Как технологии меняют нас

Мы прямо сейчас это видим, но покажу на своём примере. Дело в том, что я жутко консервативный чел, особенно если дело касается гитарного звука.

Это что, коллаж?!
Это что, коллаж?!

Вы знаете, что электрогитара не звучит сама по себе. Чтобы она завыла и завизжала, её нужно подключить к усилителю, усилитель к колонке, к колонке подставить микрофон, и на снятый микрофоном звук наложить эффекты — ревер, дилей и т.д.

Ламповые головы

Этой схеме уже лет 70, но ничего лучше до сих пор не придумали. И если вы считаете по-другому, просто вам не дули в спину 12-дюймовые динамики лютым панчем аккуратно перегруженного лампой звука.

Вот так двенашки дуют в спину

И вы не ощущали, как угарно он отражается, возвращаясь к вам с задержкой и обработкой, любезно подкрученной звукорежиссёром в своей будке, чтобы вы совсем всё на сцене обоссали кипятком от восторга.

Но у схемы есть некоторый недостаток. Все эти колонки-усилители надо возить за собой. Это громко, дорого и не на всяком областном сейшене, уж не говоря про репетицию, и уже совсем не говоря про занятия дома, её реализуешь.

DSP и моделирование

По-этому придумали замену. Вместо нормального усила с кабом (колонкой) — маленький комбичек, в котором умещаются усилитель, колонка и эффекты. Это было лет 30 назад.

Это как раз комбичек — заменяет всё выше-перечисленное с кучей оговорок
Это как раз комбичек — заменяет всё выше-перечисленное с кучей оговорок

Примерно тогда же до индустрии докатились DSP — Digital Signal Processor, которые умели быстро считать функции Фурье и хитрые функции высоких порядков.

Чей-то разум сразу смекнул — а зачем нам таскать за собой все эти усилители-колонки, если можно смоделировать их поведение в цифре и возить лёгонький процессор со всеми эмуляциями.

А это вот процессор от Roland, который многих удивил
А это вот процессор от Roland, который многих удивил

Так и сделали: замоделировали вот прям полностью весь тракт — от каскадов усилителя, включая фазоинвертор, мощник и даже трансформатор, до микрофонов. Звучало это всё сначала дерьмово, потом звук стал ничего, но ощущалось дерьмово — как в галошу играешь, никакой отдачи.

Но лёгкость стала склонять музыкантов использовать процессоры даже на профессиональной сцене. Я офигел, когда Белов из Парка Горького на серьёзе играл в Line 6 POD HD.

Тот самый Line 6 POD HD
Тот самый Line 6 POD HD

Ну а гитарист Розенбаума специально играл в какой-то говно-проц за 2 тыщи рублей, просто чтобы звук был "как из девяностых". Ну он такой и был — плоский, вонючий говносаунд. Отлично вписывался в их пачку, правда.

Проц за 2 тыщи рублей. Не постесняюсь этого слова — легенда
Проц за 2 тыщи рублей. Не постесняюсь этого слова — легенда

А вот прям что-то крутое получилось в середине 2000-х у компании Fractal Audio, сделавшей процессор Axe Fx. Они заиспользовали бодрый военный DSP. И по звуку и по ощущениям стало прям норм, но какое-то своё норм, не как настоящая лампа с кабом. По пути они случайно создали несколько стилей музыки, звук которой ассоциируется с их процами — djent, например.

Это Axe Fx первого поколения. Сейчас вроде третье уже
Это Axe Fx первого поколения. Сейчас вроде третье уже

Профили и импульсы

И вот представьте теперь — Fractal написали крутой алгоритм, эмулирующий тракт. А что если использовать подход Machine Learning — когда много данных обучают алгоритм, чтобы он сигналы со входа превращал в сигналы на выходе как-то сам?

Примерно 10 лет назад это и провернули в Kemper — сделали профайлер гитарного стаффа. Берёшь настоящий усил за $4k, включаешь в колонку за $2k, снимаешь микрофоном за $1k, пропускаешь через это всё хитрый обучающий сигнал и получаешь буквально его цифровую копию — профиль.

Это Kemper. Без бутылки с ним никак не разобраться
Это Kemper. Без бутылки с ним никак не разобраться

Так можно снять самые модные усилы и сделать их правдоподобно звучащие цифровые копии, сохраняющие даже нюансы, характерные для конкретного усила. Например, если вы в поисках жира поменяли трансформаторы на дорогущие Mercury Magnetics. Ну все охренели тогда.

Трансформаторы от Mercury Magnetics, чтобы сделать ваш ламповый усилитель ещё круче. Не только лишь все могут их себе позволить
Трансформаторы от Mercury Magnetics, чтобы сделать ваш ламповый усилитель ещё круче. Не только лишь все могут их себе позволить

И пяток лет назад Neural DSP Technologies выпустили процессор Quad Cortex. Это вообще нечестно. Он реально играет и ощущается как настоящее оборудование. Динамика, характер — всё круто. Не хватает только громкости, которая зависит уже от колонок, куда вы это всё включите.

Это Quad Cortex. Дорого и круто
Это Quad Cortex. Дорого и круто

И вот я, как чел, который всю жизнь на концерты таскал свои JCM900 + 412 каб (правда, в нём 3 динамика вместо 4 — один на концерте бутылкой пробили, и каб заиграл лучше) буду снимать их нейро-модель, чтобы играть через цифровую копию своего усилителя, потому что это, блин дома удобнее.

Настоящая ламповая голова всё равно огнище на концертах
Настоящая ламповая голова всё равно огнище на концертах

Эту модельку добавим и в Neko. Чтобы все могли оценить мощь Marshall’а с тремя двенашками. Но об этом чуть позже.

2
Начать дискуссию