Благотворительность в России: кто и почему помогает нуждающимся
Ситуация с благотворительностью в России меняется к лучшему: люди все чаще поддерживают НКО и помогают нуждающимся в индивидуальном порядке. Рассмотрим, что происходит с фандрайзингом сегодня и как развивается тренд на благотворительность в период экономической турбулентности.
Как обстоят дела с благотворительностью в России
На протяжении последних пяти лет меняются практики участия в благотворительности: на первый план выходят онлайн-пожертвования. Исследования издания «Филантроп» показывают, что объемы пожертвований через онлайн-платформы в 2021 году выросли в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Аналитики фонда «Нужна помощь», в свою очередь, выяснили, что в 2021 году 29% участников фандрайзинга переводили средства через сайт или мобильное приложение благотворительной организации. Каждый пятый опрошенный вносил наличные на счет организации через терминал, кассу банка, квитанцией либо перечислял кешбэк или баллы в пользу НКО. В 2021 году 75% интернет-пользователей хотя бы раз участвовали в практиках, за которыми стоит работа благотворительных фондов. При этом доля постоянных платежей все еще невелика: только 13% людей поддерживают НКО ежемесячно, а количество подключенных к автоматическим пожертвованиям среди интернет-пользователей не превышает 3%.
Иностранные компании, которые переводили деньги фондам на регулярной основе, ушли с рынка или взяли тайм-аут, потому доля корпоративных пожертвований падает. В то же время растет число частных переводов — это значит, что обычные люди стали чаще отдавать свои средства.
Уровень недоверия к некоммерческим организациям в целом становится ниже. В 2021 году 39% участников опроса отметили, что недоверие к деятельности НКО может стать барьером для совершения пожертвований, — это на 10% меньше, чем в 2017 году. Такую тенденцию можно объяснить тем, что информация об организациях социальной поддержки стала более открытой и доступной.
Однако с марта 2022 года суммы сборов в общей сложности начали падать: организаторы социальных проектов отмечали снижение пожертвований вплоть до июля на 12% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Многие благотворители привыкли вносить средства с помощью Apple и Google Pay, и если не получается переводить деньги в одно касание, они часто отказываются от платежа. Также директор фонда «Жизнь как чудо» Анастасия Черепанова рассказала, что отклоненные пожертвования выросли на 39%, что может быть связано с самыми разными обстоятельствами — от недостатка средств на счету до ошибки эквайринга.
Кто и сколько жертвует на благое дело
Благотворители чаще всего выбирают фонды, которые поддерживают детей с инвалидностью, бездомных животных, малоимущих, пожилых людей и детей-сирот. Меньше всего пожертвований получают фонды, помогающие жертвам насилия, людям с ВИЧ/СПИД и заключенным. Средний чек пожертвования в 2021 году составил 800 рублей. Так, для помощи социально уязвимым группам населения в среднем переводили 1238 рублей разово и 700 рублей — на рекуррентной основе.
Фонд «Подари жизнь» составил портрет среднестатистического благотворителя: в основном это женщины (70%) в возрасте 30-–40 лет. Четверть людей, которые переводят деньги фонду, — в возрасте 41-–50 лет. 80% филантропов имеют высшее образование, постоянную работу и высокий уровень дохода.
Почему люди переводят средства
Чаще всего благотворители сочувствуют нуждающимся (58% опрошенных), стремятся изменить мир к лучшему и повлиять на решение социальных проблем (33%). Они воспринимают желание помочь как этический долг, который способствует глобальному преодолению бедности. Другие (примерно 12%) сами сталкивались с подобными проблемами в семье или среди знакомых, потому помогают родителям, у которых заболел ребенок или взрослым, оставшимся без средств к существованию. 27% привыкли помогать окружающим и считают такое поведение нормой жизни.
Почему важны регулярные пожертвования
НКО оказались в ситуации, когда количество запросов увеличивается, при этом существуют риски в плане объемов поддержки: выросла стоимость жизненно важных лекарств зарубежного производства для людей с тяжелыми заболеваниями, как и цена на питание и медикаменты для животных. Потому важны, пусть даже минимальные, но рекуррентные платежи.
Благотворители могут иметь разные мотивы для помощи представителям сферы социальной опеки, главное — переводить средства в фонды или отдельным людям на постоянной основе. Даже кажущиеся мизерными суммы, которые переводятся регулярно, спасают жизни
Международная практика показывает, что люди, как правило, отказываются жертвовать на благотворительность, если средства просит не тот человек или необходимость сбора кажется неубедительной. Просьбу о пожертвовании стоит сделать «личной» и указать конкретную сумму. В то же время благотворителям важно, чтобы им сообщали о результатах фандрайзинга или предлагали альтернативные варианты сделать доброе дело.