Торговая война США и Китая, санкционные удары Европы, возвращение брендов и рост автопрома. Недельный дайджест ВЭД
Мировая торговля кипит. Трамп объявляет пошлины против Китая, Европа готовит санкционный ответ США. Тем временем в России обсуждают возвращение западных брендов, а японские политики уже предлагают снять ограничения. ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 21%. Всё самое важное и интересное из мира ВЭД — в этой статье.
10.02 - 16.02
Трамп заявил о введении рекордных торговых пошлин против Китая
Президент США Дональд Трамп заявил, что ввел против Китая рекордный объем торговых пошлин, которые затронули поставки товаров на $600 млрд.
«Я спас сталелитейную промышленность в свой первый срок, введя тарифы, потому что Китай «сбрасывал» на рынок огромное количество стали. Другие страны тоже, но в основном Китай, – сказал Трамп в беседе с журналистами. – Я ввел очень существенные тарифы».
Трамп добавил, что ни один американский президент не вводил столь существенных пошлин на китайский импорт.
«Буквально ни одного цента от Китая не получили, а при мне из Китая поступили сотни миллиардов долларов. И они это понимали, понимали, что я сделал. И демпинг прекратился», – добавил он.
Европа наносит ответный удар: В Брюсселе обсуждают санкции против США
Европа готовит ответный удар по США. В отместку за тарифы и пошлины, введённые Дональдом Трампом, в Брюсселе обсуждают введение запрета на импорт продуктов из Соединённых Штатов.
Ранее президент США Дональд Трамп подписал указ о введении ответных таможенных пошлин против международных торговых партнёров, которые установили тарифы на американскую продукцию. В ЕС сильно возмутились по этому поводу. Европейская комиссия опубликовала заявление, в котором назвала «взаимную» торговую политику США шагом в неправильном направлении и пообещала ответные меры.
Брюссель хочет ввести запрет на фермерские продукты, содержащие запрещённые пестициды. Речь идёт о блокировке импорта определённых продуктов, созданных «по другим стандартам». Меру хотят ввести под предлогом защиты европейских фермеров и ответной реакции на «двустороннюю» торговую политику президента США Дональда Трампа.
Первыми целями могут в том числе стать американские зерновые культуры, такие как соевые бобы, которые выращиваются с применением пестицидов, запрещённых для европейских фермеров.
Интересно, как будут развиваться события, учитывая, что ЕС уже испортил отношения с Россией. Если ещё прекратится импорт из США, то Европе, вероятно, придётся идти на поклон к Китаю.
Стало известно, какие бренды могут первыми вернуться на российский рынок
Иностранные компании активно изучают перспективы возвращения на российский рынок. Пока никаких официальных заявлений на этот счет нет — перезагрузки отношений не случилось, как и отмены санкций.
Но политические события последних дней прямо намекают, что нечто подобное может произойти в ближайшие недели или месяцы. Поэтому компании готовят почву к возвращению, чтобы вернуться на рынок раньше всех.
Так, компания Inditex (материнская компания таких брендов, как Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius), изучает ситуацию на рынке и готовит почву для возможного возвращения.
«Процесс возвращения западных бизнесов в Россию будет растянут по времени, причем, полагаю самым важным фактором станет степень лояльности Вашингтону тех стран, где находятся штаб-квартиры компаний-возвращенцев, — уточнил Сипров. — Проще говоря, первыми вернутся американские бизнесы и бренды, такие как PepsiCo, Coca-Cola, Apple, Microsoft, Cisco, Johnson & Johnson, Nike, а возможно, Ford, нефтесервисные компании и зерновые трейдеры. Кстати, в США уже сформирован список российских банков, которые в первоочередном порядке подключат к SWIFT, а значит, заработают платежные системы Visa и MasterCard. Возможно, к концу года в России снова появятся вывески McDonald's».
С европейскими брендами все немного сложнее. Многое зависит от конкретной страны. Так, южноевропейские государства могут разрешить возвращение своим компаниям сразу же после урегулирования кризиса. Помимо этого, вероятно скорое возвращение авиаперевозчиков и возобновление работы немецких компаний.
Японский депутат Судзуки призвал отменить санкции против России
Экономические и персональные санкции, введенные против России, не имеют никакого смысла и должны быть отменены. Такую точку зрения выразил депутат верхней палаты парламента Японии Мунэо Судзуки, комментируя телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа.
«Я считаю, Япония должна дать понять, что экономические и персональные санкции не имеют смысла и должны быть отменены. Их введение было огромной ошибкой и просчетом прежней администрации США Джо Байдена. В начале он говорил, что в случае введения экономических санкций Россия отступит за два месяца, но прошло уже три года», - сказал он.
«Россия — мировая держава, она не может проиграть Украине. Это было большой ошибкой Байдена», - сказал депутат, добавив, что то же касается и Фумио Кисиды, который в то время занимал пост премьер-министра Японии и присоединился к санкционной политике против РФ.
Однако, отметил Судзуки, Япония сейчас может сыграть свою роль в урегулировании конфликта на Украине. Премьер-министр Японии Сигэру Исиба не принимал участия в принятии того решения [о введении масштабных санкций против России], поэтому у него свободные руки. Думаю, он должен принять беспристрастное решение и отменить экономические и персональные санкции», - сказал он.
ТЦ предлагают маркетплейсам дружбу
Торговые центры от жалоб на конкурентное давление маркетплейсов перешли к предложению о стратегическом партнерстве. Речь идет об открытии фирменных пунктов выдачи заказов в ТЦ. Маркетплейсы при этом получат сниженную арендную ставку, объединенные программы лояльности, совместные акции и другие преференции. Но есть и одно ограничение: оно касается дорогих брендовых вещей, крупногабаритного груза и товаров, которые требуют специальных условий хранения. Все это должно поступать только в точку на территории торгового центра, даже несмотря на то, что рядом есть другие ПВЗ. Выбрать доставку туда покупатель не сможет.
ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 21%
Инфляционное давление в России остается высоким. Спрос внутри страны растет быстрее, чем производство товаров и услуг. Однако кредитная активность замедляется: люди стали больше откладывать деньги, что помогает снижать давление на экономику.
По мнению Банка России, достигнутый уровень жесткости денежно-кредитной политики уже создает условия для замедления инфляции. Но этот процесс идет не так быстро, как ожидалось. Чтобы вернуть инфляцию к целевым 4%, ЦБ считает необходимым дольше сохранять высокую ставку.
По прогнозу регулятора, инфляция снизится до 7–8% в 2025 году, вернется к 4% в 2026-м и дальше останется на этом уровне.
На следующем заседании ЦБ будет решать, нужно ли повышать ставку в зависимости от того, насколько устойчиво замедляется инфляция.
«В этот раз обошлось без неожиданностей — решение ЦБ совпало с консенсус-прогнозом. Монетарная пауза читалась на фоне сильного укрепления рубля, замедления кредитной активности и прекращения бурного роста цен, снижения геополитических рисков», — поясняет Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
По мнению эксперта, ставка 21%, скорее всего, сохранится до начала лета, а потом произойдет долгожданный монетарный разворот.
Россия попала в тройку мировых лидеров по росту выпуска автомобилей
Россия по итогам прошлого года оказалась третьей среди крупнейших мировых автомобильных держав по абсолютному приросту выпуска легковых машин: обогнать страну по этому показателю удалось только ее партнерам по БРИКС — КНР и Индии.
Самую заметную положительную динамику показал растущий уже четвертый год подряд Китай — в 2024 году местные заводы выпустили на 1,4 миллиона автомобилей больше. На втором месте оказалась Индия с приростом в 216 тысяч машин. Общий выпуск автомобилей составил 27,5 миллиона в Поднебесной и пять миллионов единиц в Индии — для обеих стран это многолетние максимумы по производству, по меньшей мере с 2015 года.
Совсем недалеко от Индии расположилась Россия с приростом в 213 тысяч авто по итогам прошлого года — до 756 тысяч.
Самым заметным снижение стало в Индонезии — там выпуск просел сразу в полтора раза, до миллиона машин. При этом в «антилидерах оказались сразу два государства «Большой семерк»". Это Япония со снижением на 377 тысяч авто — до семи миллионов и США с просадкой на 206 тысяч — до 1,6 миллиона машин.
Минпромторг запустит эксперимент по маркировке автозапчастей
Министерство промышленности и торговли России планирует запустить в феврале эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов автозапчастей.
«Эксперимент планируется запустить в феврале этого года в отношении фильтров, свечей зажигания и автомобильных стекол. Проект соответствующего постановления внесен в Правительство Российской Федерации», - говорится в сообщении.
В пресс-службе уточнили, что в Министерство поступали обращения представителей бизнес-сообщества с предложениями по запуску эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов автомобильных запасных частей.
В России нашли способ снизить цены на экзотические фрукты и креветки
Индия будет поставлять в Россию еще больше экзотических фруктов, овощей и другой продукции, а также увеличит закупки у российских предприятий. Об этом договорились заместитель председателя правительства России Дмитрий Патрушев и чрезвычайный полномочный посол Республики Индии в РФ Винай Кумар. Нарастить выгоды от двустороннего сотрудничества можно как за счет роста торговли, так и кооперации в сельском хозяйстве, пояснил первый зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Нилов.
Основная задача, которую решают Россия и Индия сегодня — выравнивание дисбаланса и диверсификация торговли, рассказал Олег Нилов. «Несмотря на существенный рост поставок продукции в Индию, Россия пока не получает такой же отдачи в свой адрес, хотя потенциал есть. Основные статьи индийских поставок как раз касаются агропродукции. Это рис, табак, чай, кофе, виноград, а также креветки и другие морепродукты. На фоне того, как значимо подорожали в России все эти позиции в прошлом году, увеличение поставок из Индии помогло бы снизить цены на них», — пояснил эксперт.
По словам Олега Нилова, Индия для России, как и Китай — безграничный рынок сбыта сельхозпродукции. Она готова закупать у России любую сельхозпродукцию, начиная с зерна, растительного масла, свинины, птицы, рыбы и всего остального. Это главные направления, по которым товарооборот может развиваться в ближайшие годы. Через развитие агроэкспорта Россия может заместить утраченные статьи дохода по продаже энергоресурсов. А российские производители могут нарастить устойчивый сбыт и иметь стабильный доход.
«Кроме того, Россия может с помощью Индии решить назревший кадровый кризис во многих отраслях, включая сельское хозяйство и стройку, поскольку рабочая сила в Индии недорогая и довольно квалифицированная. Кроме того, можно было бы создавать на заброшенных целинных землях российско-индийские сельхозпредприятия на принципах кооперации под строгим контролем государства», — считает эксперт.
Что ещё?
- 12 Storeez расширился и проник на Ближний Восток
- В 2025 году может завершиться работа над соглашением о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией.
- Свыше 90% взаимных расчетов между Москвой и Дели уже идет в национальных валютах.
- Китайские государственные автомобильные компании Dongfeng и Changan могут объединиться в одну структуру, которая станет крупнейшим производителем автомашин в Китае.
- Hyundai и Kia рассматривают возможность выкупить обратно завод в Санкт-Петербурге, в рамках двухлетнего опциона на обратный выкуп.
Чтобы быть всегда в курсе актуальных новостей, подписывайся на мой Телеграмм-канал.