Как технологии меняют нас
Мы прямо сейчас это видим, но покажу на своём примере. Дело в том, что я жутко консервативный чел, особенно если дело касается гитарного звука.
Вы знаете, что электрогитара не звучит сама по себе. Чтобы она завыла и завизжала, её нужно подключить к усилителю, усилитель к колонке, к колонке подставить микрофон, и на снятый микрофоном звук наложить эффекты — ревер, дилей и т.д.
Ламповые головы
Этой схеме уже лет 70, но ничего лучше до сих пор не придумали. И если вы считаете по-другому, просто вам не дули в спину 12-дюймовые динамики лютым панчем аккуратно перегруженного лампой звука.
И вы не ощущали, как угарно он отражается, возвращаясь к вам с задержкой и обработкой, любезно подкрученной звукорежиссёром в своей будке, чтобы вы совсем всё на сцене обоссали кипятком от восторга.
Но у схемы есть некоторый недостаток. Все эти колонки-усилители надо возить за собой. Это громко, дорого и не на всяком областном сейшене, уж не говоря про репетицию, и уже совсем не говоря про занятия дома, её реализуешь.
DSP и моделирование
По-этому придумали замену. Вместо нормального усила с кабом (колонкой) — маленький комбичек, в котором умещаются усилитель, колонка и эффекты. Это было лет 30 назад.
Примерно тогда же до индустрии докатились DSP — Digital Signal Processor, которые умели быстро считать функции Фурье и хитрые функции высоких порядков.
Чей-то разум сразу смекнул — а зачем нам таскать за собой все эти усилители-колонки, если можно смоделировать их поведение в цифре и возить лёгонький процессор со всеми эмуляциями.
Так и сделали: замоделировали вот прям полностью весь тракт — от каскадов усилителя, включая фазоинвертор, мощник и даже трансформатор, до микрофонов. Звучало это всё сначала дерьмово, потом звук стал ничего, но ощущалось дерьмово — как в галошу играешь, никакой отдачи.
Но лёгкость стала склонять музыкантов использовать процессоры даже на профессиональной сцене. Я офигел, когда Белов из Парка Горького на серьёзе играл в Line 6 POD HD.
Ну а гитарист Розенбаума специально играл в какой-то говно-проц за 2 тыщи рублей, просто чтобы звук был "как из девяностых". Ну он такой и был — плоский, вонючий говносаунд. Отлично вписывался в их пачку, правда.
А вот прям что-то крутое получилось в середине 2000-х у компании Fractal Audio, сделавшей процессор Axe Fx. Они заиспользовали бодрый военный DSP. И по звуку и по ощущениям стало прям норм, но какое-то своё норм, не как настоящая лампа с кабом. По пути они случайно создали несколько стилей музыки, звук которой ассоциируется с их процами — djent, например.
Профили и импульсы
И вот представьте теперь — Fractal написали крутой алгоритм, эмулирующий тракт. А что если использовать подход Machine Learning — когда много данных обучают алгоритм, чтобы он сигналы со входа превращал в сигналы на выходе как-то сам?
Примерно 10 лет назад это и провернули в Kemper — сделали профайлер гитарного стаффа. Берёшь настоящий усил за $4k, включаешь в колонку за $2k, снимаешь микрофоном за $1k, пропускаешь через это всё хитрый обучающий сигнал и получаешь буквально его цифровую копию — профиль.
Так можно снять самые модные усилы и сделать их правдоподобно звучащие цифровые копии, сохраняющие даже нюансы, характерные для конкретного усила. Например, если вы в поисках жира поменяли трансформаторы на дорогущие Mercury Magnetics. Ну все охренели тогда.
И пяток лет назад Neural DSP Technologies выпустили процессор Quad Cortex. Это вообще нечестно. Он реально играет и ощущается как настоящее оборудование. Динамика, характер — всё круто. Не хватает только громкости, которая зависит уже от колонок, куда вы это всё включите.
И вот я, как чел, который всю жизнь на концерты таскал свои JCM900 + 412 каб (правда, в нём 3 динамика вместо 4 — один на концерте бутылкой пробили, и каб заиграл лучше) буду снимать их нейро-модель, чтобы играть через цифровую копию своего усилителя, потому что это, блин дома удобнее.
Эту модельку добавим и в Neko. Чтобы все могли оценить мощь Marshall’а с тремя двенашками. Но об этом чуть позже.