Эксперт vs. подражатель. Как отличить?

🤔 Иногда нам нужен профессионал наивысшего качества. Это совершенно очевидно в таких чувствительных областях как здоровье, финансы, образование. Но, строго говоря, это критично во всех случаях, где результат очень важен или ошибка может стоить дорого. Например, ошибка в выборе лечащего врача или бухгалтера кажется опасней, чем при выборе ландшафтного дизайнера или парикмахера. Хотя у любого выбора есть последствия, которые мы сейчас не видим. Хорошо, что подходы к выбору эксперта/подрядчика/специалиста по большей части не зависят от области экспертизы.

Эксперт vs. подражатель. Как отличить?

👆Если вопрос для вас важен, имеет смысл потратить время и разобраться. Не все, кто умеет говорить уверенно и произносить специальные термины, являются на самом деле знатоками и обладают необходимым опытом. Даже рекомендации не всегда работают.

Как отличить эксперта от инфоцыгана, подражателя?

1. Знания подражателей поверхностны. Глубокий уровень им недоступен. Довольно часто они путаются и повторяются, когда им задаешь несколько вопросов типа «почему?». Стоит расспросить их о деталях, нетипичных случаях, альтернативных подходах. Бывает, что они не имеют глубокого понимания даже базовых идей (т.н. первых принципов). Запомните, тот, кто сам понимает, умеет объяснять понятно. Скорее всего, он уже делал это множество раз. Подлинный специалист способен спокойно обсуждать свой предмет с разных сторон и достаточно глубоко. От основ до деталей. От сомнений до альтернатив.

2. Хорошие специалисты могут объяснять сложные вещи, не прибегая к техническому жаргону. Профессионалы могут адаптировать свой словарь для неподготовленного (но заинтересованного) слушателя. Опять же, если они опытные, то они уже делали это или как минимум думали об этом. Они понимают основы глубоко, могут подобрать слова, метафоры и аналогии для объяснения. Подражатели склонны к избыточным жаргонизмам. Для них они поддержка и иллюстрация их экспертизы, и, увы, подмена ясности.

3. Подражатели расстраиваются или раздражаются, когда вам недостаточно их объяснений. Они, скорее дадут вам понять, что это вы совсем не в теме или вопрос чрезвычайно сложен для таких новичков как вы, чем попытаются довести вас до сути вопроса. Прозрачной ясности от них не получить. У экспертов такой проблемы нет. Подлинная экспертиза наработана опытом и знаниями. Ею приятно делиться и объяснять. Во всяком случае, для настоящих экспертов это не проблема. Они ценят и вопросы и любопытство неофита в своей профессиональной области.

4. Настоящим экспертам интересно рассказывать о сложных случаях, даже о своих неудачах, потому что они их преодолели и теперь готовы поделиться с вами. Имитаторы экспертности не любят рассказывать об ошибках. И не любят их признавать, потому что торгуют больше имиджем, чем реально ценными компетенциями.

5. Настоящие специалисты знают пределы своей компетенции. Их понимание имеет границы. Они их знают и указывают на них, когда это надо. Имитаторы любят представлять себя как широких экспертов, чтобы поражать воображение клиента/слушателя и продавать свои услуги как можно большему числу клиентов. Но самое опасное тут в другом. Если вы привлечете имитаторов к своему проекту, они могут не заметить, когда из области своей поверхностной компетенции, они вторгнутся в совершенно незнакомую им область. Это увеличивает ваши риски.

6. Стоит спросить эксперта об источниках его знаний. Пользуется ли он академическими источниками, реальными исследованиями или компиляцией из разных популяризаторов и чатов? Есть разница между специалистом и популяризатором. Подумайте, кто нужен в вашем случае.

Как вы отличаете эксперта от подражателя? Были ли у вас интересные находки и поучительные ошибки?

В тексте частично использованы идеи из книги Shane Parrish. Clear Thinking: Turning Ordinary Moments into Extraordinary Results.

Больше текстов в моем

11
3 комментария

про поверхность, на этом можно было уже остановиться, это и выдаёт

1
Ответить

Ну не знаю, просто не все же нужным образом знают своё дело

Ответить