Невероятное IPO "Совкомфлота" — а надо ли участвовать?
Вчера Совкомфлот заявил о планах разместить свои акции на Мосбирже и привлечь не менее $500 млн. Когда госкомпания такого уровня выходит на IPO — это всегда событие. Но, надо сказать, что большим событием его делает еще и тот факт, что Совкомфлот обещал выйти на IPO на протяжении последних 10 лет.
Андеррайтерами и букраннерами IPO выступают ВТБ, Citigroup, Сбербанк, J.P. Morgan и BofA.
Сейчас 100% акций СКФ принадлежит государству. После IPO государство остается контролирующим акционером, а значит, рынку могут предложить от 5% (мин) до 25% - 1 акция. Вырученные средства планируется направить на покупку флота и снижение долга.
Стоит-ли участвовать в IPO?
Совкомфлот — это фактический монополист в России на рынке морской перевозки углеводородов. По сути — это “плавучая” Транснефть — еще один государственный генератор денежного потока.
Преимущества:
— Пока Россия добывает нефть и газ — Совкомфлот будет обеспечена контрактами. Сохранение за государством мажоритарной доли, как бы это не смешно звучало 5-10 лет назад — теперь является гарантией для минорных акционеров в получении компанией контрактов и получения дивидендов.
— По заявления менеджмента, размер законтрактованной выручки составляет ~ $20 млрд, а оставшийся срок действия договоров — 23 года.
— Тарифы компании, как и любого другого морского судовладельца, номинированы в USD — в случае девальвации рубля, доходы компании, и соответственно ее котировки — не пострадают.
Риски:
— Возможные санкции со стороны США против судов компании, или компании в целом, могут сделать невозможным захождение и обслуживание ее судов в портах иностранных государств, что приведет к потере доходов. Данный риск присутствует, но крайне маловероятен.
Ключевые метрики:
1. На балансе компании 147 судов валовой грузоподъемностью 12,74 млн тонн, из них:
— Танкерный флот — 118 судов,
— Газовый флот — 15 судов,
— Специализированный флот — 12 судов,
— Сухогрузный флот — 2 судна.
2. > 7700 численность персонала в море и на берегу,
3. 83 судна ледового класса,
4. 10,8 лет — средний возраст флота.
В число ключевых фрахтователей флота компании входят Газпром, Лукойл, Сахалин Энерджи, Shell, Total, Новатэк, Exxon, Сибур, Neftegas и пр. Компания обслуживает все крупные энергетические проекты страны: Ямал-СПГ, Сахалин-1, Сахалин-2, Приразломное, Новый порт, Варандей, Тангу и другие.
Динамика баланса
Если смотреть на баланс в рублях, то сложится впечатление, что последние 5 лет компания активно развивалась, но в долларовом измерении — активы компании медленно “дрейфовали”. Но это не значит, что все плохо: остаться “на плаву” с учетом быстро девальвирующего рубля — задача не из легких для бизнеса в России, тем более менеджмент смог увеличить прибыль компании на 242% (среднегодовой GAGR = 17%)
Динамика доходов, 2015 — 2020:
Источник: консолидированная финансовая отчетность ПАО Совкомфлот по МСФО (долл.США) за 2014 г., за 6 месяцев 2020 г., 3 и 4 кв. 2019 г.
Примечательно, что прибыль компании значительно выросла на фоне фактически неизменной выручки — значит, компания смогла сократить расходы и оптимизировать транспортную логистику, а также получила преимущество за счет девальвации рубля в части рублевых расходов (зарплата, наземные операции, ремонтные работы и отечественные детали).
Ну и что?
— Если оценивать компанию по ее балансовой стоимости (Р/В 1х), то мультипликатор Р/Е составит 27х — что вряд ли заинтересует инвесторов. Считаю, эту оценку маловероятной, поскольку основные морские шипперы торгуются с Р/В = 0,5х и EV/Sales (LTM) = 1,3х-1,5х.
— Если эти ориентиры будут приняты для IPO, то Р/Е Совкомфлота составит 8-10, что будет уже очень привлекательной оценкой. В таком случае, не сомневаюсь, что книга заявок будет не единожды переподписана и итоговая оценка будет дороже.