О достижимых целях и фантазиях домохозяек
В середине лета аудиторско-консалтинговое агентство FinExpertiza опубликовало данные о «смертности» российских компаний. Оказалось - тренд на увеличение числа закрытых бизнесов в первые 3 года в России сохраняется с 2016 года. Эти цифры также подтверждает Росстат. Число закрывшихся за 2018 год компаний превысило число открывшихся почти в 3 (!) раза.
И пока одна известная в кругах любителей Тони Роббинса, Шварцнегера и других «околобизнесовых» фигур компания выигрывает тендеры на поднятие нашего бизнеса через блогеров - чтобы каждая домохозяйка и школьник (не шутим - это реальная ЦА) могли управлять государством (зачеркнуто), просто могли управлять. Компании продолжают умирать. Но, как говорится, «Б-гу - б-гово, кесарю - кесарево». Поэтому оставим вдохновителей и вернемся к статистике.
По данным исследования университета Теннесси, 44% ИТ-компаний «умирают» в первые три года. Ключевыми причинами ранней смертности являются:
- Неумение распоряжаться деньгами инвесторов и собственными деньгами.
- Проблемы с планированием; отсутствие ясных целей и знания рынка.
Начнем с конца. Чем грешат многие начинающие ИТ-компании? Космическими планами и отсутствием связи с действительностью. Давайте признаемся, какой бы подающей надежды не была компания, цель: «Стать как Apple» - плохая цель. А вот цель: «Повеселиться» - хорошая. Почему? Ключевое в цели то, что она должна быть измеримой и достижимой. «Стать как Apple» - плохо (если не сказать, что никак) достижимая цель. «Повеселиться» - хоть и выглядит странно, но цель хорошая. Ибо ее можно измерить тем, насколько весело было вам и вашим друзьям в процессе работы над проектом и было ли вообще это веселье.
Для компании, конечно, и то, и другое - цели так себе. А для того, чтобы выявить реальную цель своего выхода на рынок (или развития) достаточно ответить себе на 2 вопроса:
- Что я такое? (что за продукт/услугу я предлагаю?)
- Чем я отличаюсь? (от конкурентов/аналогов/альтернатив?)
И вот еще один совет от гуру: «Нуждаются ли люди в этом продукте? Отличается ли он в лучшую сторону от предложений конкурентов? Захотят ли люди заплатить за него назначенную цену? Если ответ на любой из этих вопросов отрицательный, не начинайте разработку». Ф. Котлер.