Сервис «Мои субсидии» - это один из наиболее популярных государственных сервисов среди жителей и предпринимателей Республики Татарстан.
Сервис является единой платформой, объединяющей различные меры государственной поддержки для малых и средних предприятий, частных фермеров и граждан.Мы активно используем данные, которые уже есть у государства, включая базы ФНС и ЕФРСБ, выписки из Росреестра и многие другие источники.
Большинство информации сервис получает автоматически через профиль пользователя на Госуслугах, что делает возможным подачу заявок на гранты и субсидии онлайн, исключая необходимость дополнительной верификации, а также посещения государственных учреждений, ожидания в очередях и сбора множества бумажных документов.
«Мои субсидии» - востребованный сервис: в 2024 году наши пользователи подали свыше 47 тысяч заявок на общую сумму 2 миллиарда рублей, а с момента запуска сервиса было оформлено более 220 тысяч заявлений на сумму 16 миллиардов рублей.
Миграция на «ГосТех» - как это было?
Популярность сервиса не осталась незамеченной на федеральном уровне, и в 2023 году при поддержке заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко стартовал перевод сервиса «Мои субсидии» на платформу «ГосТех».
Что такое ЕЦП «ГосТех»?
ЕЦП «ГосТех» – это облачная платформа для создания государственных информационных систем (ГИС) и цифровых сервисов, разработанная в рамках реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» государственной программы «Информационное общество», целью которого является создание суверенного интернета.
Кроме обеспечения технологической независимости в условиях нестабильности мировой обстановки, ЕЦП «ГосТех» также решает проблему дублирования сервисов - в каждом регионе нашей страны существуют свои системы со схожим функционалом, предоставляющие услуги населению.
ЕЦП «ГосТех» призван стать единой централизованнойплатформой, обеспечивающей высокое качество предоставления государственных услуг.
После соблюдения процедур и оформления всех необходимых бумаг мы приступили к активной работе.
Перед нами стояли 3 амбициозные задачи:
- «Подогнать» сервис под уникальный технологический стек платформы «ГосТех»;
- Перенести данные наших пользователей в новое хранилище S3;
- Сделать сервис мультитенантным - для изолированного обслуживания пользователей из разных регионов страны (ключевая особенность платформы «ГосТех»).
Мы придали большое значение тому, чтобы размещение сервиса на платформе «ГосТех» прошло максимально гладко и безболезненно для наших пользователей - они не должны были столкнуться с ухудшением качества обслуживания или потерей своих данных. Также нам было важно сохранить внутреннюю «кухню» сервиса - актуальность системы управления запросами в СМЭВ и статусами внутреннего скоринга заявлений.
И если адаптацию к уникальному технологическому стеку платформы можно рассматривать как типовую задачу, включающую изменение индексации справочников, переход на новые библиотеки авторизации и отказ от использования очередей Kafka в пользу API-gateway по REST, то перенос данных в новое хранилище S3 - действительно сложная и порой пугающая задача.
Важным моментом стало то, что в период активной фазы «переезда», мы приняли осознанное решение не отключать сервис.
Наши пользователи продолжали ежедневно решать свои задачи, а мы - свои.
Когда мы перенесли все разработку на внутренние инструменты платформы «ГосТех», наше хранилище S3 пробило 2 ТБ, а количество ежедневных запросов в СМЭВ перевалило за 10 тысяч.
Нам нужно было перенести все данные в новое хранилище S3, и учитывая ответственность, возложенную на нас как на государственный сервис, мы решили двигаться консервативно:
— организовали и настроили защищенный канал передачи данных;
— определили объем исторических данных в S3;
— загрузили эти данные в новое хранилище S3 на платформе «ГосТех»;
— настроили ежедневный подсчет и выгрузку инкремента до полного перехода на платформу «ГосТех».
Эти решения сильно ограничивали нас, но в итоге позволили сервису продолжать работу и подготовиться к официальному запуску на платформе «ГосТех» без потерь.
Сегодня «Мои субсидии» - это первый региональный сервис подобного масштаба, запущенный на платформе «ГосТех».
Мы активно развиваемся, и сейчас перед нами стоит задача сделать сервис мультитенантным - мы получаем предложения о внедрении из разных регионов страны, и это подтверждает нашу решимость быть первопроходцами в этой области!
Хотим выразить особую благодарность командам ФКУ «ГосТех» и ПАО «Сбербанк за открытость, своевременную помощь и экспертизу.