БУДУЩЕЕ КОНСАЛТИНГА В ЭПОХУ GEN AI

В последнее время заметна турбулентность на глобальном рынке консалтинга, достигшего в прошлом году объема в 250 млрд долларов. По отрасли прокатились волны сокращений штатов, поставивших перед аналитиками вопросы выживания многих столь зависимых от консалтинга секторов.

БУДУЩЕЕ КОНСАЛТИНГА В ЭПОХУ GEN AI

Кажется, устойчиво чувствует себя лишь сегмент консалтинга по управлению рисками (почти 114 млрд долларов в 2024 году и прогноз уверенного роста до 2031 года со скоростью 7,5% в год).

Называют немало причин этому: от общего кризиса экономики до активно внедряемого в отрасли генеративного искусственного интеллекта.

COVID-19: «все ушли в локдаун»

Но провисание рынка консалтинга началось не вчера. «Ковидный» период был, пожалуй, первым больно ударившим по планам консультантов расширить услуги и клиентов ими воспользоваться.

Business Research Insights отмечал в своем отчете, что COVID-19 нарушил привычные алгоритмы бизнеса и вынудил многих перенести на более поздний срок или переформулировать требующие обращения к консультантам проекты, а зачастую и просто от них отказаться.

К примеру, еще в 2020 году Delta Air Lines заявила о «существенных сокращениях» расходов на внешних консультантов. Аналогично Wells Fargo. Ввиду отмены крупных заказов увольнения начались уже тогда: Accenture, например, вынуждена была попрощаться с 5% сотрудников по всему миру, а это порядка 25 тысяч человек. Примерно те же в процентном соотношении потери рабочей силы в одних только США были и у Deloitte, и у KPMG.

На фоне этого наметилась тенденция к более активному освоению потенциальными клиентами консультантов собственных внутренних интеллектуальных ресурсов без обращения к внешним источникам экспертизы. Даже возникли предположения, что если компании смогут обойтись без приглашенных консультантов, рынок ставок консультантов ощутимо просядет.

Однако этого не произошло, и у бизнеса возникла потребность понять, как реорганизовать бизнес с учетом «удаленки», локдаунов, социальной дистанции и прочего.

В чем-то ставки даже выросли, особенно для клиентов, в чьи задачи входило как можно скорее – быстрее, чем когда бы то ни было прежде, – перекроить, по сути, каждый аспект работы. Многие бизнесы обанкротились, и умелое оформление и проведение процедуры банкротства тоже потребовало экспертизы консультантов.

Наконец, к консультантам массово стали обращаться государственные органы в надежде понять, как справляться с самим коронавирусом. Например, McKinsey получила серьезный контракт от Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США – той самой всесильной FDA, без одобрения которой на ключевые фармацевтические рынки не выйдет ни одно новое лекарство. Deloitte, PwC и EY также получили свою долю государственных заказов на помощь в социальной адаптации населения к пандемии.

Кто на самом деле чувствовал дискомфорт от пандемии, так это молодые небольшие компании, которые могли бы составить гигантам конкуренцию. В кризисные времена клиенты стремятся оставаться с теми, кто проверен в деле, кого хорошо знают, чьи ресурсы сомнению не подлежат, как и их многолетняя репутация. Это «бегство к брендам» лишило рыночной доли многих технологически подкованных новичков.

Пандемия прошла, неуверенность осталась

Не завершились еще и первые официально «постковидные» 12 месяцев (2022-2023), как наметилась вторая волна неприятностей на рынке консалтинга.

Уже в феврале 2023 года сразу четыре гиганта объявили об увольнениях сотрудников: KPMG около 2%, Accenture порядка 19 тысяч человек, Ernst & Young 5% и McKinsey около 2000 человек.

Спустя всего два месяца своих работников огорошил Deloitte: в США уволены 1,4% от общего штата сотрудников в 86 тысяч человек – и это вслед за наймом 25% новых работников в 2022 году.

Тогда же Ernst & Young отрезал от своей штатной численности еще один, на этот раз пятипроцентный, кусок. (В декабре последовала третья – и не факт, что последняя, – волна увольнений в компании; число уволенных не было обнародовано.)

В июне 2023 года KPMG также уволила еще 5% сотрудников. Что характерно, везде менеджмент отказывался в ответ на просьбы СМИ детализировать, где проблемные точки.

Аналитики сходились, однако, во мнении, что причина – страх перед углубляющейся общеэкономической рецессией на фоне геополитических и иных трудностей года. Все большее число крупных клиентов откладывало на потом реализацию долгосрочных консалтинговых контрактов.

Год 2024-й перспектив улучшения мировой экономической ситуации не принес. В марте Accenture сообщила о не слишком привлекательных для акционеров перспективах финансового состояния фирмы и о том, что клиенты из числа компаний финансовых услуг ограничивают бюджеты на IT-обновление, – что привело к очень болезненному падению цены на акции Accenture.

В апреле McKinsey обнародовала планы на увольнение 3% от 12 тысяч штатных консультантов, специализировавшихся на технической экспертизе (при этом было заявлено, что на «традиционных консультантов» нетехнических направлений – а их 33 тысячи в штате McKinsey – сокращения не коснутся). Даже после рекордной выручки в 2023 году (16 млрд долларов) руководство указало 3000 своим консультантам на «неудовлетворительную» работу. В качестве объяснения причин была предложена стратегия на приоритезацию тех направлений, на которые есть максимальный спрос со стороны клиентов (какие именно направления, уточнено не было).

Наконец, в сентябре об увольнении 1800 сотрудников впервые за 15 лет объявила PricewaterhouseCoopers. Причина «на поверхности» – упрощение операций и реструктуризация консалтинговых направлений, на которые наблюдается пониженный спрос. Причина более стратегическая – глубокое интегрирование во все бизнес-направления технологических команд.

В руководстве считают, что сотрудникам недостаточно быть просто осведомленными об отраслевых тенденциях – нужно «вооружить их правильными инструментами и навыками». Поскольку об этом персонально высказывался нынешний глава отдела искусственного интеллекта Джо Аткинсон, уместно предположить, что под инструментами и навыками подразумевается, в частности, разумное внедрение ИИ.

Впереди «оцифровка» консалтинга

Но не только ИИ. В той же PwC внутренние технологические разработки охватывают широкий спектр корпоративных проблем, в том числе риски в цепочках поставок, приватности данных, регуляторном комплаенсе, повышении квалификации сотрудников.

Например, одна из платформ, ProEdge, помогает работникам в совершенствовании своих навыков через погружение в более чем 150 различных вариантов иммерсивного обучения. Так вот последние увольнения, в частности, связаны с приоритезацией новых технологических подходов и отказом от ряда прежних.

Ставка на технологическое опережение, несмотря на финансовые сложности, делается и в компании Accenture. При новом генеральном директоре Джули Свит фирма расширяет свое присутствие в мире генеративного искусственного интеллекта. В планах открытие десяти инновационных хабов для разработки решений по генерированию текста и изображений на основе словесных промптов. Только за первую половину текущего года компания набрала заказов, связанных с использованием генеративного ИИ, на сумму 1,1 млрд долларов.

Специалисты в трендвотчинге видят в технологизации консалтинга не только главный драйвер рынка, но и залог конкурентоспособности. Цифровизация процессов, искусственный интеллект и повышенное внимание к ESG-вопросам, по мнению Business Research Insights, являются ключевыми трендами развития отрасли.

Без внутренней цифровой трансформации трудно помогать клиентам в адаптации к миру новых технологий. И речь не только об улучшении того, что есть сейчас, – речь о создании новой ценности через аналитику данных, облачные технологии и автоматизацию. А для соответствия целям цифровой трансформации отрасль ждет профессиональных консультантов, компетентных в цифровых стратегиях.

Выход из кризиса: на что ориентироваться?

По оценкам AlphaSense, за последние 18 месяцев было собрано достаточно подтверждений того, что развитие и активное внедрение продвинутых технологий, в первую очередь аналитики данных и генеративного ИИ, не входят в число факторов, препятствующих спросу на услуги консалтинга. Скорее, наоборот: во множестве секторов экономики компании обращаются к консультантам за советом, как внедрить новый инструментарий и интегрировать его в бизнес-стратегии.

Клиенты ждут от консультанта не только понимания нюансов их отрасли, но и предложений по уникальным технологическим решениям, полностью кастомизированным под их конкретные задачи и перспективы. И многие консультационные фирмы откликаются на эти ожидания: по данным CPA.com, 77% организаций, оказывающих профессиональные консультационные услуги, предпочитают специализироваться на определенных отраслях.

Помимо данного тренда, трендвотчеры AlphaSense выделили еще ряд тенденций, которые доминируют на современном рынке консалтинга. В первую очередь, это повсеместное применение генеративного ИИ.

Для консультантов это одновременно и инструмент повышения качества советов, которые они дают своим клиентам, и вызов, который консультанты должны принять, освоив генеративный ИИ и тем самым получив возможность помочь клиентам в интегрировании искусственного интеллекта в их процессы.

Главные преимущества использования искусственного интеллекта – это возможность обрабатывать большие объемы сложных данных и вырабатывать для клиентов модельные сценарии на основе предиктивной аналитики.

При этом применение ИИ ставит перед консультантом и вопросы этического плана: прозрачность использования информации, соблюдение правил приватности данных, пр. Клиент больше оценит не того консультанта, кто способен перелопачивать больше информации, а того, кто не допустит злоупотреблений с этой информацией.

Весомым трендом являются также обновленные практики найма на работу новых сотрудников как в консалтинговые фирмы, так и в компании-клиенты. От работника не ждут, как прежде, узкого набора навыков.

Компании готовы набирать разноплановые пайплайны талантов, что, в свою очередь, способствует развитию инклюзивной корпоративной культуры. От сотрудников многое требуют, но готовы и многое дать: гибкий, удобный для сотрудника график работы, внедрение программ заботы о физическом и психологическом здоровье работников, льготы и компенсационные пакеты (например, оплата курса лечения или обучения), повышение квалификации сотрудника силами работодателя в целях обеспечения ему личностного и карьерного роста.

С этим трендом напрямую связан тренд на трансформацию самого понятия «рабочее место сотрудника». Согласно исследованию McKinsey, 90% компаний перешли на гибридные модели организации труда (сами авторы исследования в их числе), и лидеры бизнеса полагают, что вариант, когда сотрудник частично или постоянно находится на «удаленке», не только сохранится, но и укрепится.

Как для консалтинговых фирм, так и для их клиентов важно соблюдение ESG-принципов. Консультанты внедряют их не только для того, чтобы не придирались надзорные органы, – они это делают, потому что это высоко ценят клиенты. От консалтинга ждут содействия клиентам в выявлении как пробелов в этом плане, так и новых возможностей в вопросах совершенствования стратегий природоохранной деятельности и вклада в решение социальных вопросов населения. Все это должно подкрепляться неопровержимыми данными, отсюда прямая связь этого тренда с трендом на развитие ИИ.

Еще один тренд – это упорядочение и большая локализация инвестиций в технологии. Аналитики Deloitte обнаружили, что лишь 34% крупных компаний из списка Fortune 500 демонстрируют стратегический подход к технологическому инвестированию.

Консультанты нужны компаниям, чтобы помочь извлечь «долгоиграющую» ценность из этих вложений. Сотрудники консалтинговых фирм вовсе не обязаны обладать глубокими технологическими знаниями в запрашиваемой клиентом области.

Ведь для клиента в этом вопросе консультанты – не столько технические эксперты, сколько партнеры и проводники в мир цифровой трансформации. Чего консультантам не хватает в плане знаний, они могут получить от IT-команд (собственных или клиента) и сделать на этой основе важные для клиента выводы.

Сейчас все возрастающее число компаний в мире нацелено на реализацию проектов, цели которых соответствуют заявленным на сайтах компаний корпоративным ценностям. В McKinsey провели исследование, которое показало, что лишь 7% руководителей бизнеса не считают важной реализацию социально значимых целей в проектах, при этом 82% сотрудников полагают, что это исключительно важно, а три четверти из них вообще заявили, что ценностные цели важнее прибыли.

Руководители все активнее прислушиваются к мнению тех, кто своими руками и мозгами приносит им доходы. Но компании нуждаются в помощи при создании бизнес-моделей, которые укладывались бы в социально направленные ценности и при этом не обанкротили бы бизнес. И здесь консультанты могут оказаться на вес золота. Спрос на подобную консалтинговую деятельность уже растет.

Начать дискуссию