Кибербуллинг, Олимпиада в Париже и Тома Жолли - в чем связь? Французский кейс разбирает юрист Евгений Костромин

О горячих юридических бизнес-событиях кратко и без инфошума - в моем телеграм-канале <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fcontractcreation&postId=1850021" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ContractCreation | Юридический консалтинг</a>
О горячих юридических бизнес-событиях кратко и без инфошума - в моем телеграм-канале ContractCreation | Юридический консалтинг

Привет! Я Евгений Костромин, бизнес-юрист и основатель Юридического бутика ContractCreation by Kostromin®. Начинается суд по громкому делу о кибербуллинге режиссера открытия летней Олимпиады в Париже Тома Жолли и др. лиц. Разберемся, почему кейс столь громкий.

ВВОДНЫЕ - НЕ СЕЛИН ДИОН, ТАК ПРАЗДНЕСТВО

Открытие Олимпиады в Париже всем запомнилось вовсе не необычным форматом, включившим в себя не только олимпийский стадион, но и часть инфраструктуры города.

И даже не триумфальным и безупречным выступлением Селин Дион на балконе Эйфелевой башни. Между прочим, страдающей редким и неизлечимым неврологическим заболеванием, фактически не позволяющим ей использовать голос во всей её мощи.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.yahoo.com%2Fentertainment%2Fceline-dion-makes-musical-comeback-221713030.html&postId=1850021" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">y!entertainment</a> 
Источник: y!entertainment 

А... фрагментом церемонии под названием "Празднество".

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.theguardian.com%2Fsport%2Farticle%2F2024%2Fjul%2F29%2Folympic-last-supper-scene-based-painting-greek-gods-art-experts&postId=1850021" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Guardian</a>
Источник: The Guardian

Конечно, вы помните неоднозначный эпизод то ли с пародией на сюжет "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, то ли со своеобразной интерпретацией Диониса, пирующего в честь олимпийских богов.

УГРОЗЫ УБИЙСТВОМ И НЕ ТОЛЬКО

Французские и другие зарубежные СМИ вчера взорвались. Заголовки - один ярче другого. И все они о судебном процессе, решение по которому может оказаться прецедентным.

7 человек предстанут перед судом за травлю в Интернете Тома Жолли и других лиц.

Режиссер, по его словам, хотел от аудитории проявления толерантности. А получил заявления об оскорблении чувств верующих, осуждение многими политиками и бизнесменами (среди них Дональд Трамп и Илон Маск), онлайн-травлю (кибербуллинг), включая преследование в соцсетях и оскорбления на почве религии и сексуальной ориентации и... угрозы убийством.

К слову, олимпийский оргкомитет принес официальные извинения в связи с эпизодом. Это не помогло. Тома Жолли пришлось обращаться в прокуратуру Парижа. И уже в октябре 2024 7 человек были задержаны на юге Франции. Теперь им грозит тюрьма.

СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ - ЕСТЬ ЛИ ГРАНЬ

После мирового "карикатурного" скандала версии 2020, повлекшего ряд убийств в том же Париже, кейс Тома Жолли снова обострил конфликт между свободой творчества и защитой чувств верующих.

Отмечу, мировые СМИ делают акцент именно на негодовании представителей конфессий. В особенности, заявляется об оскорблении чувств христиан. Последние однозначно интерпретируют фрагмент как карикатурное воспроизведение "Тайной вечери".

Интересно, что сам Тома Жолли заявляет о том, что фрагмент воспроизводит вовсе не процесс трапезы из "Тайной вечери", а некий языческий пир в честь олимпийских богов.

Ян ван Бейлерт. Пир богов 
Ян ван Бейлерт. Пир богов 

Эксперты в области искусства подтверждают тезис - мол, фрагмент вдохновлен картиной художника Яна ван Бейлерта "Пир богов" (фр. Le Festin des dieux).

КИБЕРБУЛЛИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ - МАСШТАБ ПОСЛЕДСТВИЙ

Снова видим, насколько искажение смысловой составляющей эстетического автономного знака (грубо говоря, результата творчества) может привести к недопониманию в обществе и даже вылиться в масштабный конфликт.

Поэтому считаю, что кейс Тома Жолли значим не только реальным шагом в борьбе с кибербуллингом, но и тем, что правовой оценке подвергается результат творчества - тот самый фрагмент церемонии.

Т.к. речь идет о Франции и потенциальной возможности доведения дела до ЕСПЧ, то национальный суд будет следовать свободе усмотрения (margin of appreciation), которой придерживается ЕСПЧ в делах о свободе творчества.

С высокой долей вероятности такая правовая оценка будет учитывать:

  • предвидел ли автор то, что его произведение может привести к конфликту,
  • какие задачи при создании художественного произведения были для него на первом плане (эстетические, идеологические, политические, просветительские и т.п., либо на первый план выходил призыв к совершению насильственных действий против какой-либо группы граждан).

Снова мы видим актуальность тезиса о том, что если содержательная функция превалирует над эстетической, то творец обязан осознавать свою ответственность перед обществом.

Снова мы видим своего рода растерянность - а как вообще оценить с позиции права, нарушил ли художник границы допустимого?

Но в деле Тома Жолли наступили реальные последствия в виде насильственных действий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью, поступления массовых жалоб и т.п. Суд это учтет.

Поэтому суду Парижа будет, мягко говоря, непросто - ведь общество требует сохранить столь хрупкий баланс между защитой права на свободу творчества и других прав, вступивших с ним в конфликт.

Есть над чем подумать, не так ли?)

Решаем юридические задачи бизнеса без слова "нельзя". Наш подход - грамотное управление правовыми рисками в каждой задаче.

Присоединяйтесь к моим юридическим телеграм-каналам:

Мы открыты в общении со СМИ.

Заказать юридическую услугу, обсудить партнёрство, обратиться за комментарием эксперта - щёлк сюда

Автор публикации:

Евгений Костромин
Бизнес-юрист (IP/IT, фарма), основатель Юридического бутика ContractCreation by Kostromin®
1
Начать дискуссию