Главная движущая сила вашего бизнеса
В любой сфере бизнеса даже схожие игроки на рынке чувствуют себя по-разному. Одни работают на грани выживания, другие открывают филиалы. Кто-то уходит с рынка не проработав и года, а кто-то ощущает себя устойчиво и растет даже в кризис.
В последние 10 лет количество обучающих программ как развивать и управлять бизнесом, выстроить маркетинг и продажи стремительно растет. Предложения на любой вкус и бюджет, начиная от общедоступной информации в интернете и книгах до личного сопровождения наставников. Берете, внедряете и вы обладатель прибыльного растущего бизнеса. Только в реальности дела обстоят иначе и даже готовые пошаговые алгоритмы у кого-то срабатывают, а у кого-то совсем нет.
Почему же так происходит?
Бизнес всегда продолжение его основателя. У каждого человека своя история и личный контекст, которые естественно влияют на предпринимательство. Поэтому нет одинаковых систем, инструментов и решений. При создании бизнеса (независимо от организационно-правовой формы и размеров - ООО, ИП, самозанятость) на уровне идеи закладывается ДНК, которая определяет дальнейшую деятельность. Это не миссия и ценности, придуманные маркетологами и упакованные в красивый брендбук.
ДНК - ядро, которое произрастает из личных потребностей основателя и, как правило, не осознается. В него вшита идея и заложен потенциал роста, уровень влияния.
Собственник детского сада, открытого "для своего ребенка" всячески будет саботировать открытие филиалов, хотя идея масштаба не будет давать покоя. Аналогично салон красоты, открытый "для души".
Семейный бизнес "для стабильности" замирает или рушится при разводе.
Основатель бизнеса, созданного чтобы зарабатывать на жизнь, часто доходит до определенного уровня и дальше не может пробить финансовый потолок - на "бутерброд с маслом всегда хватает, а с икрой по великим праздникам".
Американские горки «то густо, то пусто», повторяющиеся кризисные ситуации, уровень клиентов, сложные сотрудники, объем прибыли, какие будут взаимоотношения с госорганами, выход на федеральный и международный рынок - закладываются в ДНК сразу.
Важно понимать, что движет компанией изнутри и учитывать в работе. Опираясь на "движок" определять стратегию развития, выстраивать маркетинг, продажи, ценообразование, внедрять только созвучные тренды. Изнутри наружу, а не наоборот.
Незнание ДНК порождает большой объем работы. Отсутствует понимание, что подходит в вашему бизнесу, а что нет и поэтому пробуете много разного.
Когда есть ясность, за ненадобностью отпадает множество ненужных действий и появляется возможность больше сфокусироваться на целевых. Это высвобождает колоссальные ресурсы: финансовые, временные, кадровые, эмоциональные.
Чтобы бизнес имел возможность сохранять устойчивость на рынке во время кризисов, расти и масштабироваться, важно создавать продукты и транслировать смыслы, которые конгруэнтны ДНК бизнеса и актуальны потребностям общества в данный момент времени. Попадание в точку люди считывают. Откликаются по резонансу и приходят именно к вам, остаются и рекомендуют друзьям. Без больших рекламных бюджетов и танцев в соцсетях. Наверняка вам знакомы ситуации, когда коллеги говорят, что "клиенты идут сами".
Если вы прилагаете усилия, используйте маркетинг, а клиентов недостаточно или люди будто не видят ваши продукты, они им не интересны - искать ответ нужно в связи с ДНК.
Кстати, цели, которые ставите в бизнесе, могут быть не достигнуты из-за конфликта с ДНК.
В ядре заложена стабильность или безопасность - иксануть доход в пять раз утопично. Для такого роста нужно внедрить много изменений, а это угроза безопасности. И как бы вы ни старались, ожидаемого результата не будет. Или получится разово с большими усилиями, а потом через откат все вернется к привычному уровню. Таким бизнесам органичнее расти небольшими темпами, двигаясь шаг за шагом.
Можно ли поменять ДНК, если хочется других результатов?
В одних случаях да, в других можно и нужно "подкрутить" заложенный, чтобы Много нюансов и все очень индивидуально.
Самостоятельно сделать не получится, иначе бы вы уже сделали и вопрос об изменении не возник - зачем трогать то, что успешно работает?
Дело в том, что система изнутри себя не видит. Срабатывают психологические защиты мозга и вы попадаете в так называемое "слепое пятно". Кроме того самостоятельно не распознать динамики, которые увидит профессионал и дополнит картину.
Двигатель автомобиля называют его сердцем. Оно обеспечивает мощность, необходимую для движения автомобиля вперед. ДНК - сердце вашего бизнеса, на базе которого функционирует вся система.
К каждой системе можно подобрать свой “ключ”, куда стоит вкладывать усилия, время и деньги, чтобы получить максимальный результат.
Лучший способ узнать ДНК, увидеть его связи с другими элементами системы - сделать организационную расстановку.
Как считаете, ваш бизнес развивается в соответствии со своим ДНК?
Больше про эффективные решения для предпринимателей пишу в телеграм-канале Елусова про бизнес и жизнь