Богемная буржуазия в городах

Статуя «Атласа» во внутреннем дворе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftranslated.turbopages.org%2Fproxy_u%2Fen-ru.ru.a2589fcb-65fc2204-d4f44e96-74722d776562%2Fhttps%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FInternational_Building_%28Manhattan%29&postId=1085800" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Международного здания</a>.
Статуя «Атласа» во внутреннем дворе Международного здания.

Современный мир быстро меняется, сейчас каждый находится в замешательстве. В связи с этим у людей возникает много вопросов, основной из которых звучит так: «Что будет завтра и к чему идти?». Я не предлагаю чего-то принципиально нового, а лишь беру идеи, которые на западе уже реализованы давно, но которые мы не можем принять в силу своего менталитета (о нём позже).

Постановка проблемы

Начну с того, что современные города представляют из себя мясорубку по переработки людей. Мы живём со множеством других людей, которых не знаем и не хотим знать. Потому как их принципы и цели коренным образом отличаются от наших. Но всё же мы живём на одном клочке земли для того, чтобы извлечь выгоду из совместной деятельности. Но стоит нам её извлечь и начать жить, как тут же вдруг выясняется, что каждая из социальных групп имеет друг к другу претензии. И наша жизнь портится постоянным разборками друг с другом и попытками прогнуть одних под других. И хоть нынешнее время и предрасполагает к своего рода единению и патриотическим настроениями – все они по сути оказываются фикцией перед лицом реальности. Этот пресловутый патриотизм оказывается ни чем иным как попыткой небольшого круга лиц навязать свои принципы другим группам и эксплуатировать их, прикрывшись общественным благом. Мы уже давным-давно не народ, а горстка эгоистов, что кое-как взаимодействует друг с другом и находит таких же как мы в этом океане неизвестных лиц.

Бобо – это вообще кто?

Так почему же мы продолжаем так жить? Неужели нет другого выхода? Тут стоит сказать о таком социальном классе как бобо (богемная буржуазия). О ней вы можете прочесть в книге «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита». Если вкратце, то это творческая интеллигенция, которая зарабатывает деньги и ставит во главу угла творческое самовыражение. Их также называют креативным классом. Подробнее можете прочесть в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричарда Флориды. У него также есть книга «Новый кризис городов», которая в рамках нынешней статьи интересует нас намного больше. Я также писал по этой книге статью ещё в далёком 2020 году. Там целый цикл из трёх статей получился (ссылки на них в конце статьи).

Если кратко, то суть заключается в том, что в каких-то городах креативных людей больше, а в каких-то меньше. И там, где их больше – крутятся деньги и всё обустроено благополучно. Но проблема в том, что часто такие люди развивают своих детей с самого детства, отводят их в лучшие ВУЗы и уже греют для них удобное рабочие местечко. И таким образом богатые богатеют, а бедные беднеют, потому как у бедных нет столько средств для всестороннего развития. Городам же с доминирующим консерватизмом приходится не так сладко. Зачастую там скапливается чернь и люди с суровыми понятиями, которые сформированы из-за стремления выжить. То есть типичный город образца 19 века с кучей заводом и минимум развлечений, где развитие своего потенциала могут позволить лишь единицы и то навряд ли их можно сравнить с бобо проживающими в городах с более либеральной позицией. Богемная буржуазия/креативный класс – это не панацея от всех проблем, однако они делают атмосферу в городе намного лучше, облагораживая как и нравы, так и инфраструктуру.

То есть от наличия бобо в городах – выигрывают все! Даже несмотря на то, что некоторые из них преуспевают больше и формируют новую элиту с закономерным неравенством. В нашей стране подобный класс лишь зарождается. Богемно настроенные личности увы до сих пор в конфликте с буржуа традиционного типа как это было в 19 веке.

Именно французские интеллектуалы придумали образ жизни, знакомый сегодня всем. Тонкие натуры стекались в дешевые районы, где создавали художественные сообщества и движения. Поэт и художник ценились здесь выше банкира или президента. Богеме нечего было противопоставить растущему могуществу буржуа, зато они могли их шокировать. Закончив «Саламбо» — роман о Карфагене, — Флобер предсказывал, что он: «ι) вызовет раздражение у буржуа; г) шокирует чувствительных читателей; з) разозлит археологов; 4) останется непонятным для дам; 5) принесет мне репутацию педераста и каннибала. Что ж, будем надеяться». Так появился кличь: Epater les bourgeois! — война между богемой и буржуазией была объявлена.

Деятели богемы носили бороды, отращивали длинные волосы и усвоили такую манеру одеваться, что их было видно за версту — красные сорочки, испанские плащи. Они ценили подростковую культуру и всегда готовы были вписаться в какую-нибудь провокацию, эпатажную выходку или грубую шутку. Художник Эмиль Пеллетье завел себе шакала. Поэт Жерар де Нерваль прогуливался по садам Тюильри с омаром на поводке. «Он не гавкает и знает тайны глубин», — говорил он. Они воспевали разрушительную любовь к мистике и прочей чертовщине. Они часто писали о самоубийствах, а иногда и сами сводили счеты с жизнью. Они обожали новизну и нередко аплодировали экспериментам ради того только, чтобы показать свое презрение к консервативному среднему сословию.

«Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» Брукс Д.

Но лично в своём городе (Санкт-Петербург) я уже наблюдаю личностей, которые ведут себя немного по панковски (кожанки, рок, вписки, эксцентричные выходки) и при этом не забывают о благоразумии, стараясь обустраиваться, поддерживать близких и извлекать прибыль из своих творческих экспериментов. Они стремятся не столь разрушить старые нормы, сколь разнообразить их.

Я не бизнесмен, я творец, оказавшийся на поле предпринимательства

«Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» Брукс Д.

Врагов нет или всё же...

И как типичный бобо я могу вас заверить, что мы здесь не сможем обосноваться до тех пор пока деды сверху пытаются навязать нам своё понимание правильного, которое зачастую сводится к тому, что ты должен перед всеми лицемерить лишь бы другим было хорошо, а лучше и вовсе про себя забыть. И в то же время низы со своими тюремными понятиями, которые опять же сводятся к тому, чтобы ограничить способных и талантливых.

Это происходит примерно так. Фильм «Источник» снятый по рассказу Айн Рэнд, мой любимый )

Всё это приводит современное творчество к закостенелости. Если раньше мы стремились выразить себя, то теперь нас пытаются заставить угождать толпе. Поэтому ничего нового мы породить и не можем. Нам нужно отмежеваться от остального общества, чтобы вновь вести богемный образ жизни и вернутся к истокам творчества. А лучше постоянно пробовать что-то новое и путешествовать, чтобы всячески разнообразить свой жизненный опыт.

Правила полезного отдыха гласят, что отпуск должен оцениваться по результатам — чему мы научились, каких духовных и эмоциональных вершин достигли, какие незабываемые ощущения испытали. А баллы в этой игре зарабатываются лишь на неизведанных маршрутах, благодаря умению тонко ценить редкие удовольствия. Поэтому бобо тратят невероятные усилия, чтобы отмежеваться от пассивных и неизобретательных туристов, которых целыми автобусами сгружают возле главных достопримечательностей. Туристы увешаны фотоаппаратами, поэтому бобо предпочитают обходиться без них. Туристы кучкуются на главных площадях, поэтому бобо больше времени проводят на задворках, наблюдая за время препровождением настоящих местных, как правило, стариков, катающих металлические шары...

На зыбкой вершине статусного отдыха восседают те, кто проводит свой отпуск в бесконечной боли и мучениях. Речь идет о людях, которые идут форсированным маршем по горному леднику или засушливой пустыне по маршруту солдат Александра Великого, с той только разницей, что те его не выбирали, а шли под угрозой смерти. Или сидят облепленные москитами в джунглях, стараясь понять матушку-природу. Приятного в таких путешествиях мало, но трекеры из образованного класса не ищут удовольствий. Они хотят провести свой драгоценный отпуск в мучениях, которые должны способствовать их интеллектуальным и духовным прозрениям. И вот туристические компании уже развивают богом забытые направления по всему миру. И такого рода туристские приключения и экологические туры пользуются у образованного класса все большим спросом.

«Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» Брукс Д.

Поэтому людей, что как последние недолблёные дети пытаются достичь каких-то успехов ради уважения – мы не особо жалуем. Вы для нас не авторитеты и даже не объекты для подражания.

Большая часть этой книги посвящена описанию новой морали и нового этикета. У того, кто не разделяет этоса бобо, куда меньше шансов получить работу в элитных учреждениях. Или дождаться продвижения. К примеру, в начале этого века любой мог позволить себе быть расистом, антисемитом или гомофобом. Сегодня такие убеждения автоматически закроют вам путь в образованное общество. В начале века успешные самовыдвиженцы выстраивали себе нарядные замки, копируя манеры европейской аристократии. Сегодня вице-президент «Майкрософт» может построить большой дом, но, если он вознамериться отгрохать себе особняк, как у Джона Пирпонта Моргана, его сочтут напыщенным чудаком. Еще сорок лет назад гранды с удовольствием развешивали по стенам шкуры убитых ими диких зверей. Представители сегодняшнего образованного класса сочли бы это вызовом гуманистическим ценностям.

Сегодняшняя образованная элита не занимается дискриминацией отдельных групп, однако, как и любая верхушка, определяет границы допустимого. В приличное общество не будут допущены те, кто нарочито меркантилен, открыто проповедует снобизм, а также антиинтеллектуализм. По тем или иным причинам в представлении бобо следующие люди и учреждения не могут быть приличными в принципе: Дональд Трамп, Пэт Робертсон, Луис Фаррахан, Боб Гуччионе, Уэйн Ньютон, Нэнси Рейган, Аднан Хашогги, Джесси Хелмс, Джерри Спрингер, Майк Тайсон, Раш Лимбо, Филип Моррис, девелоперы, репортеры желтых изданий, открытки Hallmark, Национальная стрелковая ассоциация, рестораны Hooters.

«Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» Брукс Д.

Настоящих индивидуалистов в этой стране по пальцам сосчитай. Большинство молодых людей косит под индивидуалистов, но по сути просто пытаются быть в тренде ради того же одобрения. Всё так же продолжают жить по общественным лекалам и быть оболочкой сотканной из чужих норм и обычаев. Так что катитесь-ка со своим коллективизмом на помойку истории! Единственное, что нам мешает построить лучшую Россию – это её менталитет. У вас общество всегда стоит выше личности, которую зачастую надо загнобить, сломать, подчинить. Но настоящий художник всегда ставит своё мнение выше всего общественного. У нас индивидуализм на коллективных началах!

Свобода означает, что мужественные, воинственные и победоносные инстинкты господствуют над другими инстинктами, например над инстинктом «счастья». Освободившийся человек, тем более освободившийся ум, попирает ногами все то презренное благоденствие, о котором мечтают мелочные лавочники, христиане, коровы, женщины, англичане и прочие демократы.

Фридрих Ницше

В каком его поступке или мысли проявилось его Я? Какой была его цель в жизни? Величие — в чужих глазах. Слава, восхищение, зависть — все, что исходит от других. Другие продиктовали ему убеждения, которых он не разделял, и он удовлетворился тем, что другие верят, будто он их разделяет. Его движущей силой и главной заботой были другие. Он не хотел быть великим, лишь бы другие считали его великим. Он не хотел строить — хотел, чтобы им восхищались как строителем. Он заимствовал у других, чтобы произвести впечатление на других. Вот его самоотречение. Он предал свое Я и успокоился. Но его называют эгоистом.

— Большинство людей живет так же.

— Да! Но разве не это основа всех низких поступков? Не эгоизм, а как раз отсутствие своего Я.

Вот человек, чья единственная цель — делать деньги. Нет, я не вижу ничего дурного в стремлении к деньгам. Но деньги — только средство. Если человек добивается их для личных целей — внести в свое производство, создавать, изучать, трудиться, наслаждаться роскошью — он нравственная личность. Но те, кто ставит деньги на первое место, заходят слишком далеко. Роскоши для себя им мало. Они хотят поразить других — показать, развлечь, удивить, произвести впечатление. Все они довольствуются заёмным. Взгляни на наших так называемых носителей культуры. Лектор, который с важностью изливает заимствованные ничего не значащие, в том числе и для него самого, мыслишки, — и люди, которые слушают в полнейшем безразличии, ведь они пришли лишь для того, чтобы рассказать друзьям, что были на лекции человека с именем. Все они получают жизнь из вторых рук.

У нас даже нет слова, чтобы выразить то качество, которое я имею в виду — самодостаточность человеческого духа. Трудно назвать это эгоизмом или эгоцентризмом — слова исказили, и они стали выражать [самое низменное]. Настоящего эгоиста не может затронуть одобрение других. Он не нуждается в нём.

«Источник» Айн Рэнд

В одной из своих статей, я также предлагал решить проблему более радикальным образом – с помощью социального рейтинга, который и так уже тестируется в России. Это поможет быстро привести социум в порядок избавив его влияние от маргинальных субъектов и преступных элементов. И таким образом сделать города, да и страну в целом более привлекательной для квалифицированных кадров и вот таких вот бобо людей. Так к примеру поступила Эстония. Говорил как-то с программистом переехавшим в эту страну и до сих пор помню как он сказал: «Для людей, что любят работать и хотят спокойно жить – это просто чудесная страна. Там ещё на этапе въезда всех маргиналов отсеяли. Самая вопиющая новость в этой стране – это как один мужик ударил другого мужика по лицу из-за гнева». То есть страна хоть и небольшая, но чётко позаботилась о том, кто будет являться её гражданином. А Россия как проститутка: «Входи в меня, кто хочет!». И из-за этого мы не можем нормально выстроить отношения между собой, потому как люди изначально не те, не с теми ценностями. Выкиньте половину её граждан и она будет вдвойне эффективнее, чем сейчас!

Знаю, что сейчас подобные люди ополчатся на меня в комментариях. Оно и понятно, ведь текущий статус-кво их вполне устраивает. А мир, где каждый развивает себя и свой взгляд на вещи – им не нужен, ведь тогда и стать авторитетом в чьих-то глазах будет сложнее 😏 Толпой всегда легче управлять, чем сообществом разбитым на небольшие группы и ориентированном на развитие личности (по большей части). А уж если если эта толпа представляет из себя свору гопников для которых деньги важнее всего, то для всякого рода «менторов» и государства – это вообще отлично! Ведь можно деньги самолётиками запускать как Дуров и там внизу люди будут своих питомцев косплеить ))) Но опираясь на то, что креативный класс – это кровь постиндустриального общества, становится очевидно, что данное решение даже для сегодняшних элит не работает. Потому потенциальные кадры и люди жаждущие проявить себя – свалят при таком раскладе, какой он есть сейчас. И не говорите, что «У нас большая часть страны повязана на промышленности: добыча нефти, газа, ископаемых! А ты тут со своей богемой лезешь. Дал водку мужику и отправил работать, и перемены ему твои – нафиг сдались». Да, но те же рабочие могут быть роботизированы, что и делает сейчас Mercedes. С тем же ChatGPT уже есть интеграция. А если учесть, что Цукерберг уже делает AGI и ещё откроет его исходники, то становится очевидным, что будущее работяг не такое уж и завидное. Как в принципе и человечества в целом 😒 Дальше возможен лишь трансгуманизм. У меня на этот счёт есть отдельная статья, которую я вскоре опубликую.

Как стать эгоистом?

Это вовсе не примитивный эгоизм, ведь речь идет не о шкурных интересах или бессмысленном накопительстве. Это эгоизм высшего порядка, когда основная цель — выжать из себя по максимуму. А для этого работа должна обогащать духовно, быть полезной для общества, расширять горизонты, держать в эмоциональном тонусе, повышать самооценку, ставить все новые задачи и вообще быть душеполезной и оправдывать потраченные на нее усилия и время. Еще важно учиться. И работать в не менее крутой компании, чем ты сам. Нужно найти учреждение, максимально соответствующее твоим творческим и духовным потребностям. Когда Энн Суини обдумывала предложенный ей пост президента Disney Channel, она не заострялась на карьере или финансовом благополучии. Она спросила себя: «Та ли это работа, от которой запоет моя душа?», и решила, что да. Пиар-компания Porter Novelli, привлекая новых сотрудников, не делает акцент на банальных выгодах. Вместо этого она размещает в нескольких журналах рекламу с изображением женщины на скалистом берегу. Сверху напечатано «Чего ты хочешь?», далее идет ответ предположительно: изображенной женщины: «Я хочу сама строить свою жизнь. Хай-тек — это широкая, бурно развивающаяся сфера. Я работаю над созданием коммуникационных программ для ведущих софтверных компаний. Я учусь и строю блестящую карьеру. В будущем у меня будет свое дело. Я выросла на Западном побережье, поэтому океан всегда был моим вторым домом. Когда мне нужно что-то обдумать, я иду на океанский пляж. Мне нравится взбираться по карьерной лестнице. Каждый год моя роль становится все заметнее. Начальство поддерживает мой рост с помощью обучающих и профессиональных программ. Я столько учусь, что кажется, будто я снова стала студенткой. Я хочу поехать в Африку. Надеюсь, на следующий год. (Мне нечего бояться — у нас роскошная медицинская страховка.) Я хочу добиться максимума. Если и есть предел моим возможностям, не знаю, достигну ли я его когда-нибудь. Надеюсь, что нет»

«Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» Брукс Д.

Как я и сказал, в нынешней России мало эгоистов как таковых. Был бы здесь Ницше, то он бы сказал:

Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев

«Так говорил Заратустра» Ницше Ф.

По сути многие люди находятся на стадии верблюда, порой даже всю жизнь. Другие находят в себе силы противостоять общественным ценностям, но не приходят к гармонии с окружениям. И лишь немногие вновь смогли стать «детьми», чтобы жить по своим правилам и при этом достичь гармонии с внешним миром. Обрести «утверждение» и стать настоящим созидателем.

На просторах интернета есть один мыслитель – Арсен Маркарян. Не могу сказать, что согласен со всем, что он говорит. Но во многом его мысли могут натолкнуть вас на инсайды. Также не рекомендую делать из него очередного идола, да и разоблачения на него тоже имеются.

Как разбираться в людях. Арсен Маркарян
Как относиться к людям. Арсен Маркарян
Не Смотри На Слова, Главное Действия. Арсен Маркарян
Репутации не существует. Арсен Маркарян

Богемы

Я исхожу из того умозаключения, что если связать двух людей, которые идут в разные стороны, то никто никуда в итоге не придёт. А вот если собрать людей держащих один и тот же курс, то они может и не достигнут успеха, но точно дойдут до конца. Поэтому собирать людей в небольшие группы и жить сообща по каким-то определённым правилам – это не такая уж и плохая идея. Однако наши богемы это не то же самое, что богемы прошлых столетий. Новые технологии, удалённый формат работы и популяризация понятия digital nomad – даёт возможность обыграть нам это понятие в новых красках. Допустим в форме «Сетевого государства». То есть это сообщество по интересам, которое решилось на аренду земли с целью дальнейшего проживания. Они объединяются по какому-то одному принципу, которые сами для себя и выбрали. И образуют тем самым креативный кластер для более комфортного жилья и ведения бизнеса. И всё это скованно децентрализованными технологиями. Это будет полезно как и нам, так и всем остальным. То есть мы производим товары и услуги живя среди своих, а вы меньше испытываете влияние наших эксцентричных выходок. И никто никому не мешает. Либо же мы вернёмся к нашим прародителям вспомнив фразу Флобера «Epater les bourgeois!» и дадим обществу такое искусство, после которых речь о каких-либо нормах поведения будет в принципе невозможной.

Действительно, проповедуемые мною идеи очень похожи на те, что были представлены в книге «Титан расправил плечи» Айн Рэнд. Где ярый инженер-индивидуалист Джон Голт обосновал город для настоящих предпринимателей. Да, наши кластеры – это далеко не «Восторг». Да и конфликты, конечно, будут. Всё-таки люди есть люди. Но лучше пытаться построить свой маленький рай, чем прозябать свою жизнь в общественном аду. Когда на море шторм, то держатся за свою маленькую лодку наиболее эффективная стратегия, чем пытаться его остановить и погибнуть в её пучине. Лучше делайте свою жизнь и жизнь своих близких комфортнее, и по помогайте другим по возможности, тогда и вся страна в норме будет. И не помогайте паразитам!

«Восторг», город из игры Bioshock, где как раз-таки был наглядно показаны идеи Рэнд
«Восторг», город из игры Bioshock, где как раз-таки был наглядно показаны идеи Рэнд
Энтузиасты сделать подобное были и до этого, если что )

Бобо всех стран — соединяйся❗

Подлобошников А.С.

Вроде так что ли, как бы пафосно это не звучало. Если у вас будет желания создать «Сетевое государство», то пишите мне! У меня уже есть пару знакомых желающих попробовать эту идею на зубок.

P.S. Вот мои ранние статьи о креативном классе, но их я писал будучи под влиянием идей коммунизма. Поэтому не обращайте внимания на мой несколько радикальный тон, а также слишком подробное изложение материала.
1 часть: «Экономика как первопричина всего. Рынок в эпоху креативной экономики»
2 часть: «Культура креативной эпохи»
3 часть: «Хроника хищных городов»

P.P.S.

Децентрализованный игровой лаунчер 
Децентрализованный игровой лаунчер 

Недавно я проводил бета-тест своего игрового лаунчера, который на тот момент был площадкой по обмене данных об играх и их удобной покупке. Однако идея не взошла и летом я продолжу работу над своей изначальной целью – децентрализованным лаунчером, который будет обслуживаться самими разработчиками и AI. По большей части это эксперимент, который нужен сугубо для опыта. Не ждите от него каких-то профитов. Суть в том, чтобы разработчики смогли развернуть систему когда угодно и получать оплату практически в полном объёме. OVAL не отрицает использование других лаунчеров и не стремится заменить Steam. Если будет желание присоединится, также пишите. И, кстати, уже там я затронул идеи описанные в этой статье.

Начать дискуссию