Бизнес-кластеры. Как появились и зачем?

Фото стенда МИК в кластере «Ломоносов»
Фото стенда МИК в кластере «Ломоносов»

Первые бизнес-кластеры

Первые бизнес-кластеры появились в США в 1950–1960-х годах. Они были связаны с развитием автомобильной промышленности и представляли собой группы предприятий, расположенных рядом друг с другом и работающих над созданием автомобилей. В Европе подобные организации начали формироваться в конце XX века.

Бизнес-кластеры имеют ряд преимуществ для своих участников. Они позволяют компаниям обмениваться опытом и знаниями, совместно использовать ресурсы и инфраструктуру, а также создавать новые продукты и услуги. Кроме того, они способствуют развитию инноваций и повышению продуктивности.

Какие виды кластеров существуют?

  • Кластеры высоких технологий - эти объединения нацелены на внедрение передовых технологий, они органично вписаны в экономику знаний и, как правило, базируются на крупных университетах и научных центрах, таких как Кремниевая долина или инновационный центр «Сколково».
  • Исторически сформированные - Кластеры, основанные на исторических знаниях и опыте, представляют собой устоявшиеся формы экономической активности, которые сохраняют своё технологическое превосходство на протяжении длительного времени, а в некоторых случаях — на протяжении столетий. Эти кластеры часто ассоциируются с определённой сферой деятельности. Примером может служить Лондон, выступающий в качестве финансового центра или Иваново, как бывший центр текстильной промышленности в РФ.
  • Производственные объединения с невысокими издержками — такие объединения обычно формируются в развивающихся государствах в определённых отраслях, таких как автомобилестроение, электроника или текстильная промышленность. В качестве примеров можно привести объединения в сфере электроники в Мексике (например, в Гвадалахаре) и Аргентине (например, в Кордове). Компании, входящие в такие объединения, часто работают на клиентов из развитых стран в рамках глобализации. Причины возникновения таких объединений включают в себя доступность недорогой рабочей силы и географическую близость к клиентам (например, в случае Мексики это клиенты из США, а в случае Аргентины — из Западной Европы).
  • Кластеры факторного обеспечения - Кластеры, обеспечивающие факторы производства, формируются из-за их сравнительного преимущества, которое определяется географическим расположением. Например, кластеры, занимающиеся производством вина, создаются в солнечных регионах, окружённых горами, где растут качественные сорта винограда. Это похоже на некоторые районы Франции, такие как Бургундия и Шампань, или же Крым и Краснодарский край.
  • Кластеры интеллектуальных услуг — это организации, которые предоставляют недорогие услуги в сфере информационных технологий. Они часто появляются в развивающихся странах, где есть доступ к дешёвым специалистам и экспертам. Такие кластеры предоставляют широкий спектр услуг, которые становятся всё более востребованными на мировом рынке. Это разработка программного обеспечения, инженерная поддержка и аналитические услуги. Отличным примером могут послужить всем нам известные индийские специалисты в сфере IT.

Российский опыт в развитии бизнес-кластеров

Одной из таких организаций в Москве является «Московский инновационный кластер». В котором созданы условия для сотрудничества и обмена опытом между компаниями, а также обеспечивается доступ к ресурсам и инфраструктуре.

Кластер объединяет участников из разных отраслей экономики, помогая им создавать новые продукты и услуги, обмениваться знаниями и ресурсами, а также совместно работать над инновационными проектами. Список оказываемых услуг поддержки очень обширный!

Одной из ключевых мер поддержки является доступ к финансовым ресурсам. Московский инновационный кластер предоставляет предпринимателям возможность получить кредиты, гранты и инвестиции для реализации своих проектов.

Кроме того, кластер оказывает поддержку в области обучения и развития кадров. Предприниматели могут пройти курсы повышения квалификации, мастер-классы и тренинги, которые помогут им развить свои навыки и компетенции, необходимые для успешного ведения бизнеса.

Ещё одна важная мера поддержки – это создание инфраструктуры для развития инноваций. Московский инновационный кластер предоставляет предпринимателям доступ к современным лабораториям, коворкингам и акселераторам, где они могут работать над своими проектами и получать поддержку от экспертов.

Также кластер организует различные мероприятия, которые способствуют обмену опытом и идеями между предпринимателями, инвесторами и экспертами. Это позволяет создать благоприятную среду для развития инноваций и привлечения инвестиций.

Инфографика экосистемы МИК
Инфографика экосистемы МИК

Уже более 9500 участников получили поддержку, а среднегодовой прирост выручки составил более 15%! Если вас эти цифры тоже впечатлили, и вы хотите присоединиться к кластеру или узнать больше о его возможностях, посетите официальный сайт или следите за новостями в социальных сетях, а также смотрите ролик у мэра.

Начать дискуссию