Критерий необходимости управленческого учета

Основным критерием определения необходимости ведения управленческого учета на предприятии является время, проходящее от оплаты до выручки. Другими словами расстояние между ДДС и ОПиУ.

Если такое время не большое, то всю управленку можно свести к правильно раскрашенной выписке из интернет банка. Что-то похожее на ДДС. Например, в течение дня или часов – оказание услуг, продажа товара и подобные короткие сделки. Деньги, приходящие от клиента, практически сразу становятся выручкой. За редким исключением что-то идет не так (клиент отказался платить или потребовал возврата ранее уплаченной суммы) и такие случаи можно списать на шероховатости бизнеса. Все равно на какие-либо управленческие выводы такие случаи не повлияют.

Другое дело, когда время от оплаты до выручки большое. Недели или месяцы. Причем какое событие наступит раньше: оплата или выручка – это не точно определено. Вы можете заключить договор в одном месяце, получить аванс в следующем, еще через месяц приступить к работам, выполнить работу и закрыть акты еще через месяц (зафиксировать выручку), а за окончательную оплату бодаться с заказчиком еще на протяжении долгого периода. Такое бывает, и как оказалось в малом бизнесе вообще не редкость. Я уже привык, что в крупном корпорате дебиторка и кредиторка могут висеть годами, но про малый бизнес – для меня было открытие.

В таком случае, большое время, управленческий учет вещь просто необходимая. Если вы хотите положиться в данном случае на бухгалтера, то не стоит: не для того он сидит на вашей фирме. И если с правильным определением выручки бухгалтер справится, то с необходимым, для принятия решений, уровнем соответствия доходов и расходов – он, бухгалтер, не то чтобы не справится, а попросту не станет справляться.

Я сейчас говорю не только о том, что по долгому договору учесть взаиморасчеты с заказчиком и подрядчиком. А учесть еще и сопутствующие расходы в виде расходных материалов, собственных затрат в рамках договора, непредвиденных и прочих расходов. Доля таких расходов по проекту/договору/сделке может быть на столько существенная, что свести всю рентабельность даже не к нулю, а к конкретному минусу.

Если же в вашем бизнесе используется заемный капитал, то без четко построенного и сопровождаемого управленческого учета принимать решения это как участвовать в формуле-1 по навигатору. Я сейчас не про простой кассовый разрыв. Бывает, чо уж (это не страшно, главное не превращать такие события в хронические). А про функционирование и развитие организации на заемные средства.

11
1 комментарий

Ничего не понял. Для денег - оддс, для доходов и расходов - опиу, как вы выразились. Что такое управленческий учёт в вашем понимании?

Ответить