Крах мировой торговли или новые возможности крупно заработать?

Начиная с февраля 2025 года США ввели и продолжают вводить новые импортные пошлины, называя это «защитой национальной безопасности». Ответные меры ЕС, Китая и стран Азии уже привели к каскадным изменениям в глобальных цепочках поставок. Для логистов и грузоотправителей это вызовы, требующие быстрой адаптации. Как меняются правила игры и чего ждать дальше?

Крах мировой торговли или новые возможности крупно заработать?

Контекст: Что происходит?

2 апреля 2025 года США объявили ввод новых глобальных пошлин — 10% на весь импорт. Для ключевых стран ставка выше: на продукцию из Китая тариф увеличен до 54% (34% вдобавок к ранее введенным 20%), из Индии – до 27%, Южной Кореи – 25%, Японии – 24%, для ЕС — 20%. Для Канады и Мексики повышение до 25% произошло еще раньше, временные послабления сделаны для товаров, произведенных в рамках североамериканской зоны свободной торговли (USMCA).

Отдельно особо высокие тарифы введены для стран Юго-Восточной Азии, через которые ранее шла переправка китайских товаров в обход пошлин: Вьетнам – 46% и Камбоджа – 49%.

Цель — снизить торговый дефицит (в 2024 году — $1,2 трлн) и стимулировать производство внутри страны.

Это крупнейшее усиление тарифной политики США с 1930-х годов.

Дополнительно были введены целевые тарифы по отраслям. Так, 12 марта США возобновили 25% пошлины на импорт стали и алюминия из всех стран (ранее введённые в 2018 году). Кроме того, администрация заявила о планах распространить подобные 25% тарифы на ряд других секторов, включая лесоматериалы, медь, фармацевтику, полупроводники и, возможно, критически важные минералы.

Со 2 мая закрывается возможность беспошлинного ввоза посылок дешевле $800 из Китая и Тайваня, что повлияет в первую очередь на e-commerce.

При этом Белый дом перечислил исключения для таких отраслей, как полупроводники и фармацевтика, что может облегчить бремя для Тайваня и Южной Кореи.

Общая пошлина должна вступить в силу 5 апреля, повышенные — 9 апреля.

Трамп предполагает, что повышение пошлин заставит другие страны пойти на уступки Америке, в том числе территориальные. Однако, экономисты считают, что ситуация осложнится для всех, в том числе и для американских потребителей, для которых цены на импортные товары поднимутся на 10-15%.

Новые пошлины ударили сразу по нескольким фронтам:

  • выросли издержки на перевозку и таможенное оформление
  • усилился контроль за происхождением товаров
  • нарушены цепочки поставок, настроенные десятилетиями.

В ожидании введения пошлин резко выросли расходы на авиаперевозки в марте:

  • из Китая в США — на 37% до $4,14 за кг
  • из Европы в США на 7% до $2,61 за кг

Многие компании постаралисьь ввезти больше товаров, чтобы успеть до вступления в силу новых тарифов Трампа.

Ответные меры: зеркальные и прицельные удары

Компании по всему миру пересматривают логистику: меняют маршруты, ищут альтернативные рынки и поставщиков, переходят на склады в свободных зонах (FTZ), пытаются обойти барьеры через Юго-Восточную Азию. Но и там — новые тарифы: Вьетнам и Камбоджа попали под почти 50% сбор. Стало очевидно — прежние схемы не работают.

Ответы на предыдущее повышение пошлин для Китая, Канады, Мексики и ЕС уже прозвучали. Сейчас же страны, попавшие в «особый список» США, активно готовятся к существованию в новых экономических реалиях. И размышляют, нанести ответный удар США или воздержаться.

Китай в феврале ввёл 10–15% пошлины на американскую сельхозпродукцию — соя, свинина, говядина, хлопок. Под удар попали и поставки нефти, газа, а также американская древесина и некоторые виды техники. Китай также ограничивает экспорт в США стратегически важных товаров, включая некоторые редкоземельные металлы. Одновременно запущено антимонопольное расследование против технологических гигантов из США (например, Google и Nvidia), что грозит им ограничениями в КНР. Кроме того, китайские власти принимают меры по ограничению инвестирования китайскими компаниями в экономику США.

Евросоюз активировал «список из 99 страниц» ответных мер на €8 млрд импорта. Под пошлины попали товары, символизирующие американский стиль: мотоциклы, бурбон, джинсы. В апреле планируется ввести новый пакет на €18 млрд. Рассматриваются меры против IT- и финсектора США, возможность ввести налог на онлайн-сервисы, которые сейчас налогом не облагаются.

Во Франции президент Эммануэль Макрон призвал компании приостановить инвестиции в США. Остальные страны Европы пока воздерживаются от скороспелых предложений противодействия.

Премьер-министр Великобритании Кейр Стармер пообещал ответить «хладнокровно и спокойно». Но в целом Британия с ее 10%-й ставкой воодушевлена, что оказалось в более выгодном положении.

Канада ввела зеркальные 25% пошлины на продукцию из США — от одежды и бытовой техники до автомобилей и продуктов. Мексика пока воздерживается от решительных мер.

Индия рассматривает возможность снижения тарифов на импорт из США на сумму $23 млрд, включая драгоценные камни, ювелирные изделия, фармацевтические препараты и автозапчасти.

Япония и Южная Корея пока воздерживаются, но это не значит, что меры не будут приняты.

Все эти меры уже изменили маршруты и объёмы поставок. По результатам объявления тарифов в феврале и марте уже наблюдается спад поставок из Китая в США. Из Канады и Мексики — всплеск накануне введения тарифов.

Перевозчики фиксируют:

  • рост запросов на маршруты в обход Китая
  • увеличение складских расходов
  • спады на фрахтовом рынке в марте, несмотря на перегрузку портов в США.

И тем не менее, все это может измениться уже завтра. Трамп заявил, что готов к переговорам, и если кому не нравятся новые пошлины — отменяйте свои, и посмотрим.

Какими будут тарифы после того, как каждая из стран договорится или поругается с Трампом — предсказать невозможно.

Что это значит для российского бизнеса

Российские логисты и грузоотправители напрямую почти не попали под пошлины. Но последствия уже ощущаются:

  • растёт конкуренция за азиатские маршруты
  • изменяются схемы перевозок
  • в Китае и ЕС могут открыться ниши — американские товары подорожают.

Если экспортировать — нужно быстрее выходить с предложениями. Если работать на транзит — отслеживать ставки, загрузку портов, ситуации на границах.

Как адаптируются бизнес и логистические компании

  1. Проверяют страну происхождения товаров.От правильного оформления зависит, попадает ли груз под пошлину. Особенно критично для транзита через Мексику или страны Юго-Восточной Азии.
  2. Используют FTZ (зоны свободной торговли). Товары заводят без пошлин, хранят до прояснения условий. Это временно снижает давление.
  3. Переносят поставки и производство. Часть производителей ищут сборочные мощности вне Китая. Кто-то в Мексике в расчете на поблажки для USMCA, кто-то в странах ЮВА — Малайзии, Индонезии — пока не попавших в список «санкционных» стран. Однако это требует времени и инвестиций, а также несет риски – если тарифная политика снова изменится.
  4. Дробят партии. Ищут возможность использования остаточных лазеек (для некоторых стран минимальный порог беспошлинного ввоза ещё действует).
  5. Закладывают тарифные риски в контракты. Некоторые логисты и грузовладельцы уже ввели оговорки: если пошлины вырастут — расходы делятся.
  6. Диверсифицируют поставщиков и маршруты. Вместо прямых поставок из Азии в США используют транзит через страны АСЕАН, где тарифы ниже. И рекомендуют не зависеть от одной страны, находя альтернативных поставщиков в разных регионах
  7. Страхуют риски. Некоторые страховые компании уже готовят спецпрограммы для покрытия убытков от тарифных изменений.

Адаптация цепочек поставок. Компании по всему миру пересматривают стратегии снабжения. Крупные производители, ориентированные на американский рынок, ускоряют проекты по релокации производства: например, часть сборочных операций переносится из Китая в Мексику (в расчете на преференции USMCA) или в страны Юго-Восточной Азии, не подвергшиеся максимальным тарифам. Однако это требует времени и инвестиций, а также несет риски – если тарифная политика изменится, вложения могут не оправдаться.

Точки зрения: За и против

Сторонники тарифов:

«Это вопрос конкурентоспособности, — заявил Джейкоб Райт, экономист из вашингтонского Центра торговой политики. — Без пошлин американские заводы не выдержат давления со стороны Азии, где себестоимость ниже».

Поддержку мерам выразили и профсоюзы: по их данным, за два месяца в металлургической отрасли США создано 5,000 новых рабочих мест.

Противники:

«Тарифы — это налог на потребителей», — парирует Мария Лопес, глава Европейской ассоциации логистов. Из-за роста цен на сталь себестоимость контейнерных перевозок через Атлантику увеличилась на 12%, а сроки оформления документов — на 20%.

Поставщики из Китая считают, что новые тарифы — просто форма экономического шантажа. В логистических форумах США и ЕС спорят — что хуже: высокая пошлина или потеря клиента?

Однако аналитики Bloomberg предупреждают: соцсети часто преувеличивают краткосрочные эффекты. Реальные последствия проявятся к концу 2025, когда компании завершат перестройку цепочек.

_________________________________

Тарифные войны — не апокалипсис, но серьезный тест на гибкость. Для логистов ключевое слово — «адаптация»: пересмотр контрактов, поиск новых коридоров, инвестиции в технологии. Как отметил гендиректор DHL в интервью FT: «Торговые барьеры создают сложности, но они же рождают возможности для тех, кто готов меняться».

А что думаете вы? Получится ли заработать на этом хаосе? И как именно?

2
Начать дискуссию