Команда Go Ahead провела исследование сегмента бытовой техники и электроники. Помимо трендов рынка и точек роста приложений, проанализировали пользовательское поведение жителей Казахстана. Делимся результатами собственного опроса в статье.Команда Go Ahead выбрала сегмент бытовой техники и электроники не случайно. Он лидер по выручке и среднему чеку среди всего рынка E-commerce. Мы проанализировали 14 сайтов и мобильных приложений — в выборку вошли игроки из списка Forbes «45 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана в 2023 году», которые торгуют бытовой техникой и электроникой. Казахстанский рынок еще на пути к единому пониманию пользовательского опыта и эффективного продвижения продуктов. В этом исследовании мы подсветили лучшие практики на рынке и показали ориентиры для роста. Арина Щедрина, Researcher в Go MobileПортрет онлайн-покупателейСамая многочисленная аудитория сервисов по продаже техники и электроники — люди 36–45 лет. На нее приходится 30% всех пользователей.По половому признаку покупатели делятся почти ровно — 45% мужчин и 55% женщин. Если смотреть на род деятельности, то значительная часть приходится на специалистов, фрилансеров и рабочих. Они занимают 2/3 от всего числа пользователей.Главная причина покупки техники — поломка текущейБольшинство жителей Казахстана приобретают товары, когда появляется в этом нужда. Менее популярные варианты — необходимость покупки из-за отсутствия техники, в качестве подарка и обновление устройства из-за срока службы. Причем в 97% случаев респонденты делают выбор в пользу новой техники, а не б/у. А 62% остаются верны тому же бренду, что был у них ранее.Экономия времени и сил — главный фактор выбора покупок онлайн67% респондентов выбирают онлайн-шопинг, чтобы не тратить свои ресурсы на походы по магазинам. Не менее важным фактором для пользователей стала возможность сравнить предложения и найти наиболее выгодный вариант. Одинаковый процент приходится на низкие цены и разнообразный ассортимент. А наименее значимой причиной онлайн-покупки оказалась возможность сразу установить технику. Ее выбрали лишь 5% респондентов.Основной барьер для покупателей — отсутствие возможности заранее проверить качество товараУ многих респондентов возникает недоверие к онлайн-покупкам из-за боязни получить некачественный или неоригинальный товар. Это беспокоит 51% пользователей.Также выделили топ-3 барьера для онлайна-заказа, связанные с доставкой:17% недовольны долгим временем доставки;14% — стоимостью доставки;9% — минимальной стоимостью заказа.Мобильное приложение — основной канал онлайн-покупок7 из 10 человек предпочитают покупать технику в мобильном приложении. Более того, заказывая товары через браузер, бoльшая часть пользователеи совершает покупки с помощью смартфона, а не ПК или ноутбука. И только 12% юзеров используют соцсети для онлайн-шопинга бытовой техники и электроники. Вероятнее всего, это связано с неудобством ознакомления со всем ассортиментом.Интернет-магазины по продаже бытовой техники и электроники вызывают больше доверия, чем маркетплейсыРеспонденты выделили следующие преимущества маркетплейсов:Удобные приложения и сайты;Широкий ассортимент;Выгодные предложения;Хороший сервис доставки.Несмотря на плюсы, каждый пятый опрошенный больше доверяет интернет-магазинам крупных торговых сетей. Этот аспект имеет ключевое значение перед покупкой товаров.Положительные отзывы — главный внешний фактор выбора сервисаК внешним факторам относятся параметры, не зависящие от работы самого сервиса. Так 62% респондентов полагаются на положительные отзывы при покупке онлайн. Поэтому магазинам важно работать над обратной связью о товаре на различных площадках. А также необходимо давать возможность оставлять отзывы на доставленную электронику. Еще из внешних факторов опрошенные выделили собственный позитивный опыт покупок в магазине (45%) и рекомендации от знакомых (32%).Широкий ассортимент — главный внутренний фактор выбора сервисаВнутренние факторы зависят от параметров работы сервиса. Разнообразие товаров играет одну из главных ролей при выборе магазина — это отметили 50% респондентов. Им важно, чтобы ассортимент площадки мог закрыть все потребности при выборе бытовой техники и электроники. Также сильно влияют удобство приложения / сайта (45%), скорость доставки (44%) и наличие акций (43%). На 3 покупки в кредит или рассрочку приходятся 2, оплаченные сразуПо результатам опроса такой способ оплаты выбирают 60% пользователей. Это связано с высокой стоимостью товаров. 10 из 12 сервисов предлагают пользователям купить товары в рассрочку или кредит. В своей креативной коммуникации игроки также активно подсвечивают это УТП.Пользователи в среднем совершают 2 покупки техники и электроники в год80% респондентов покупают бытовую технику и электронику до 5 раз в год. Больше 10 покупок совершают лишь 5% респондентов. Такая небольшая частота объясняется дороговизной товаров и долгим сроком их службы.Смартфоны — самая популярная категория товаров для онлайн-покупкиТакже часто приобретают бытовую технику для дома и кухни, гаджеты, наушники, смарт-часы, умные колонки и прочее. Аксессуары для смартфонов замыкают пятерку самых популярных категорий товаров, купленных онлайн. Переходите по ссылке, чтобы ознакомиться с другими выводами о рынке бытовой техники и электроники в Казахстане. А также узнайте, кто стал лидером в номинациях «Лучшее приложение», «Лучший сайт» и «Лучший сервис».Индустриальный партнер: ЦАРА, МАУИнформационные партнеры: Tribune, ICT Magazine, Optimism.kz, The Tech