Кто и как помогает в развитии экотехнологий в России

Вопросы устойчивого развития остаются актуальными для российского бизнеса даже в непростые времена. Однако не всегда понятно, что и как разрабатывать стартапу, где искать поддержку и каким образом продвигать свой продукт в области экологии.

Олег Перцовский, операционный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», рассказывает, какие участники отечественного рынка способствуют девелопменту технологий для экологии и устойчивого развития, и что сейчас выходит на первое место в экологической повестке:

Как действовать экостартапу

Путь стартапа с разработками в области экологии не так сильно отличается от пути любой другой начинающей компании: он проходит все те же стадии от идеи и создания MVP до реализации пилотных проектов и тиражирования. На разных этапах развития возникают вопросы, знакомые всем другим стартапам: как понять потребность заказчика; как сформулировать концепцию продукта; как привлечь финансирование; какие люди нужны в команде; как защитить интеллектуальную собственность; какую выбрать модель коммерциализации; как сформировать стратегию выхода на рынок.

Пожалуй, главное отличие экологического стартапа в том, что ему иногда несколько сложнее сформулировать ценностное предложение для заказчика, так как не всегда речь идет о прямом экономическом эффекте от внедрения его разработки.

Экономика таких проектов может оцениваться через призму управления экологическими рисками, часто критически зависит от государственного регулирования, будь то штрафные санкции или, напротив, меры поддержки каких-то решений. Также эффект может вообще лежать в плоскости взаимодействия с разными стейкхолдерами — госорганами, сотрудниками, местными сообществами. Хотя иногда те самые неэкономические факторы, связанные с желанием компаний быть «зелеными», могут упрощать внедрение экотехнологий.

В настоящий момент федеральными и региональными институтами развития запущено множество программ, которые могут поддержать стартапы с использованием различных финансовых и нефинансовых инструментов. Это и гранты, и льготное заемное финансирование, и помощь в привлечении частных инвесторов, и поддержка патентования, и различные обучающие программы, привлечение менторов, продвижение на рынке, помощь во взаимодействии с потенциальными заказчиками. Изучить эти инструменты имеет смысл каждому стартапу, поскольку они могут заметно облегчить и ускорить его развитие.

Есть и специфические механизмы для продвижения именно экотехнологий. Я бы выделил среди них «Зеленую премию» Российского экологического оператора (РЭО) и программу поддержки внедрения технологий в области экологии и устойчивого развития GreenTech Startup Booster, которая уже 3-й год подряд проводится Фондом «Сколково» при поддержке ведущих компаний из сектора обращения коммунальных отходов, нефтегазовой отрасли, химии, электроэнергетики, металлургии, транспорта. Задачей программы является подбор, экспертиза и ускорение внедрения новых технологий по тематическим запросам от индустриальных партнеров.

При этом, будем откровенны, большинство индустриальных заказчиков часто не готовы рассматривать проекты с уровнем технической готовности ниже пятого-шестого, а иногда и позже. То есть, это должны быть решения с уже готовым экспериментальным или опытным образцом и работоспособностью, подтвержденной как минимум в лаборатории, а лучше - в условиях, приближенных к реальным. Весь путь до этого этапа приходится проходить самим, и здесь как раз могут помочь институты развития. В рамках таких программ, как, например, GreenTech Startup Booster, появляется возможность для проектов разных стадий получить обратную связь о востребованности технологий и задачах по доработке создаваемых новых решений под нужды целевых отраслей и компаний.

Олег Перцовский
Олег Перцовский

Ключевые компоненты успешного экологического стартапа

Стоит обратить внимание на несколько принципиально важных моментов, являющихся, пусть еще и недостаточными, но минимально необходимыми условиями для создания высокотехнологичного бизнеса:

  • В первую очередь, у проекта должна быть четкая концепция продукта.

Правильное понимание того, как, что и для кого делается, поможет сделать качественный продукт и предложение. Для этого нужно изучить окружение, конкурентный рынок, а также потребности и экономику потенциальных потребителей. Стартапу нужен конкурентоспособный продукт, который по каким-то параметрам лучше тех, что уже представлены. Причем лучше именно в том, что важно для целевого заказчика. То есть, нужно понять, что в новом продукте привлечет рыночного клиента. И здесь очень важно научиться эти преимущества показывать ярко и в любом формате, будь то полноценное выступление, краткий питч, презентация или статья. Это позволит избежать регулярно встречающейся ситуации, когда технологически перспективный проект не может «достучаться» до потенциального заказчика, потому что не обращается к его нуждам, а рассказывает только о себе.

  • Вторая важнейшая составляющая — команда, которая будет работать не только над технологией, но и над коммерциализацией продукта.

Инновация — это не научная разработка, а разработка, доведенная до рынка. И поэтому команда должна с самого начала включать не только разработчиков, но и тех, кто понимает технологические и бизнес-процессы будущих заказчиков, кто будет заниматься взаимодействием с инвесторами, партнерами и клиентами. Не всегда необходимо включать все компетенции именно в штат: часть задач, особенно связанных со спецификой отраслевых рынков и предприятий, можно решить за счет привлечения сторонних менторов. В этом активно помогают как институты развития, так и частные менторские клубы.

Комбинация хорошей идеи и крепкой команды дает перспективу для будущего развития проекта. Конечно, на пути «взросления» будет возникать множество других сложностей, но именно это я бы назвал минимальным набором для старта.

Эти советы универсальны для любого проекта, не исключение и проекты в сфере экологии. Они выглядят очень банальными, но по-прежнему сохраняют актуальность.

Экозапросы бизнеса

В рамках уже упоминавшейся программы GreenTech Startup Booster каждый год партнеры формируют перечень приоритетных для них технологических направлений, по которым и проводится поиск проектов. Акценты немного смещаются в зависимости от текущих приоритетов и конкретных компаний, принимающих участие в программе. Их список каждый раз корректируется, включая в себя партнеров из новых секторов.

Например, в 2022 году, помимо уже традиционных партнеров к программе присоединились такие, как Российский экологический оператор и РЖД. Это пополняет список тем, которые формулируют уже неоднократно участвовавшие в программе нефтяные, химические, электроэнергетические и металлургические компании, такие как «Газпромнефть», «Татнефть», Сибур, «Мосэнерго», «Норникель», ТМК, «Северсталь», «Хеликс» и многие другие.

На верхнем уровне акселератора определены 6 ключевых направлений, которые отражают текущие технологические запросы бизнеса из этих отраслей в сфере ESG:

1) традиционные вопросы экологии, связанные с загрязнением воздуха, воды, размещением и хранением различных отходов;

2) вопросы повышение эффективности использования различных ресурсов, в первую очередь, энергетических и водных;

3) переход на более экологически чистые энергетику и транспорт;

4) решение вопросов промышленной безопасности и охраны труда;

5) сквозная тема для всех ранее перечисленных направлений, заслуживающая отдельного упоминания — автоматизация и цифровизация процессов мониторинга, управления и прогнозирования в сфере ESG;

6) и, наконец, решения, направленные на стимулирование экологичного поведения людей и повышение их информированности в этой сфере.

В рамках каждого из этих направлений выделяются десятки тематик, актуальных для тех или иных компаний, но картинка верхнего уровня с потребностями крупных индустриальных организаций выглядит именно так.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько мнений наших партнеров, которые активно привлекают в собственное производство новые разработки и сотрудничают с со стартапами Фонда «Сколково».

Денис Буцаев, Генеральный директор ППК «Российский экологический оператор»:

«К 2030 году, согласно целям нацпроекта “Экология”, мы должны научиться сортировать все коммунальные отходы в стране, объем захораниваемых ТКО должен снизиться до 50%. Поэтому в первую очередь важно разработать инструменты, позволяющие осуществлять обработку отходов в таком объеме.

Одним из способов снижения объема отходов, направляемых на полигоны, является внедрение автоматизированных систем, основанных на искусственном интеллекте, позволяющих эффективно и в больших объемах осуществлять сортировку отходов. Нам важно понять, какие технические и программные средства позволят с максимальной точностью сортировать ТКО и выделять полезные фракции для утилизации и производства вторсырья. И это уже про экономику замкнутого цикла».

Александр Бутко, Управляющий директор ПАО «Мосэнерго»:

«Программа GreenTech Startup Booster 2021 помогла нам познакомиться с интересными инновационными решениями в направлениях снижения выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, промышленного загрязнения недр и почв и обеспечения безопасности человека на производстве. Инновационная технология по улавливанию и полезному использованию углекислого газа стала ключевым проектом, над которым сейчас ведется усиленная работа с компанией-разработчиком. Его реализация позволит получить статус первого коммерческого проекта по улавливанию углекислого газа из дымовых газов тепловой электростанции на территории России.

“Мосэнерго” — коммерческая организация, эксплуатирующая уже готовые технологии и оборудование, предлагаемые рынком. Поэтому для нас наиболее интересны проекты, связанные с повышением экономической, энергетической эффективности оборудования тепловой генерации, повышения экологической безопасности. Приоритетными характеристиками при оценке являются экономическая эффективность проекта и степень его готовности к внедрению и практическому применению на производственных объектах компании. В основном наше внимание привлекают проекты, уже имеющие опыт практического внедрения, либо те, по которым уже имеются хотя бы экспериментальные образцы. При этом мы готовы развивать и проекты с начального уровня, если прогнозируемая эффективность будет достаточно высока».

В этом году, среди партнеров программы появилась также зарубежная компания — египетская Madkour Group. Их запросы также указывают на высокий интерес к экологическим решениям в производстве, а именно, к сфере «зеленой» энергетики.

Хишам Мадкур, Исполнительный вице-президент Madkour Group:

«Мы стремимся узнать больше о передовых российских технологиях во всех областях, особенно в зеленой энергетике, которые имеют большой потенциал для импортозамещения преобладавших ранее западных технологий. Такие проекты являются наиболее конкурентоспособными с точки зрения качества продукции и экономической выгоды. Наша цель — найти наиболее подходящий стартап с апробированной технологией в области зеленой энергетики, чтобы объединить усилия и совместно разработать новую технологию в рамках Инновационного центра “Сколково”».

В завершение хочется отметить, что по итогам предыдущих этапов программы было собрано свыше 1800 заявок. Более 200 из них были очно заслушаны представителями партнеров. Многие из этих разработок находятся сегодня на различных этапах промышленного внедрения. Можно привести целый ряд рабочих кейсов, в которых благодаря эффективному взаимодействию стартапов-разработчиков и индустриальных компаний-потребителей появилась реальная возможность ускорить доработку решений под конкретные запросы заказчика и внедрить новые инновационные технологии по ускоренной процедуре.

Например, решения компаний CityAir и Видеоматрикс по мониторингу выбросов в атмосферу уже внедряются одной из крупных металлургических компаний. Разработчик систем утилизации твердых коммунальных отходов Aurora Borealis поставил узел очистки дымовых газов коксохимического цеха металлургического комбината. Компания «БФБ» реализовала с НЛМК проект укрепления грунта при строительстве дорог с использованием сталеплавильного шлака. Компания Реиннольц лаб внедряет линейку теплообменного оборудования с повышенным коэффициентом теплопередачи для энергетики, металлургии, нефтегазовой и нефтехимической отраслей. Biometric Labs запустила решения по новым методам мониторинга утечек жидкостей из трубопроводов. Sphagnum ECO выполнила проект по вертикальному озеленению на основе армированного модуля со сфагновым мхом. Компания InGener готовит к запуску пилот по очистке сточных вод, а «Реал Инвест» и «Роторно-дисковые технологии» апробируют с партнерами свои технологии по улавливанию углекислого газа.

Несмотря на любые изменения в экономике, обществе, международных отношениях, экология остается одной из важнейших проблем современности. И именно технологии (если они будут внедряться), способны решить эти проблемы. Они действительно могут обеспечить нам и следующим поколениям благоприятную среду для обитания. Поэтому начинающим компаниям не стоит бояться, что их разработки окажутся «не к месту». Нужно лишь грамотно развивать продукт, видеть свои цели и не забывать, что есть профильные организации, задача которых — оказание поддержки стартапам. К подобным организациям относятся Фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям, Корпорация «МСП» и МСП Банк, Московский инновационный кластер и целый ряд других.

66
Начать дискуссию