Будущее рынка жилья в России и мире. Как технологии поменяют данную сферу и кто поделит 25 трлн рублей
Технологии стремительно меняют нашу повседневную жизнь абсолютно во всех сферах и направлениях. Аналитики медиа «РынкиДеньгиВласть» на основе собранных данных из собственных и сторонних источников подготовили развернутый анализ, каким образом изменится рынок жилья в России с помощью использования инструментов property technology.
ПропТех кардинально изменит рынок жилой недвижимости и организует самый большой потребительский рынок объёмом 25 трлн рублей в год. По мнению экспертов, в этой сфере могут появиться новые компании с общей капитализацией 1,5 трлн рублей.
ПропТех (сокращение от property technology) – это приложение информационных технологий, бизнес-моделей агрегаторов и маркетплейсов к рынку жилья.
Развитие ПропТеха станет катализатором рынка недвижимости. Оно упростит и ускорит процесс покупки и обустройства жилья, а также превратится в огромный бизнес для тех, кто этим займётся.
Именно в ПропТехе могут возникнуть новые Яндексы и Озоны
25 трлн рублей в год — объём расходов россиян на жильё и всё что с ним связано
1 трлн рублей в год — потенциальный пул выручки компаний-агрегаторов в ПропТехе
300-500 млрд рублей в год — потенциальная прибыль компаний-агрегаторов в ПропТехе
>1,5 трлн рублей — потенциальная капитализация лидеров ПропТеха в России. Для сравнения, капитализация Яндекса 630 — млрд рублей, капитализация Ozon 360 — млрд рублей.
Как выглядит ПропТех – как мы будем покупать квартиру в скором будущем?
А теперь надеваем очки виртуальной реальности и поехали! И это не просто слова: действительно, очки надеть придется, а как иначе спланировать все детали квартиры своей мечты, увидеть вид из окна и оттенок стен?
Будущее ПропТеха действительно плотно связывают с развитием технологий виртуальной реальности. Итак, пристегиваем ремни и взлетаем в будущее рынка жилья.
Как мы будем покупать квартиру в будущем? Используя технологии виртуальной реальности и большие данные, мы прогуливаемся по выбранному району, изучаем рейтинг школ, магазины по пути, кафе, заходим в наш реальный подъезд, поднимаемся на лифте на наш этаж и даже видим, что соседи хранят на площадке резиновые сапоги, оставленные с прошлого лета. Теперь открываем дверь в нашу квартиру: видим реальный вид из окон, качество текущего ремонта, проверяем реальную высоту потолков, все коммуникации — все, что нам обычно важно.
Осматриваемся в очках виртуальной реальности в новой квартире, вместе с архитектором (конечно же в его роли — искусственный интеллект), определяемся с концепцией и дизайном квартиры, подбираем материалы и мебель. Технологии виртуальной реальности дают ощущение полного присутствия в нашей новой квартире, удобно!
Теперь мы видим готовый реальный бюджет на материалы, мебель и ремонтные работы, а это уже близко к полету в космос.
В несколько кликов получаем всю официальную документацию по объекту, проверенную юристами, согласуем цену и подтверждаем сделку. Контракт тут же подписываем электронной подписью. Сдаем в трейд-ин свою «хрущевку», используем материнский капитал, добавляем в ипотеку мебель и ремонт…
Теперь остается только своевременно вносить ежемесячный платеж, при необходимости сходить на цифровые и офлайн-туры на объект и согласовать дату переезда. Потому что, конечно же, организация переезда непременно станет частью клиентских сервисов ПропТеха.
Что изменится?
Самое важное, что изменится для нас с вами: мы будем покупать не просто стены и ценные метры, а полностью готовый персонализированный для нас объект с мебелью, точным оттенком стен и услугами по ремонту и сервису. Это будут не готовые предложения от застройщиков, а наши с вами квартиры и дома мечты, с понятными сроками и реальными бюджетами на ремонт и мебель.
Ключевым бонусом развития ПропТех станет выстраивание сервиса финансового инжиниринга для клиентов. Возможность спланировать бюджет и взять ипотеку на квартиру мечты «под ключ» позволит комфортно структурировать большие единоразовые расходы в долгосрочный поток посильных платежей. Это реально поможет снизить экономические риски для покупателей и улучшить условия жизни миллионам.
Термин ПропТех (PropTech, Property Technology) войдет в нашу жизнь также прочно, как сегодня e-commerce и FinTech.
ПропТех задает стремительный темп развития применения информационных технологий в сфере недвижимости и уже в ближайшие несколько лет кардинально поменяет наш клиентский опыт в этой области.
Страшно вспомнить, что еще в начале 2000-х годов мы жили без ЦИАН, разбирая талмуды бездушных объявлений в стиле «под евро, разд с/у», платили ипотеку в кассе банка, погашали счета за коммуналку по бумажным квитанциям, непременно постояв в очереди. Сейчас приложения ЦИАН, Госуслуги, Моя Москва и региональные аналоги прочно вошли в нашу жизнь. Уже и пенсионеры уверенно оплачивают счета по коммуналке по QR-кодам, а все семейство перед сном зависает в смартфонах в исследовании новых объявлений по «квартирам в Раменках».
Тренд на диджитализацию и повсеместное увеличение сервисных предложений, как произошло с e-commerce и финтехом (тут, конечно, не без помощи пандемии), естественно отразится на сервисах ПропТеха.
Подумайте только: мы заказываем еду онлайн за 3 клика, не ждем такси больше 10 минут, выбираем класс авто для разных случаев, пользуемся услугами кейтеринга и стилистов, но почему-то до сих пор настойчиво желаем купить квартиру «со свободной планировкой», чтобы потом биться в попытках узаконить эту «свободу». Считаем, что никто, кроме нас, не сделает «правильный ремонт», предпочитаем экономить на архитекторах в попытках уложиться в ожидаемые бюджеты на ремонт и мебель.
Именно развитие ПропТеха организует самый неорганизованный рынок, заставит застройщиков, агентства недвижимости и управляющие компании расти в области повышения качества и комплексности клиентского сервиса. Агентства недвижимости и девелоперы будут конкурировать между собой в скорости и качестве внедрения новых технологичных сервисов, развивая клиентский опыт и средний чек.
Технологическая начинка ПропТеха
Сейчас
Этап разрозненных сервисов:
- в основном IT решения поколения 2010-х годов;
- визуализации и оцифровка на уровне максимум 3D-решений на плоском экране;
- коллаборации с финтехом с использованием подходов финансового инжиниринга.
В течение 3-5 лет
Этап появления агрегаторов, дающих готовые решения:
- приложения искусственного интеллекта в дизайне жилья, в структурировании юридических документов и другие;
- переход учета прав на собственность в блокчейн;
- новые финансовые продукты на базе цифровых финансовых активов;
- переход к метавселенным в сфере визуализации.
5 лет+
Этап консолидации темы:
- PropTech в руках 2-3 игроков;
- Метасреда для визуализации объектов недвижимости.
Пять причин, почему ПропТех – одна из самых перспективных бизнес-ниш, ориентированных на внутренний спрос в России
Причина № 1: Отсутствие доминирующих игроков
В большинстве сегментов в сфере жилья нет доминирующих игроков. Это неорганизованный рынок. На таком рынке проще появиться игроку, который перекраивает рынок под себя за счёт цифровых технологий.
Причина № 2: Объём расходов на жилье – 25 трлн рублей
Жильё – базовая потребность человека. Это значит, что целевая аудитория ПропТеха в России – все 140+ млн россиян. Это определяет большой размер рынка и его долгосрочную стабильность. Приобретение жилья и сопутствующие расходы – один из крупнейших потребительских рынков
в России. Его размер 25 трлн рублей в год.
Причина № 3: Низкая роль государства
Роль государства в сфере жилья относительно невелика. Она в основном проявляется через рынок ипотеки (на нем доминирует государственные Сбер и ВТБ). Как показывает опыт e-commerce или RideTech, в сферах с меньшей ролью государства проще появиться игрокам-агрегаторам.
Причина № 4: Disruption сферы жилья ещё не произошёл
Частично оцифрованы пока лишь только процессы поиска объектов (ЦИАН), получения ипотеки (ДомКлик) и покупка бытовой техники. Интегрированного готового решения на рынке пока нет.
Причина № 5: Сфера ПропТех пока свободна
На рынке жилья не возникли лидеры-агрегаторы, какими, например, являются Яндекс для рынка такси или доставки еды, Wildberries и Ozon для сферы FMCG. Например, ЦИАН пока смог забрать на себя лишь малую часть рекламных бюджетов риэлторов, девелоперов и ипотечных банков. Выручка ЦИАН ~9 млрд рублей, а рыночная капитализация ~30 млрд рублей, что ничтожно мало для рынка жилья размером в 25 трлн.
25 трлн рублей размер рынка жилья, из чего складывается эта цифра?
Источники: Росстат, Банк России, Frost & Sullivan, Data Insight, Infoline, Statista, Analytic Research Group и др. , оценки источников РДВ
>1.5 трлн составляет потенциальная капитализация лидеров ПропТеха в России. Для сравнения, капитализация Яндекса 630 млрд рублей, капитализация OZON 360 млрд рублей.
Как источники РДВ пришли к этой оценке?
- Оборот (GMV) рынка жилья ~25 трлн руб.
- Сколько от этого оборота могут получить ПропТех компании-агрегаторы? Примерный ответ на этот вопрос дают уже сложившиеся на рынке жилья бизнес-отношения:
- Риэлторские комиссии (сейчас риэлторы берут 2-3.5% от суммы сделки приобретения жилья);
- Рекламные бюджеты застройщиков (сейчас девелоперы тратят ~2% на рекламу);
- Ипотечные брокерские комиссии (сейчас ипотечные банки платят до 2% от размера жилищного кредита брокерам);
- Доля агрегатора в расходах на ремонт, мебель и т. п. могут составлять 10% и более. - По оценкам источников РДВ, пул выручки ПропТех агрегаторов составит ~1 трлн руб. в год. Это транслируется в пул прибыли в размере 250-500 млрд руб. в год (1-2% от GMV или 25-50% от выручки).
- Если рынок будет поделен между 3 игроками, то в РФ (и на ее фондовом рынке) могут появиться 3 компании с капитализацией ~500 млрд руб. каждый (в текущих ценах!) (из мультипликатора P / E в 5х). То есть почти 3 новых Яндекса (текущая капитализация Яндекса ~630 млрд руб.) или четыре новых Озона (его текущая капитализация ~360 млрд руб.).
Как развивался рынок жилья
В течение всей истории рынка жилья наблюдается тенденция по сокращению числа подрядчиков, с которыми необходимо взаимодействовать покупателю. В эпоху ПропТеха количество взаимодействий сократится до одного.
До 2000 года: Эпоха объявлений
Покупатели сами занимаются общением с продавцами, госорганами, банками, подрядчиками и так далее.
2000-2010 год: Эпоха подрядчиков
Появляются подрядчики, которые берут часть взаимодействий на себя (риэлторы, дизайнеры интерьера и прочие).
2010-2020 год: Эпоха агрегаторов
Появляются агрегаторы, которые замещают подрядчиков и устраивают между ними конкуренцию за покупателя.
2020 год и далее: Эпоха ПропТеха
Покупатель выбирает одну компанию, которая предоставляет готовое жилье и финансирование.
Материал подготовлен РДВ – Аналитическим медиа РынкиДеньгиВласть