У 58% проектов доход — $5 000, у 1,6% — свыше $1 млн: стартап-хаб Imaguru представил отчет «Стартапы Беларуси»
Беларусской стартап-экосистеме от силы лет восемь. Тем не менее в стране уже есть громкие истории успеха и достижения. Только за прошлый год беларусские стартапы привлекли $85 млн. 8 стартапов попали в международные акселераторы. Стартап-хаб Imaguru открыл Академию бизнес-ангелов. Google купила компанию AI MATTER, то есть произошел полноценный acquisition.
Во время международной конференции Всемирная неделя предпринимательства Татьяна Маринич, CEO группы компаний Belbiz, презентовала полноценное исследование беларусской стартап-экосистемы, пишет сайт bel.biz. Это первый подобный отчет, который дает представление о новом зарождающемся секторе беларусской экономики — технологических стартапах.
Исследование подготовлено в рамках проекта AID-Vеnture по развитию венчурной экосистемы Беларуси, который Группа компаний Belbiz реализует при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
В беларусском законодательстве не закреплена форма регистрации компании «стартап». Поэтому точной статистики о количестве стартапов в Беларуси нет. На основе пятилетнего опыта работы стартап-хаба Imaguru и его партнеров (инвесторов, центров поддержки, образовательных компаний) была создана база из 1000+ компаний. Авторы исследования полагают, что эта цифра — первое предположение о количестве стартапов в Беларуси. Imaguru направил приглашение принять участие в опросе всем участникам этой базы. 214 (21,4%) респондентов ответили на вопросы анкеты.
Итоги 2017 года для стартапов
Прошлый год стал одним из лучших с точки зрения объема инвестиций для стартап-экосистемы Беларуси. Беларусские команды привлекли около $85 млн инвестиций.
Крупнейшие сделки:
- WorkFusion привлек $35 млн инвестиций в раунде D от группы компаний во главе с венчурным фондом Georgian Partners.
- PandaDoc привлек $15 млн в рамках раунда B от фондов Rembrandt Ventures Partners, Microsoft Ventures, HubSpot и др.
- Flo привлек $5 млн от фонда Flint Capital и бизнес-ангела Натальи Водяновой.
- Banuba получил финансовую поддержку в $5 млн от инвестиционного фонда Larnabel Ventures и инвестиционной компании VP Capital.
Общие данные о стартапах
Средний возраст беларусского стартапа —менее трех лет. Это коррелирует со статистикой о компаниях подобного типа в ЕС, где средний возраст стартапа — 2,4 года.
Почти половина беларусских стартапов (42,9%) имеет двух основателей. Но у 19,5% стартапов — всего один фаундер. Это также в целом совпадает с европейским трендом, где предприниматели-одиночки создают чуть более 20% стартапов.
Большинству стартапов принадлежит более 75% доли компании. 6,5% респондентов владеет миноритарной долей менее 25% компании. На ранних стадиях инвестирования бизнес-ангелам или акселераторам принадлежит не более 20% стартапа. Так фаундеры сохраняют контроль и мотивацию развивать свою компанию.
Около половины всех стартапов (45,9%) имеет работающий прототип и команду, менторскую поддержку. Каждый четвертый работает на рынке, имеет клиентов. Это хороший показатель для рынка, на котором почти половина компаний работает менее года.
Самые популярные отрасли среди стартапов — SaaS, искусственный интеллект, финтех, игры и развлечения.
Чуть более 10% стартапов разрабатывают продукты с использованием технологии блокчейн.
Для более чем половины фаундеров самая актуальная задача — поиск финансирования, продажа и привлечение клиентов.
Экономическая эффективность стартапов
Большинство беларусских стартапов работает в сфере b2b. Их основные клиенты — частные компании и корпорации. Данный показатель близок к европейскому — например, в Польше он составляет 76%.
Практически каждый третий стартап имеет доход. Более 20% получают доход ежемесячно. Но большинство стартапов пока не имеет дохода, что может быть объяснено ранней стадией развития компании.
По мнению авторов исследования, доход по итогам первого года работы для стартапа — хороший показатель развития компании. Например, в Польше 30% стартапов не получает дохода и 41% — имеет регулярный доход.
При этом у 58% стартапов на момент исследования доход составил до $5 000. А у 1,6% — свыше $1 млн.
В целом респонденты неохотно делились информацией о финансовой составляющей своей деятельности. Рассказать об этом согласилось лишь 32% респондентов.
Самая популярная бизнес-модель — SaaS (Software as a Service). Её использует более четверти респондентов. Другие распространенные модели — прямая продажа потребителю, подписка на приложение и торговая площадка в интернете.
Больше половины стартапов (56,3%) реализует свои услуги и продукты на внутреннем рынке. Около трети нацелено на рынок России и Европы. На глобальном рынке работает 37% опрошенных стартапов
Беларусские стартапы пользуются выгодным географическим положением страны, которое позволяет работать как на восточном, так и на западном рынках. Большинство стартапов, которые работают в Беларуси, делает это на ранней стадии тестирования продукта и его вывода на рынок.
Подробнее о результатах исследования, в том числе источниках финансирования, команде, портрете основателя, читайте в отчете «Стартапы Беларуси».