Как зародились финансовые рынки. Краткая история

Как зародились финансовые рынки. Краткая история

Дисклеймер: Дальнейшая история выдумана и носит исключительно просветительский характер, чтобы показать как развитие экономических отношений в обществе привело к существованию акций, облигаций, бирж и т. п.

Представьте, что вы обычный торговец в 15 веке, эпоха великих географических открытий только началась. Дорогие товары из Нового Света начали попадать на рынки Европы, принося огромные прибыли. Капитализм только начал зарождаться, а вместе с ним и усложняться экономические отношения. Одно путешествие могло принести огромные прибыли или же обернуться катастрофой. Мореплавание в те времена было более рискованным занятием, чем запуск человека в космос сейчас. Корабли представляли собой не самые надежные конструкции, которые могли легко попасть в шторм, быть захваченными пиратами, а команда вообще могла быть съедена туземцами — каннибалами. Говоря экономическими терминами, риск одного такого путешествия был невообразимо высок относительно возможной прибыли. Представьте еще то, что связи с кораблем с суши не было. После того, как мачты скрывались за горизонтом приходилось только ждать и надеяться что корабль не утонул уже через день. Конечно была голубиная почта, но это не самый быстрый способ связи. Вместе с тем корабль и команда стоили огромных денег даже для самых богатых торговцев. В этой ситуации у одного гениального человека, имя его не сохранилось, как и факты его существования но мы верим, что он был, родилась идея распределить риски путешествия между другими торговцами.

Идея заключалась в следующем. К примеру, корабль и команда стоит 1000 пиастров за один рейс, весь капитал нашего негоцианта, если он вложит все, он может потерять все свои деньги, либо кратно увеличить свой капитал в случае удачной доставки товаров. Наш торговец не хочет рисковать всем, но разбогатеть хочет еще сильнее, поэтому он развешивает объявление по портовому городу, что ищет себе партнеров в эту авантюру, обещая удвоить вложенные средства. Благодаря эффективной маркетинговой стратегии «отдай 1 пиастр и получи 2 через месяц» наш герой собирает 9 партнеров, которые вместе с ним вкладывают по 100 пиастров. Всего 10% от капитала. (Уже здесь следует отметить важность низкого процента венчурных инвестиций в инвестиционном портфеле).

Снарядив команду, каждый из партнеров получил расписку, что ему принадлежит 1/10 товаров, которые привезет корабль, при этом решение, что с ними делать будет принято на общем собрании владельцев. Пожав друг другу руки наши довольные вкладчики снарядили корабль и отправили его в Ост-Индию за заморскими товарами. Команда вернулась через 3 месяца живыми и здоровыми, а наши негоцианты получили товара на 2000 пиастров. Довольные таким наваром тут же быстро было проведено общее собрание на котором было решено все продать и поделить поровну.

Группе наших ребят так понравилось получать такую прибыль, что они решили почему бы не объединиться на постоянной основе, купить пару кораблей и начать совершать регулярные поставки из Нового света. Прикинув все на месте они посчитали, что если они сложат капитал вместе, то у них как раз хватит средств на это предприятии. Так на следующее утро в городке появилось АО “Пряности из-за моря” с уставным капиталом в 20000 пиастров, который был поделен на 10 акций по 2000 пиастров каждая. Так как планировалось, что это будет уже не разовая поставка, а регулярная, то для управления всеми делами предприятия появилась необходимость в руководстве. Лице, которое будет ответственно за наем капитанов и команды, ремонте кораблей и продаже самих товаров. Назначить его решили путем выдвижения кандидатуры от вкладчиков и последующим голосованием за достойнейшего кандидата. Примерно такой была история появления акционерных обществ в мире. Владение которыми закрепляется в акциях. То есть в ценных бумагах, которые фиксируют за их владельцем право собственности в компании пропорционально его доли, а также право на получение прибыли и управлении делами организации.

Герб Британской Ост-Индской торговой компании.
Герб Британской Ост-Индской торговой компании.

Немного истории:

Самым первым акционерным обществом считается Английская компания купцов-авантюристов, созданная в 1553 году при участии 250 акционеров. Два года спустя возникла английская Московская компания, специализировавшаяся на торговле с Россией. В 1600 году королева Елизавета I подписала указ о создании Английской (позднее Британской) Ост-Индской компании, призванной развивать торговлю с Индией. В 1602 году своя Ост-Индская компания появилась в Голландии. Она получила право строить форты и формировать регулярные вооружённые силы, чтобы эффективно противостоять португальской, испанской и английской торговой экспансии на Востоке.

Предприятие росло и ширилось, однако собственных средств, которые вложили негоцианты и тех, что получали в виде прибыли стало уже не хватать. Тогда на общем собрании акционеров были предложены несколько вариантов, где разыскать средства: разместить еще акции или же привлечь заём. Первый вариант никому не понравился, делиться с кем-то прибылью в будущем, да и частью кораблей никто не хотел. Было решено выпустить бумаги которые бы давали право требовать через год 1000 пиастров, а продать их сейчас за 900 пиастров, а вырученные средства вложить в покупку новых кораблей. Имея прибыль в 100% с вложенных финансов компания могла себе это позволить. Проведя агрессивную маркетинговую кампанию по привлечению заемных средств, удалось увеличить капитал организации в несколько раз, накупить судов и отправить их за море. Так у нашего предприятия возник не только собственный капитал, но и заемный, выраженный в облигациях. С тех пор облигация является ценной бумагой, которая закрепляет право ее владельца требовать установленную сумму в определенный день с того лица, кто ее выпустил.

Торговля товарами у нашей компании шла в гору, но в какой-то момент АО “Пряности из-за моря” столкнулось с тем, что цена на ее основной товар стала то падать, то расти и прогнозировать прибыль стало очень сложным делом, тем более на горизонте нескольких месяцев. Чтобы внести какую-то стабильность в свою деятельность и заранее просчитать насколько прибыльно будет отправлять корабли за море, руководство компании придумало выход из этой ситуации — найти тех, кому понадобится их товар через несколько месяцев и договориться о сделке по заранее установленной цене. Так появились первые фьючерсные контракты — то есть такие сделки, предметом которых является обязательство поставить определенный вид товара в заданную дату, а у второй стороны приобрести весь этот товар по цене указанной в договоре.

В такой ситуации, видя успех этой кучки торговцев, стали появляться другие компании, объединения, которые стали заниматься тем же: выпускали акции, облигации, покупали корабли и отправляли их за море. Постепенно одни торговцы хотели продать долю в своей торговой компании и купить в другой. Для совершения такой сделки нужно было не только найти того, кто захочет купить твою долю, но и как-то оценить ее, чтобы все стороны были удовлетворены. А после этого провести такую же операцию с долей которую хочет купить купец. Делать это в наш век не самое простое занятие, а во времена 16 века задача практически нереальная. Но раз был спрос на такие услуги, значит должно было появиться предложение. В городах стали появляться определенные места куда договаривались приходить купцы, которые хотят купить или продать доли компаний для совершения сделок, заранее договорившись о месте и времени. Так появился прообраз первых бирж. Примечательно то, что Нью-Йоркская биржа была создана как место встречи под платановым деревом, где в 1792 году двадцать четыре трейдера подписали соглашение о торговле акциями друг с другом.

В статье мы попытались кратко изложить суть того откуда взялись такие распространенные в современном мире финансовые инструменты и для чего они изначально были придуманы. Надеемся вам понравился наш рассказ.

66
Начать дискуссию