, перед корпоративным сегментом встал сложный вопрос: как разойтись с мировым брендом, но при этом не сжечь окончательно все мосты.

Логичным шагом в условиях сложившейся конъюнктуры стал ребрендинг, а для некоторых – продажа контрольного пакета российских активов местным партнерам. Вся большая четверка пошла именно по этому сценарию. Так, на российском рынке появились 4 новых компании: Б1 (E&Y), ДРТ (Deloitte), Kept (KPMG), Технологии Доверия (PwC).

Стоит отметить, такая стратегия не единственная, и, вероятно, даже не превалирующая на рынке. IT-гигант Accenture почти сразу заявил о своем полном уходе с российского рынка, а на рынке стратегического консалтинга результат был крайне неожиданным: на базе активов главного российского акционера компании McKinsey, Якова Сергиенко, российские представительства всех компаний «большой тройки» управленческого консалтинга (Bain, McKinsey) объединились в нового регионального игрока – компанию «Яков и партнеры».

В чем же здесь рост российского бизнеса? В результатах переговоров с иностранным правообладателем. Дело в том, что расхождение и продажа активов происходили двусторонне согласованно, и почти во всех случаях продажи фигурировало лишь одно ограничивающее условие для российских представителей – запрет на расширение за границы РФ в течение одного года.

За это время компании закрепились на российском рынке. Стоит отметить, что, несмотря на потерю имени, компании сохранили все свои компетенции, а также специалистов, подавляющее большинство которых осталось работать в России (даже при условии, что части из них была предложена релокация в другие офисы в странах СНГ или ЕС). Таким образом, по истечению года уже бывшие российские представительства способны создать серьезную региональную конкуренцию брендам, из-под которых вышли. Так, офис Б1 уже открыт в Дубае, а «Деловые решения и технологии» активно расширяются на территории Казахстана.

Каких стратегий придерживается российский бизнес и какие перспективы ждут его в будущем?

Что ж, мы поняли, как действуют крупные российские компании. Также оценили, что позволило остаться на плаву компаниям, только недавно ставшим полностью самостоятельно управляемыми единицами. Однако для большинства актуален другой вопрос: как в текущей ситуации развивается новый российский бизнес?

Российский бизнес наиболее динамично развивается в товарной сфере. Только за 5 месяцев 2023 года число селлеров в России увеличилось на 20% и составило рекордные 60 тыс. активных продавцов – и это статистика только крупнейших маркетплейсов.

Как развивающемуся бизнесу, например, успешному на региональных маркетплейсах селлеру, выходить на международный рынок и диверсифицировать свою выручку?

Для нас ответ – открытие юридического лица в иностранной юрисдикции. Крупнейшие европейские бизнесы в области финансов, доставки, IT – кто они? Гораздо чаще в последние годы можно услышать не о российском бизнесе, а о бизнесе «с российскими корнями». Так в чем же разница? В том, что этот бизнес – наследник корпоративной культуры, принципов работы и профессиональных стандартов, принятых в среде успешных российских компаний, однако эффективно реализующий их за границей.

Такова стратегия более 80% международных предпринимателей родом из России. Мы считаем, что масштабирование бизнеса за рубеж – верный путь к стабильности, диверсификации и росту, который позволит российским предпринимателям оставаться успешными на рынке даже в условиях, когда их потенциал существенно ограничен внешними обстоятельствами.

Хотите присоединиться к тем, кто уже строит собственный международный бизнес? Посетите наш вебинар для международных предпринимателей, планирующих своё масштабирование в ключевые бизнес-юрисдикции: США, Турцию и ОАЭ, а также заходите на наш сайт и Telegram-канал, чтобы узнавать больше о мире релокации и международного предпринимательства.

Начать дискуссию