Прогноз: в 2021 году стартапы променяют рекламу в Google и Facebook на «инвестиции» от блогеров
Но вряд ли тренд коснётся Россию.
Медиаменеджер и ангельский инвестор Ян Бортвик в Twitter-треде предположил, что в 2021 году возникнет бум сделок с инфлюенсерами. которые решают проблемы продвижения стартапа на ранних стадиях.
Раньше лучшим инструментом для быстрого роста была реклама в Instagram, Facebook и Google AdWords. Теперь же эти источники не приносят такого же эффекта, как раньше, потому что в них «разобрались крупные бренды» и завысили цены, говорит он.
Чтобы сэкономить на Facebook и Google, стартапы могут прибегнуть к партнерским соглашениям с создателями контента и инфлюенсерами. Но так как они немало берут за рекламу, вместо денег стартапы могут предложить долю в компании в обмен на помощь в продвижении.
Бортвик объясняет это тем, что за последние полгода у стартапов и инфлюенсеров изменилось отношение друг к другу:
- Основатели стартапов начали видеть ценность в дистрибуции, особенно при запуске продукта.
- Инфлюенсеры стали считать себя предпринимателями — они «играют вдолгую» и готовы принять за услуги 1% компании вместо денег.
Сами сделки наверняка будут отличаться от тех, что были раньше, когда компании заключали контракты с блогерами:
- Отношения между инфлюенсером и стартапом станут ближе — это будет не просто покупка рекламы у блогера, а его непосредственное участие в развитии компании.
- Блогеры смогут напрямую влиять на ценность своей доли, если они хорошо продвигают продукт и приводят новых клиентов.
- Не исключено, что без наличных денег в дополнение к акционерному капиталу не обойдётся — так блогер сможет чаще продвигать стартап.
Один из примеров такой сделки — инвестиция «королевы TikTok» Чарли Д'Амелио в «банк для подростков» Step, который предоставляет финансовые услуги детям от 13 до 18 лет.
Д'Амелио стала партнером Step в октябре 2020 года — она продвигала сервис в своих аккаунтах в TikTok и Instagram, где у нее 101,9 млн и 34,4 млн подписчиков соответственно.
Ещё один «инвестор-тиктокер» — Джош Ричардс с 22 млн подписчиков, главный стратег и инвестор Triller — американского аналога TikTok. Он инвестирует в продукты для поколения Z, например, в фитнес-сервис ClassPass, а 8 декабря стал венчурным партнером фонда Remus Capital.
Идею Бортвика по просьбе vc.ru оценил Ярослав Андреев, основатель агентства Wildjam со своей сетью блогеров. Он видит перспективы для западных проектов в двух направлениях:
- Большое промо за долю в компании — но только с «супер-блогерами».
- Под блогеров будут запускать специальных стартапы — например, игры или приложение. В этом случае в проект могут инвестировать и сами блогеры.
В России же в подобные партнерства Андреев «верит с трудом», так как «стартапов, особенно успешных, не так много, а у блогеров нет желания вкладывать в стартапы — у них желание зарабатывать с рекламы». Возможно ситуация изменится, если проектов станет много, а стартапы станут модными.
Соглашения не станут массовым сегментом и останутся лишь «штучными историями», считает он.