DingDong — продукты за 29 минут с оценкой $1 млрд
Лучший способ запустить стартап — клонировать уже успешный: награда сравнима, а рисков на порядок меньше. Смотреть лучше всего на США и Китай, две крупнейшие мировые экономики.
Западные проекты в целом понятны, менталитет ближе, да и английский знают все. А вот что-то из Китая просачивается совсем редко, а зря.
DingDong — китайский аналог «Яндекс.Лавки». В спальных районах открываются мини-склады с продуктами. Покупателей на них не пускают, зато курьеры очень быстро доставляют в пределах района. Объявленный максимум 29 минут в реальности даже быстрее.
Ассортимент небольшой, но достаточный (1700 товаров), и очень много овощей. Минимальный чек $4, доставка бесплатна, цены обычные.
Уже открыто 550 точек в 6 городах, половина находится в Шанхае, самом густонаселенном городе Китая. Пекин — второй по числу жителей, в нем закрепился конкурирующий Miss Fresh. Оборот за прошлый год $720 млн, из них $100 млн за декабрь.
Китайские метрики прекрасны:
- Маржинальность 30% до расходов на аренду, курьеров и все остальное.
- Средний чек $7,5.
- Пропадает 1–2% продуктов.
- На один склад приходится порядка 1000 заказов в день.
- Их выполняют 10 сборщиков и 20 курьеров.
- Средний пользователь совершает 2 заказа в неделю.
- 40% пользователей остаются с сервисом даже спустя 1,5 года.
10% всех заказов DingDong приходит из Ele.me (китайского Delivery Club), и эта доля растет. Общая система лояльности и маркетинг — все как положено.
Более того, курьеры Ele.me помогают с доставкой в часы пик — они отличаются от времени ужинов и обедов. А внутри собственного приложения кроме заказа продуктов можно выбрать рецепт — и сразу купить ингредиенты.
Компания запустилась в 2014 и занималась сначала совсем другим бизнесом. Пробовала построить локальную социальную сеть (а-ля NextDoor или «Яндекс.Районы»), предлагая в ней локальные же o2o-сервисы: объявления, уборка квартир от партнеров, доставка продуктов из чужих магазинов, местная барахолка.
В 2017 поняли, что лучше всего летит именно доставка продуктов — только доставлять надо из своих магазинов, максимизируя маржу. Отказались от всего остального, переименовали компанию — и оцениваются теперь в более чем $1 млрд.
Похожий MissFresh запустился в 2014, но сразу с правильной бизнес-моделью. За все время привлек $1,3 млрд — можно считать, что оценка $3–5 млрд. Большие ритейлеры (Hema не в счет) хоть и экспериментируют с доставкой, но пока только обычной (с большого склада, с большим минимальным заказом и на следующий день).
Как минимум, можно сделать вывод, что бизнес-модель — не winner-takes-all в масштабах страны, и нового игрока вполне можно запускать в отдельном городе вроде Липецка или Воронежа.
Я пишу о стратегии и инвестициях на примере Китая в Facebook и в Telegram-канале, подписывайтесь.