Общение с мёртвыми: от postmortem до нейросети
Середина января – это период Святок: времени, когда в старые годы принято было петь колядки, гулять и гадать. Почему гадали именно в это время? Считалось, что после Рождества на землю возвращаются души умерших, и они могут приоткрыть тайну будущих событий.
Общение с духами интересовало людей на протяжении всего времени существования человечества в принципе. Однако последние три века мы можем наблюдать некоторую смену подхода: если первоначально общение с умершими явно было нацелено на различного рода предсказания, то с XIX века люди скорее хотят пообщаться с конкретными ушедшими людьми, чаще всего с близкими. Давайте разберемся – какие способы пообщаться с мертвецами выбирали люди в разные эпохи.
Postmortem: живые утопленники
Знаменитая викторианская эпоха запомнилась не только своим изысканным стилем и развитием науки и технологий, но также оставила свой след в истории свежеизобретённой фотографии. В это время стал особенно популярным жанр postmortem, что в переводе с латыни означает «после смерти». На этих фотографиях мы видим умерших, но они сняты не в гробу, а в позах живых людей.
Девочка с куклами — что может быть естественней? Источник dzen.ru
Одной из основных причин увлечения этим жанром было, с одной стороны, отсутствие массовых средств хранения личных воспоминаний, с другой — относительная дешевизна и доступность фотографии в принципе. Сделать снимок было сильно дешевле, чем заказать портрет, и средний класс с увлечением стал пользоваться новой технологией.
Фотографии умерших членов семьи были единственным способом запечатлеть их образ (о видеозаписи в то время и не мечтали). Поэтому фотографии postmortem стали важным средством сохранения памяти и помещались в богато украшенные фотоальбомы.
Правда, стоит отметить, что первой фотографией в жанре postmortem является всё-таки фотография живого человека. Один из пионеров фотографии, француз Ипполит Байар, в 1840 году снял «Автопортрет в виде утопленника».
Фотография эта была сделана Байаром в знак протеста против того, что изобретение фотопроцесса закрепили за Луи Дагером и Исидором Ньепсом. Источник film.ru
Как бы цинично это ни звучало, но мёртвые люди для технического уровня тогдашней фотографии были идеальным объектом. Для съёмки требовалась длительная экспозиция, и живому человеку было достаточно сложно выдержать длительное сидение в одной позе; к тому же, человек всё равно неумолимо моргал, и в области глаз фотография всё равно чаще получалась смазанной. С умершими людьми было проще: фотографы старались создать на снимке образ живого человека и часто подкладывали подушки или производили другие ухищрения для придания телу той или иной позы. Однако, иногда эти старания придавали фотографиям, скажем так, некоторый налёт чудовищности и того, что сейчас принято называть кринж.
Здесь все живые, кроме крайней слева девочки. Источник tgstat.ru
Жанр postmortem до сих пор пользуется популярностью, но сугубо как собрание странных артефактов прошлого. Эти фотографии – демонстрация отношения к смерти в прошлые эпохи, а также отражение доступных в то время способов выразить скорбь. В интернете можно найти множество порталов, которые посвящены именно этому жанру фотографии — например, сайт Пола Фрекера, который в принципе собирает старые фотографии.
Нейросети станут твоим дедушкой?
Жанр postmortem довольно быстро ушёл в прошлое: технологии стали развиваться семимильными шагами, и вот уже широким массам стала доступна аудиозапись и видеозапись, вот появились цифровые камеры, вот появились смартфоны… Каждый человек стал оставлять после себя не только добрую или злую память, но и множество свидетельств своего существования и того, как он выглядел. Почему бы не попробовать из этих свидетельств восстановить человека и пообщаться с ним, как с живым?
Разнообразных разработок и стартапов по поводу создания роботов или нейросетей с интеллектом умерших людей сейчас изрядно много, и ощущение такое, что с каждым годом будет становиться всё больше. Расскажем лишь о некоторых из них: иначе статья разрастётся в тёмный лес, и в ней заблудятся и читатели, и весь наш коллектив впридачу.
Fenix: из пепла в робота
Шведское похоронное бюро с символичным названием Fenix придумало создавать копии умерших людей ещё в 2018 году. По их плану, вначале ИИ должен, полагаясь на аудио- и видеозаписи, воссоздать голос умершего. Компания заявляет, что тренировали они этот голос на простых (простых?) вопросах по организации похорон и в дальнейшем планируют, что программа будет отвечать голосом почившего на вопросы о погоде и быте.
Шарлотта Руниус, CEO похоронного агентства Fenix, при запуске программы подчеркнула отдельно, что компания хочет провести дебаты с церковью и обсудить, что новые технологии могут предложить в плане проживания горя.
Жить вечно
Одним из самых частых слов прошедшего 2023 года стало слово «нейросеть». И правда, новые технологии на основе искусственного интеллекта вызвали настоящий бум и взбудоражили фантазию многих людей на нашей планете. Учёные и разработчики стали задумываться о возможном применении нейросетей во всех областях человеческой жизни и строить смелые предположения. Так, в апреле прошлого года известный инженер и основатель нескольких стартапов в области ИИ доктор Пратик Десаи предсказывал, что уже к концу 2023 года сознание человека можно будет загрузить в компьютер.
Источник oir.mobi
Вернее, изначально его сообщение в Твиттере (ну, то есть в сети X) от 8 апреля 2023 года выглядело несколько иначе: «Начните регулярно записывать своих родителей и других близких людей. При наличии достаточного количества данных расшифровки, нового синтеза голоса и видеомоделей есть 100-процентный шанс, что они будут жить с вами вечно после того, как покинут физическое тело. Это может стать возможным уже к концу этого года».
К концу года не получилось, но у Десаи уже есть внушительное количество собственных разработок, которые создают цифровые аватары умерших. Нейросеть обрабатывает видео, голосовые записи, документы и другие информационные «следы» человека и создаёт цифровой аватар, который двигается как умерший человек.
I met you
Это всё пока что проекты, заявления и разработки. Однако сейчас уже есть вполне произошедшая история о встрече живого человека с двойником своего мёртвого близкого в виртуальной реальности.
Южнокорейская телевещательная компания Munhwa Broadcasting Corporation в 2020 году запустила документальную передачу “I met you” («Я встретил тебя»). Посвящена она была тому, чтобы в виртуальной реальности смогли встретиться женщина Чан Чжи Сун и её семилетняя дочь Найеон, которая к тому времени уже четыре года как умерла от тяжёлой неизлечимой болезни.
За этой встречей наблюдал муж женщины и их трое общих сыновей. Источник youtube.com
Встреча прошла в виртуальном парке, похожем на тот, где любили в своё время гулять мать и дочь. На женщине был VR-шлем и реагирующие на прикосновения VR-перчатки. Для создания прототипа Найеон разработчики записали движения ребёнка-актёра и перенесли его в модель при помощи технологии захвата движения. Движения и речь виртуальной Найеон были контекстно зависимы от поведения реальной Чан Чжи Сун.
Женщина после встречи сказала, что ей стало гораздо легче и что в какой-то степени сбылась её мечта. Виртуальный призрак умершей дочери подарил матери цветок и сказал, что «ей больше не больно».
Плюсы, минусы и подводные камни
С плюсами технологий всё довольно ясно: утрату близкого человека, особенно внезапную и преждевременную, пережить сложно, и возможность договорить, выразить то, что не успел сказать, может оказаться полезным для оставшихся. Вдобавок цифровая личность может быть интересной для отдалённых потомков – например, правнуки захотят пообщаться со своим прадедушкой из далёкого XX века и смогут это делать.
Однако у такого воссоздания личности есть и свои изрядные минусы. Эксперты в социологии, психологии и психиатрии считают, что общение с виртуальными двойниками умерших может быть пригодно только для возвращения в воспоминания; однако чем лучше будет копия, тем больше будет создаваться новых связей — с человеком, которого уже нет.
Каждый человек проживает горе утраты по-разному. Источник keistadfotocollectief.nl
Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Александр Тхостов в одном из интервью отметил следующее: «Переживший утрату должен пройти все стадии страдания: гнев, отрицание, принятие... Виртуальная же реальность не ускоряет и без того нелегкий процесс прощания, а лишь удлиняет его».
Так что вопрос этот остаётся очень и очень дискуссионным. Скорее всего, мы довольно скоро столкнёмся с новым рынком создания цифровых копий родственников, близких людей и даже домашних питомцев и с законодательными вопросами вокруг процесса создания такой копии. Однако уже сейчас можно сохранить свои воспоминания и воспоминания своих близких в нашей надёжной Цифровой капсуле времени.
Комментарий удалён модератором
Это не то что сомнительно, а очевидно неправда 😀 Нейросеть может подстроиться под стиль известного умершего человека, от которого сохранились какие-то тексты, но не может к нему воззвать, разумеется. Но никто, кажется, за правду это и не выдавал
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. ©️
Меня так вдохновила ваша статья, не ожидал такое на вс увидеть)
Вдохновила на фотосессию? 😅
Спасибо большое! Рады, что вам понравился наш материал :)