«Метавселенная умерла и отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её породила»
Так считает колумнист Insider Эд Зитрон. По его словам, рядом с ней скоро ляжет и Meta* — если только не сменит гендиректора.
Термин «метавселенная» появился ещё в 1990-х — в романе фантаста Нила Стивенсона «Лавина», который представлял её единством виртуальной и физической реальностей.
Саму идею эксплуатировали и до него и после, но вторую жизнь она получила в 2021 году, когда Марк Цукерберг переименовал Facebook*, которая тогда стоила $1 трлн, в Meta*. Именно с тех пор интерес техномира к метавселенной перерос в одержимость: стоило случайному предпринимателю заикнуться о «метапланах», и деньги толстосумов с Уолл-стрит уже были у него в кармане.
Правда, не прошло и трёх лет, как «здоровье» метавселенной подкосил новый «вирус» техрынка — генеративный ИИ. Как только взгляды инвесторов устремились в его сторону, излюбленная Цукербергом концепция отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её и породила.
Никто не знал, что такое метавселенная, но все в неё вкладывались
Основатель Meta* видел метавселенную интернетом будущего, в котором пользователи могли бы, как и в реальном мире, «устанавливать зрительный контакт» и «чувствовать физическое присутствие собеседника».
Очарованные поэтическими речами СМИ выпускали статьи о перспективах концепции и цитировали слова предпринимателя — что его «метавёрсом» будет пользоваться 1 млрд человек и он же будет тратить там сотни долларов.
Сама метавселенная тем временем переживала кризис идентичности. Чтобы бизнес-идея сработала, нужно понимать, какие задачи она решает, кто целевая аудитория, что она будет делать и нужно ли ей это. А у Meta*, казалось, не было даже проработанной дорожной карты.
Да, Цукерберг показал платформу виртуальной реальности Horizon Worlds, но его низкокачественные и глючные мультяшные аватары не особо походили на «интернет будущего». Он также не смог объяснить, какую выгоду получат за свои «сотни долларов», и ради чего должны будут носить громоздкую и дорогую гарнитуру Oculus, без которой в Horizon Worlds нечего делать.
Другие фирмы так до конца и не понимали, что такое метавселенная, но были уверены, что тоже должны ей заняться — чтобы «быть в тренде».
Глава Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания создаёт «корпоративную метавселенную», с которой «весь мир становится холстом для приложений». Со ставкой на метавселенную вышла на биржу игровая платформа Roblox с оценкой в $41 млрд. Шумиху быстро подхватил и криптомир, пытаясь убедить пользователей, что «ключом к освоению» виртуальных миров станут NFT.
Вместе с компаниями в игру вступили и аналитики. В Gartner прогнозировали, что уже к 2026 году 25% жителей планеты будут проводить в метавселенной как минимум час в день. WSJ пророчила безвозвратную трансформацию рынка труда. А исследователи Citi Group оценили рынок — в $13 трлн.
Пользователи не поняли, зачем им метавселенные, поэтому те начали пустовать
Все новые бизнес-идеи и рыночные прогнозы строились на безосновательных обещаниях Цукерберга, считает Зитрон. Они могли раззадорить инвесторов, но не убедили пользователей — те исследовали виртуальные миры не так часто, как хотелось бы бизнесу.
Например, Decentraland с ценой в $1,3 млрд посещало менее 40 пользователей в день. Компания заявила, что их 8000, но этого всё равно мало для «интернета будущего». Особенно когда в онлайн-игры вроде Minecraft и Fortnite ежедневно играют миллионы человек — в данном случае 3 млн и 25 млн соответственно.
Усилия Meta* тоже не увенчались успехом:
- К октябрю 2022 года Horizon Worlds посещало менее 200 тысяч активных пользователей в месяц, при целевом показателе в 500 тысяч.
- Лишь в 9% пользовательских миров заходило более 50 игроков — не одновременно, а хотя бы раз. Большинство круглосуточно пустовали.
- Horizon Worlds не нравилась даже сотрудникам Meta*. Руководству пришлось обязать их заходить туда не менее раза в неделю, чтобы помочь разработчикам доработать продукт.
На фоне экономического кризиса, а также ажиотажа вокруг генеративного ИИ жизнеспособность метавселенной оказалась под вопросом. В январе 2023-го Microsoft закрыла VR-платформу AltspaceVR и сократила 100 сотрудников отдела по развитию метапроекта. В марте метаподразделение свернула Disney, а в апреле её примеру последовала торговая сеть Walmart.
Гвоздь в крышку гроба забил сам Марк Цукерберг, пишет Зитрон. Зимой 2023 года он рассказал, что компания усилила отдел ИИ-разработок, а техдиректор Meta* заявил, что теперь большую часть времени они посвящают развитию генеративных ИИ-моделей. И это после того, как компания переименовалась в Meta*, чтобы «ассоциироваться не с соцсетью, а с метавселенной».
Если бы Цукерберг искренне интересовался развитием метавселенной, Horizon Worlds выглядела бы иначе, считает Зитрон. А если бы действительно пытался понять, как превратить её в интернет будущего, то попытался бы как минимум донести её прикладную пользу до пользователей.
Вместо этого же метавселенная стала инструментом, с помощью которого можно повлиять на стоимость акций, привлечь инвесторов и растормошить рынок. Инвесторские миллиарды долларов оказались потрачены впустую, а тысячи или даже десятки тысяч людей остались без работы.
Цукерберг ввёл всех в заблуждение, растратил десятки миллиардов долларов, обратил целый рынок в свою донкихотскую веру, а затем переобулся, как только на Уолл-стрит начала раскручиваться новая идея.
В справедливом мире его стоило бы уволить с поста гендиректора. Человек, сокративший после этого более 10 тысяч человек, не должен руководить корпорацией. Пока у руля он, у Meta* нет будущего: она будет стагнировать, а затем умрет и поляжет рядом с метавселенной.
*Meta, владеющая Facebook, признана в России экстремистской организацией и запрещена.