«В конце концов вы получите $90 млн от Facebook и пойдёте работать над корпоративными SaaS»: прогноз развития Clubhouse
Аудиосоцсеть быстро стала популярной, но всё может пойти наперекосяк. Топ-менеджер Twitch расписал возможный сценарий.
Инвестор и топ-менеджер Twitch Шаан Пури опубликовал в Twitter тред о Clubhouse.
Он описал возможное будущее сервиса и предположил, что тот потерпит неудачу. По его мнению, аудиосоцсеть не сможет как удержать пользователей, так и быстро вырасти из-за своего формата.
Похоже, все думают, что Clubhouse — next big thing, но я думаю, что он потерпит неудачу. Вот как, по моим предположениям, всё пойдёт наперекосяк. Я не хочу его провала, мир только выиграет от его успеха, но желание чего-то не означает, что это случится.
Представим, что вы — глава Clubhouse. Прежде всего — да, черт возьми, вы сделали это! Людям нравится ваше приложение, даже не так, люди ОБОЖАЮТ ваше приложение.
Инвестор Крис Сакка только что написал в личку «Поздравляю, Clubhouse просто офигенный», Навал Равикант полайкал твиты и даже Кит Рабуа (инвестор, бывший топ-менеджер PayPal и LinkedIn) сказал, что «Clubhouse не мусор».
Ощущение, что почти ежедневно в Clubhouse появляется новая знаменитость: всё начинается с технозвёзд, затем пришли игроки NBA, deadmau5, а астрофизик Нил Тайсон пишет вам с просьбой сбросить пароль, чтобы он мог снова общаться в комнатах.
Вы победитель. Фонд Andreessen Horowitz предлагает вам сделку, вас оценивают в миллиарды долларов. Вы решаете подписать документы.
Вам звонят все новостные агентства, Forbes помещает вас в список «будущих миллиардеров», TechCrunch заявляет «Будущее за аудио», Эмили Чанг приглашает поговорить в Bloomberg.
Вы одеваетесь просто, а говорите красиво: это не просто приложение для чата. Это «слуховой эскапизм». Она спрашивает, добавите ли вы видео в Clubhouse — вы делаете драматическую паузу. «Видео — это баг, а не фича!». Бум! Полный разгром!
После пресс-тура вам не терпится вернуться к работе, говорите людям, что хотите «склонить голову» — сосредоточиться на деле. Они согласны, мудрый ход.
Но вы проверяете дашборд на рабочем столе. Хм, диаграмма не такая уж «упреждающая и правильная», какой должна быть. Ежедневная активная аудитория растёт не так быстро, как несколько месяцев назад.
Хм, и скачивание приложения замедлилось. Вы обновляете страницу, вдруг график был ошибочным. Но он остаётся прежним.
Вы смотрите глубже. Удержание пользователя «проскальзывает»: это не ужасно, но новые пользователи не задерживаются в приложении так же долго, как и ранние. Вы назначаете встречу со своим ближайшим окружением.
Команда смотрит на графики, они немного обеспокоены, но все равно считают, что всё хорошо. «Нам просто нужно поговорить с нашими пользователями».
После этого выясняется, что у Clubhouse есть два совершенно разных сценария использования:
- Контент.
- Отдых (чил).
Контент — это шоу, панельные дискуссии, «разговоры у камина», вопросы и ответы, AMA (Ask me anything). Как мило — вы следующий YouTube.
За исключением того, что большая часть контента — meh (скука и безразличие), так что пользователи не задерживаются. Но ведь на любой платформе есть барахло! Давайте сосредоточимся за «золотом» контенте!
Да, есть некоторые отличные проекты, например Good Time Show или Shoot Your Shot — NYU Girls Roasting Tech Guys. Или магические моменты, когда приходит Илон Маск и прожаривает того парня из Robinhood.
Итак, вы поработали над контентом до 14-го пота. Вы разрабатываете новые функции — планировщик, инструменты для Q&A, монетизацию для авторов.
Создатели контента счастливы. Но на удержание пользователей это не влияет! Почему нет?
У вас плохой случай «Проблемы с интересом». Когда пользователь открывает Instagram, YouTube, TikTok, ему нужен «сочный» контент в течение семи секунд — или он уйдёт. Это и есть проблема интересности.
У других приложений есть миллионы порций контента на выбор, так что алгоритмы находят самое «сочное» для пользователя. Но Clubhouse работает в прямом эфире. И вам нужно что-то интересное, что происходит ПРЯМО СЕЙЧАС.
Вы говорите команде, чтобы она сосредоточилась на «первом опыте пользователя», инженеры соглашаются, но предупреждают: понятия «интересный контент» и «контент в прямом эфире» усложняют проблему не в два раза. А в 200.
Вы парируете: «Ну, Twitch же придумал, как это сделать! У них прямые эфиры, так что очевидно, что это реально!».
Инженеры предлагают вам стул и пачку одноразовых носовых платков. Вы садитесь, и они начинают объяснять.
- Авторы на Twitch находятся в прямом эфире примерно 40 часов в неделю. Ваши же лучшие ведущие делают еженедельные шоу. Максимум 3-4 часа в неделю.
- Игры облегчают создание контента. Twitch вертикально сфокусирован на игровой индустрии. Clubhouse горизонтален — вам нужен отличный контент во ВСЕХ категориях.
- На Twitch игра сохраняет контекст, неважно, когда присоединяется зритель — он смотрит на игру и понимает, что делает игрок. Это прямой эфир, но не «срочный». На Clubhouse, если присоединиться к комнате на 45 минут позже, вы пропускаете лучшие темы разговора и можете не понять, о чем говорят спикеры.
Ух, встреча завершается. Следующая — с биздевом. Вы говорите им «идти и получить лучший контент».
Это тяжело.
Создатели контента с большой аудиторией (а это хороший и проверенный контент) не хотят менять платформы. Что же они выберут — провести час в прямом эфире Clubhouse на пару тысяч человек или записать подкаст, который послушают 200 тысяч человек?
Поэтому вы предлагаете функцию записи для подкастеров. Делайте шоу в прямом эфире Clubhouse и получайте записи для своих подкастов — что может быть легче!
Вы говорите инженерам разработать запись как можно скорее, потому что она нужна была «уже вчера». В приватном канале Slack они смеются над вами, потому что эта фраза не имеет смысла.
Функцию записи выпускают. Увы, но она проваливается. Когда создатели больше заботятся о записи аудио, они перестают приглашать случайную аудиторию, веселья прямых эфиров больше нет.
А слушатели думают: «Зачем мне бежать в прямой эфир, почему бы не послушать готовый подкаст позже?».
Экстренное собрание команды — стратегия по контенту не сработала. Нужно вернуться к корням и вспомнить, что же сделало Clubhouse «волшебным» в самом начале?
Все молчат.
Вы указываете на продукт-менеджера Джо: «Что тебя зацепило в Clubhouse?». Он рассказывает: первый вечер провёл в комнате с Марком Андриссеном и парнем, который придумал хештег. Сидел до часа ночи, встретил крутых людей, там один из парней заработал на NFT $1 млн!
Вы резко стираете всё с доски и пишете Chill. Да, всё верно. Отдых. Это «социальная сеть, а не продуктивный нетворкинг».
Восстанавливаем резервную копию. Пользователи приходят просто расслабиться и пообщаться, а не создавать шоу, используют Clubhouse куда дольше. В среднем — 4 часа в день.
Проблема удержания решена!
Но оказывается, что удержание пользователей — это тоже тупик. Возвращаемость и использование приложения на отличном уровне, но рост медленный.
В этом есть смысл, ведь я прихожу в Clubhouse, чтобы завести друзей — я не собираюсь их приводить сюда.
Что в итоге:
- Отдых — медленный рост, но удержание пользователей.
- Контент — быстрый рост, но пользователи надолго не задерживаются.
Ваш проект сработал в технологическом пузыре, потому что Hype Cycle (кривая зрелости технологий) затронул множество технически подкованных людей, вы попали в критическую массу. Но вы не можете повторить эту магию в каждом сообществе.
Конец истории не такой весёлый. Рост замедляется, пользователи пользуются приложением всё реже. В конце концов вы получаете $90 млн от Facebook.
Вы проводите год в должности менеджера по голосовым продуктам Facebook, прежде чем уйти и отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии длиной в год.
Всё не так плохо, это была адская поездка и вы заработали неплохие деньги. И клянётесь до конца жизни работать над корпоративными SaaS-платформами.
Я надеюсь, что ошибаюсь. Я хочу, чтобы Clubhouse решил проблему с контентом и стал компанией с капитализацией в $50 млрд, а люди каждый год совали мне под нос этот тред. Мир будет куда веселее, если я ошибаюсь, так что я голосую за это.
Но не говорите, что я вам не говорил.