Кибербуллинг, Олимпиада в Париже и Тома Жолли - в чем связь? Французский кейс разбирает юрист Евгений Костромин
Привет! Я Евгений Костромин, бизнес-юрист и основатель Юридического бутика ContractCreation by Kostromin®. Начинается суд по громкому делу о кибербуллинге режиссера открытия летней Олимпиады в Париже Тома Жолли и др. лиц. Разберемся, почему кейс столь громкий.
ВВОДНЫЕ - НЕ СЕЛИН ДИОН, ТАК ПРАЗДНЕСТВО
Открытие Олимпиады в Париже всем запомнилось вовсе не необычным форматом, включившим в себя не только олимпийский стадион, но и часть инфраструктуры города.
И даже не триумфальным и безупречным выступлением Селин Дион на балконе Эйфелевой башни. Между прочим, страдающей редким и неизлечимым неврологическим заболеванием, фактически не позволяющим ей использовать голос во всей её мощи.
А... фрагментом церемонии под названием "Празднество".
Конечно, вы помните неоднозначный эпизод то ли с пародией на сюжет "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, то ли со своеобразной интерпретацией Диониса, пирующего в честь олимпийских богов.
УГРОЗЫ УБИЙСТВОМ И НЕ ТОЛЬКО
Французские и другие зарубежные СМИ вчера взорвались. Заголовки - один ярче другого. И все они о судебном процессе, решение по которому может оказаться прецедентным.
7 человек предстанут перед судом за травлю в Интернете Тома Жолли и других лиц.
Режиссер, по его словам, хотел от аудитории проявления толерантности. А получил заявления об оскорблении чувств верующих, осуждение многими политиками и бизнесменами (среди них Дональд Трамп и Илон Маск), онлайн-травлю (кибербуллинг), включая преследование в соцсетях и оскорбления на почве религии и сексуальной ориентации и... угрозы убийством.
К слову, олимпийский оргкомитет принес официальные извинения в связи с эпизодом. Это не помогло. Тома Жолли пришлось обращаться в прокуратуру Парижа. И уже в октябре 2024 7 человек были задержаны на юге Франции. Теперь им грозит тюрьма.
СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ - ЕСТЬ ЛИ ГРАНЬ
После мирового "карикатурного" скандала версии 2020, повлекшего ряд убийств в том же Париже, кейс Тома Жолли снова обострил конфликт между свободой творчества и защитой чувств верующих.
Отмечу, мировые СМИ делают акцент именно на негодовании представителей конфессий. В особенности, заявляется об оскорблении чувств христиан. Последние однозначно интерпретируют фрагмент как карикатурное воспроизведение "Тайной вечери".
Интересно, что сам Тома Жолли заявляет о том, что фрагмент воспроизводит вовсе не процесс трапезы из "Тайной вечери", а некий языческий пир в честь олимпийских богов.
Эксперты в области искусства подтверждают тезис - мол, фрагмент вдохновлен картиной художника Яна ван Бейлерта "Пир богов" (фр. Le Festin des dieux).
КИБЕРБУЛЛИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ - МАСШТАБ ПОСЛЕДСТВИЙ
Снова видим, насколько искажение смысловой составляющей эстетического автономного знака (грубо говоря, результата творчества) может привести к недопониманию в обществе и даже вылиться в масштабный конфликт.
Поэтому считаю, что кейс Тома Жолли значим не только реальным шагом в борьбе с кибербуллингом, но и тем, что правовой оценке подвергается результат творчества - тот самый фрагмент церемонии.
Т.к. речь идет о Франции и потенциальной возможности доведения дела до ЕСПЧ, то национальный суд будет следовать свободе усмотрения (margin of appreciation), которой придерживается ЕСПЧ в делах о свободе творчества.
С высокой долей вероятности такая правовая оценка будет учитывать:
- предвидел ли автор то, что его произведение может привести к конфликту,
- какие задачи при создании художественного произведения были для него на первом плане (эстетические, идеологические, политические, просветительские и т.п., либо на первый план выходил призыв к совершению насильственных действий против какой-либо группы граждан).
Снова мы видим актуальность тезиса о том, что если содержательная функция превалирует над эстетической, то творец обязан осознавать свою ответственность перед обществом.
Снова мы видим своего рода растерянность - а как вообще оценить с позиции права, нарушил ли художник границы допустимого?
Но в деле Тома Жолли наступили реальные последствия в виде насильственных действий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью, поступления массовых жалоб и т.п. Суд это учтет.
Поэтому суду Парижа будет, мягко говоря, непросто - ведь общество требует сохранить столь хрупкий баланс между защитой права на свободу творчества и других прав, вступивших с ним в конфликт.
Есть над чем подумать, не так ли?)
Решаем юридические задачи бизнеса без слова "нельзя". Наш подход - грамотное управление правовыми рисками в каждой задаче.
Присоединяйтесь к моим юридическим телеграм-каналам:
Мы открыты в общении со СМИ.
Заказать юридическую услугу, обсудить партнёрство, обратиться за комментарием эксперта - щёлк сюда
Автор публикации: