Сколько стоит запустить финтех-проект в Европе
Чек-лист для старта платежного сервиса в ЕС от британской финтех-платформы Bilderlings.
Запуск финтех-стартапа в ЕС требует много времени на изучение деталей и тонкостей, много нервов на принятие решений, много сил на поиски партнеров и немало денег. Рассказываем, какой минимальный путь предстоит пройти и во сколько это может вам обойтись.
Выбор лицензии
Два самых популярных типа лицензии европейского финтеха — это:
- PI (Payment Institution, платежная институция);
- EMI (Electronic Money Institution, эмитент электронных денег).
В большинстве случаев PI получить чуть проще и чуть дешевле, чем EMI (поэтому их в разы больше).
Каждый регулятор устанавливает свои критерии и границы для лицензируемых учреждений, но если очень грубо округлить, то PI — это лицензия для онлайн-процессинга, а EMI — для электронного кошелька.
Плюс большинство стран выдает те же лицензии, но с ограничениями: обычно они называются small или specialised/exempted (для компаний с меньшим оборотом и ограниченным набором услуг).
Выбор юрисдикции
Лицензия любой страны Евросоюза распространяется на деятельность по всему ЕС. Однако это не облегчает задачи: выбрать себе регулятора сложнее, чем спутника жизни. Выбирая страну регистрации, стоит учесть сроки оформления лицензии, размеры пошлин, инфраструктуру, репутацию страны, возможность открыть счет в банке данного государства. Тема эта настолько обширная, что заслуживает отдельной статьи (которую мы опубликуем в ближайшую неделю — не пропустите!).
Выбор посредников
Чтобы открыться максимально быстро, вам потребуется «путеводная звезда» в выбранной юрисдикции. У каждого регулятора есть свои «фишки», не зная которых получать лицензию можно годы. Фактически все платят посредникам за скорость открытия, чтобы не тратить свои силы и переложить ответственность. Эти компании берут на себя решение всех вопросов при получении лицензии. В большинстве случаев часть оплаты будет проводиться только по факту получения лицензии.
Но есть и подводные камни. Так, получение лицензии в стране ЕС в первом приближении обойдется в 80-90 тысяч евро.
Наибольший риск в работе с посредниками — это нарваться на самозванцев, которые никогда этого не делали и на нас будут учиться. Как правило, это чревато огромными сроками и абсолютно непредсказуемым результатом.
Другой момент — введение в заблуждение, тоже нередкая история. Например, Литва абсолютно не хочет открывать платежные учреждения, которые нацелены на обслуживание капитала из СНГ. Однако далеко не все регистраторы говорят, что это так. Большая часть заинтересована в выполнении задачи как таковой (получение лицензии).
Получается, что лицензию вам могут продать, а вот осуществлять деятельность, которую вы запланировали, будет очень сложно.
Поиск банков-корреспондентов
Платежи третьих лиц — это большой риск для корреспондентских банков, и вы будете не самым желанным клиентом. Все банки-корреспонденты хотят, чтобы от вас через них проходило 50 млн, причем чтобы 40 из них были, грубо говоря, платой за коммунальные платежи от физлиц — то есть огромные обороты и super low risk. Но откуда им взяться, пока у тебя нет корреспондентских отношений?
И этот вопрос вам надо продумать заранее: какая у вас будет бизнес-модель и, в частности, какие сценарии сотрудничества с корреспондентскими банками вы планируете.
Прочие задачи
Если коротко, то предстоит еще несколько задач: открытие офиса, формирование сильного отдела продаж, поиск агентов, разработка/покупка софта, подключение SEPA/SWIFT и других партнеров.
Создание или разработка интернет-банка: это самый сложный и мучительный этап. Купить готовое решение стоит в районе миллиона евро, а стоимость аренды варьируется от десяти тысяч евро в месяц за минимальный набор до сотен тысяч — за полноценный.
Основные расходы
Понятно, что мы брали цифры «в среднем по больнице» и округляли, но в целом на них можно ориентироваться.
Лицензия «под ключ» (услуги посредника, стоимость лицензии и сопутствующих издержек) — от 80-90 тысяч евро.
- Разработка интернет-банка — 200 тысяч евро (это примерная цифра за минимальный набор функций; за полноценный функционал выйдет в районе миллиона евро, как указывалось выше).
- Транзакционные расходы — процент от расходов.
Бонусы и другая мотивация для продавцов — около 10 тысяч евро в месяц.
- Сервера: почта, сайты, ПО — от 2 тысяч евро в месяц.
- Ежемесячная плата регулятору — 2-3 тысячи евро в месяц.
- Нематериальные активы (канцелярия, коммунальные услуги) — от 2 тысяч евро в месяц в зависимости от размера платежки.
- Заработные платы сотрудникам — от 10 до 100 тысяч евро в месяц (в зависимости от количества сотрудников).
- Административные расходы — около 10 тысяч евро в месяц.
- SEPA — 50 тысяч евро за интеграцию.
- SWIFT — 5 тысяч евро в месяц.
- Setup сотрудника — около 1 тысячи евро в месяц.
- Ежегодные аудиты (около 30 тысяч евро в год).
- Расходы на поддержание банковских счетов (процент от оборота).
Итого: 300-500 тысяч евро, чтобы запустить минимальную платежку, и около 80 тысяч евро в месяц на развитие.
Бизнес-план
Было бы несправедливым обойти банальный, но очень важный пункт — ваш бизнес-план.
Прежде всего надо четко понимать, на чем и сколько вы собираетесь зарабатывать, чем будете лучше других платежек, что будет особенностью, как будете бороться с рисками. Это, казалось бы, очевидный момент, но многие в погоне за трендом его упускают.
Например, в 2018 году в странах ЕС был буквально бум «платежек», однако за последние два года многие закрылись одна за другой (об этом мы рассказывали тут). Поэтому идеальный вариант, если у вас уже на старте есть пул лояльных клиентов, которых интересует транзакционный бизнес.
Текст написан на материале нашей статьи в Rusbase, полный текст которой можно посмотреть здесь (но для этой публикации обновили цены, т.к. они немного подросли).