Почему российские компании стали одними из самых технологичных в мире и какие IT-решения нас ждут в будущем
Привет, меня зовут Александр Троицкий. Я директор по IT-продуктам в студии интерактивного дизайна Akademia. В моем направлении мы работаем над улучшением бизнес-процессов и внедрением технологий, я решил сделать срез по тому, как цифровизируются компании в России, что уже применяют и что будет происходить дальше.
Как Россия стала одним из флагманов цифровизации
В последние годы в России цифровизация набирает обороты, что неудивительно. На мой взгляд, всё началось с банков — они первыми начали активно внедрять технологии, которые заметно упростили работу и повысили эффективность. За ними подтянулись компании из других отраслей, которые понимают весь профит происходящего.
Основная причина такого бума — глобальный тренд на цифровизацию. В какой-то момент стало ясно: проще и рентабельнее интегрировать новые технологии, чем пытаться масштабироваться за счёт увеличения штата или других ресурсов. Цифра позволяет бизнесу работать быстрее, гибче и экономить на многих процессах, поэтому всё больше компаний начали переходить на технологические рельсы.
У нас не было огромного легаси, как у многих других стран, и это дало фору, пришлось строить систему с нуля. Когда технологии типа NFC только начинали появляться, мы быстро внедрили терминалы. Помните, как в 2019 году Apple презентовал возможность выпускать виртуальные карты на телефоне? В Штатах это вызвало вау-эффект, когда как у нас это уже успело стать частью повседневности.
Многие страны, особенно в Европе, сталкиваются с проблемами старых систем. У них до сих пор стоят терминалы, где нужна физическая карта и сложно перейти на что-то новое. В России всё получилось быстрее и проще, потому что не было необходимости работать с огромным количеством устаревшего кода. Тот редкий случай, когда лучше позже, но лучше.
Конечно, есть страны, которые в чём-то нас опережают. В целом Азия с её суперапами, как WeChat в Китае или GRAB в Малайзии и других странах ЮВА, где можно сделать всё — от заказа еды до покупки билетов в одном приложении. Но и мы движемся в том же направлении и во многом идем с ними ноздря в ноздрю.
Самые технологичные компании: что уже внедрили и что можно докрутить
Российские финтех-сервисы занимают топовые позиции в мире с точки зрения качества и удобства для пользователей. Возможность использования «мобильного офиса» — выполнения всех банковских операций без посещения физического офиса банка как одно из жирных тому доказательств. Тот же выпуск новой карты с доставкой на дом можно оформить через приложение, как заказ еды из ресторана. Во многих странах например в Германии, некоторые банковские операции всё ещё требуют физического присутствия или использования устаревших методов аутентификации: одноразовый код может прийти заказным письмом.
Трансформация финтех-компаний и расширение сервисов
Когда IT-компании и сервисные компании вырастают до серьезных масштабов, они эволюционируют в многофункциональных игроков. Основные примеры:
Цифровизация крупного бизнеса и минимизация рисков
Цифровизация всё глубже проникает в крупный бизнес, особенно в ритейл. ВкусВилл используют камеры и чат-боты, чтобы оптимизировать поставки, минимизировать риски просрочки и уменьшить количество выбрасываемых товаров. Это помогает держать баланс между качеством и объёмом поставок.
X5 Retail Group и Магнит. Эти крупные ритейлеры активно внедряют IT-решения, чтобы лучше управлять рисками и повышать эффективность. Например, они используют CRM-системы и программы лояльности, чтобы лучше понимать, чего хотят их клиенты и предлагать им ��ерсонализированные предложения. Это помогает избегать массовых скидок, что повышает лояльность клиентов.
Коллабы и дополнительные услуги
Многие компании находят альтернативные источники заработка, используя коллаборации с другими сервисами для продажи дополнительных услуг, и часто зарабатывают они именно на этом. Например, авиаперевозчики они создают свои программы лояльности, которые позволяют зарабатывать мили не только за перелеты, но и за бронирование отелей. S7 договорились с Яндексом и в подписке Яндекс плюс можно оформить дополнительную опцию, благодаря которой можно получать дополнительные преференции у S7, при этом, Яндексу. Или кобрендинговые карты — совместную программа банка с одной либо несколькими компаниями, которая позволяет при ее использовании получать скидки или бонусы от компаний-партнеров.
СБЕР + Аэрофлот, в результате такого коллаба, расплачиваясь картой СБЕРА вы копите мили Аэрофлот.
Из более бытового — фитнес-клубы. Они часто предоставляют скидки на программы доставки питания. Думаю, примеров подобных коллабораций вы вспомните массу.
А что по малому бизнесу: добавить тепла в бездушную цифру
Малый бизнес в России, занимающийся перепродажей, крафтовым производством или в сфере услуг, часто сталкивается с проблемой стоимости внедрения технологий. Но немногие собственники понимают: адаптировав практики крупных компаний под свои нужды, можно значительно улучшить эффективность работы. CRM-система, правильно настроенная под потребности малого бизнеса, помогает создавать персонализированные предложения и улучшать сервис. Например, на основании истории посещения салона, сделать отбивку клиенту с предложением повторить его любимую услугу сразу с предложением окон для записи у его мастера.
С развитием цифровизации многие пользователи теряют ощущение личного взаимодействия с бизнесом. Создание персонализированных коммуникаций с клиентами, использование триггерных рассылок и настройка правильной CRM-системы помогают бизнесу восстановить этот контакт. Человек хочет покупать у человека, а не у бездушной витрины.
Что будет дальше
Нейросети меняют ландшафт бизнес-процессов. Они упрощают работу, минимизируют затраты и ускоряют процессы. Например, малым бизнесам больше не нужно тратиться на дизайнеров и копирайтеров — достаточно «скормить» нейросети данные и она сама создаст упаковку или текст для продукта. Но конечно здесь речь идет о специалистах «средней руки» и бизнесах, которым «и так сойдет», крутых профессионалов нейронки заменить не смогут.
Все эти кейсы с афишами и креативом, что создавали нейросетки, вызывали только волну хейта и усмешек. Большая часть тех, кто пишет код, выросли на Айзеке Азимове, на Рэй Брэдбери и прочих писателях-фантастах, которые не раз поднимали тему порабощения человечества искусственным интеллектом.
Но есть прекрасная шутка: на заре научной фантастики мы думали, что роботы будут делать всю сложную работу, а люди заниматься творчеством в свое удовольствие и развиваться. Что-то пошло не так, получилось ровно наоборот. Нейросетки рисуют картины и пишут музыку. Опираясь на наши представления в прошлом, мы доподлинно не можем предсказать, куда это все повернется. Поэтому не факт, что все приведет к развитию, вариант с тем, что ИИ начнет деградировать, тоже возможен.
Для компаний, которые управляют несколькими направлениями, становятся важными дашборды и системы аналитики. С их помощью можно собрать данные со всех подразделений и видеть общую картину бизнеса. Например, если один сегмент компании вырос на 20%, это может показаться значительным достижением, но дашборд покажет, насколько это реально влияет на общие доходы.
Бизнесы, которые начинают с одного продукта, как, например, Яндекс с поисковиком, со временем превращаются в мультигигантов, занимающихся почти всем — от такси до банковских услуг. Чтобы управлять таким титаном, нужно отслеживать все процессы, а для этого дашборды и системы аналитики просто незаменимы.
И это не только про гигантов — даже маленький бизнес, вроде обжарщиков кофе, которые решили открыть кофейню. Получается уже два разных бизнеса с разными процессами внутри под эгидой одного менеджмента. И когда это несколько направлений, невозможно удержать в голове все цифры и информацию. Сводная аналитика и удобные дашборды помогают не теряться в цифрах и принимать правильные решения, чтобы продолжать расти и держать фокус сразу на нескольких бизнес-юнитах.
Поделитесь, продуктами каких компаний вам уже нравится пользоваться, и что хотелось бы внедрить, но у нас пока этого нет?