Личный опыт. Как выстроить систему коммуникаций на удалёнке: сервисы и структура

Команда Пачки работает дистанционно с самого основания. Показываем, как на практике выглядят наши коммуникации

Личный опыт. Как выстроить систему коммуникаций на удалёнке: сервисы и структура

Добро пожаловать в виртуальный офис команды Пачки! Если бы он был настоящим, скорее всего это был бы опенспейс с десятком переговорок разных размеров и множеством кабинетов для индивидуальной работы. И ещё в нём непременно была бы своя кофейня.

Расскажем о структуре команды, чтобы вы понимали, какие именно сотрудники участвуют в коммуникации.

Команда управления продуктом

Тут надо сказать, что конкретной команды с иерархией и полномочиями нет — это скорее группа людей, показавшая со временем, что обладает нужными компетенциями. В эту команду входят старшие партнёры компании, в том числе сооснователь Пачки Гриша Любачёв — у него, кстати, есть свой блог на vc.ru, где он рассказывает об управлении продуктом.

К этой же команде относится руководитель продукта. Но в нашем случае его основная работа — помощь с внедрением Пачки в крупные сетевые бизнес-проекты (своего рода B2B2B).

Команда разработки

Плоть IT-продукта — команда разработки. В нашем случае она состоит из стандартных команд:

  • Backend
  • Frontend (web)
  • Frontend (mobile с делением по операционным системам)
  • Тестировщики

Команда клиентского успеха

Эта команда — результат совсем недавних внутренних преобразований. Подробнее о том, как мы пришли к команде клиентского успеха и что изменилось, рассказывает в этом материале наш сооснователь Гриша.

Что важно для нас сейчас: в этой команде нет должностей или функций, но есть задачи, инструменты и компетенции сотрудников. Список компетенций можно представить примерно так:

  • Текстовый контент (блог, сайт, медиа, креативы и база знаний)
  • CustDev (исследование клиентов)
  • Дизайн (весь коммуникационный дизайн)
  • Мультимедиа (видео и анимация для SMM)
  • Трафик (контекст, таргет и так далее)
  • Аналитик Олег (веб-аналитика)
  • Продуктовая аналитика
  • Поддержка клиентов (кстати, в этом материале мы подробно писали о том, как она работает)
  • Работа с медиа (организация публикаций и упоминаний)
  • Управление медиапроектами

Каждый сотрудник обладает несколькими компетенциями. Команды у нас текучие, поэтому, например, маркетолог из стратегической группы может участвовать в процессах контент-команды, а SMM — помогать с созданием креативов для платной рекламы. Более того, ребята из команды клиентского успеха помогают разработчикам делать свою работу качественнее с точки зрения маркетинга, а разработка, например, подключается к технически сложным элементам платного трафика и так далее.

Команда управления продуктом выступает центром, связывающим другие команды. Но по небольшим совместным задачам клиентский успех и разработка могут самоорганизоваться без участия партнёров.

Какими инструментами пользуемся

  • Мессенджер (и немного таск-менеджер): мобильная CRM Пачка.
  • Совместная работа: задачи и проекты — Notion, тексты — Google Документы и Dropbox (единого стандарта нет, кому как удобнее), обсуждение кода — Gitlab.
  • Видеосвязь: небольшие созвоны — Skype, общие конференции — Whereby.

Как происходит коммуникация

Работа над новой задачей начинается с набора команды. Обычно это своего рода клич в чате или целенаправленное приглашение конкретного человека. Команда может быть как кроссплатформенная, включающая Backend, Frontend (обе мобильные платформы), так и замкнутая на одну платформу. Например, доработка, которая затрагивает только один раздел разработки. Такие же процессы происходят и в команде клиентского успеха, но там больше индивидуальных задач.

Собрав команду, лидер создаёт отдельный чат в мессенджере и страницу в Notion. Иногда хватает чего-то одного — в зависимости от задачи.

Со временем общение в чатах становится твоей второй природой: учишься передавать интонации текстом, излагать мысль короче и чётче. Хотя, на мой взгляд, лаконичностью лучше тоже не увлекаться: лучше, когда коммуникация чрезмерная, чем когда её не хватило и люди не так друг друга поняли.

В какой-то момент оказывается, что даже в чатах у каждого члена команды есть свой характер, который отлично просачивается и через текстовые сообщения, есть свои привычки. Кто-то ставит реакции к сообщениям часто, кто-то никогда не ставит. С кем-то можно долго переписываться на какую-то тему, кто-то предпочитает созвониться, а с другими хватает пары сообщений.

Александра Крупская, Маркетолог Пачки

Чаты и каналы

Чаты условно делятся на несколько разных типов.

Под задачу, у которой есть конец

В них — привычный всем формат обсуждения, близкий к публичному чату любого мессенджера. Брейншторм всеми участниками, споры, торг, принятие. Нет человека, который решает за всех. Продавить своё видение может абсолютно кто угодно. Когда задача выполнена, чат больше не нужен.

На самом деле чаты не всегда «умирают» после окончания работы над задачей, и это плохо. Даже когда фича закончена и выпущена, в чат продолжают писать (баги, доработки). За полгода таких чатов скапливается приличное количество. Из-за этого нет ощущения законченности, будто мы так что-то и не доделали.

Владислав Бакуров,

Android-разработчик Пачки

Под конкретный процесс

Они тоже бывают разные: командные (например, чат команды клиентского успеха, чат авторов контента и пр.) или межкомандные (общий чат, где обсуждаются вопросы продукта в целом, чат, посвящённый закупкам, и т.д.).

Ну и, как в обычной жизни, есть несколько чатов, которые возникли стихийно и спонтанно, но всё ещё живы.

Личные

Это диалоги двух конкретных сотрудников, а не разговоры на личные темы. Они нужны, когда у сотрудника индивидуальная задача или нет потребности создавать новый чат, писать сообщения в чате задачи, а проще уточнить напрямую. Особенно если нужен оперативный ответ.

Так как переписок на личные темы в нашей системе коммуникаций нет, то проблем особо не возникает. Лишь иногда, когда хочется найти упавший вниз постоянный чат, приходится напрягать память и пользоваться поиском. А что касается личных тем, то у нас есть чат для обсуждения офтопа, но он один. Обычно, чтобы пообщаться на личные темы, сотрудники используют персональные мессенджеры и соцсети.

Григорий Любачёв,

Сооснователь Пачки

Каналы

Каналы в нашем мессенджере реализованы по принципу каналов в Telegram: один человек пишет, остальные читают и могут ставить реакции. Мы используем этот инструмент, чтобы информировать о процессах в разных командах (например, у нас есть канал, где наши SMM и PR делятся успехами Пачки в медиасфере, есть канал с результатами общения с пользователями и пр.).

Примерная модель чатов и каналов в команде Пачки
Примерная модель чатов и каналов в команде Пачки

Как видно, чатов и каналов очень много. Каждый сотрудник состоит минимум в 7, не считая персональных бесед и чатов по текущим задачам и процессам, которых тоже может быть порядка 5. Чатов у команды управления продуктом ещё больше.

Структура выглядит пугающе, но в этом есть определённая системность. С непривычки может быть тяжело, но со временем чувствуешь преимущество такой коммуникации над офлайн-общением в офисе.

Большой плюс: информация не теряется. Конечно, многое в ленте сообщений пропадает, но всегда можно найти. Нет такого, что ты обсудил какой-то вопрос у кофемашины, забыл половину по дороге к своему рабочему месту и сделал всё не так. Даже если пропустил какое-то важное обсуждение — перечитываешь сообщения, пересматриваешь записи разговоров, и ты снова в курсе происходящего. После года такого опыта я бы и в офисе с радостью общалась бы по рабочим вопросам с коллегами через мессенджеры, хотя это и звучит слегка неловко.

Александра Крупская, Маркетолог Пачки

Созвоны

Если есть потребность в небольшом созвоне, мы используем Skype. Большие созвоны (демонстрации и обсуждения результатов работы) проходят в нашей комнате в Whereby.

Инициатором небольшого созвона может быть кто угодно. Обычно он пишет в чат: «Предлагаю созвониться завтра и обсудить то-то. В 12 всем удобно?», и мы договариваемся пообщаться. Обычно укладываемся в 30-60 минут.

Раз в 2 недели у нас демонстрация итогов цикла: собирается почти весь коллектив, лидеры команд представляют результаты своей работы и отвечают на вопросы коллег.

Обсуждение итогов цикла
Обсуждение итогов цикла

Лайфхак: если на звонке могут присутствовать не все, запишите созвон на видео или сформулируйте письменно его итоги, а затем скиньте эту запись тем, кого не было.

Совместная работа

Для нас Notion — это уютное изолированное пространство команды, в котором фиксируется вся работа от «ничего нет» до «ушло в продакшн». В Notion записываются все важные решения из обсуждений в чате и на созвонах: макеты экранов, логика работы — всё что угодно.

В Notion работать очень удобно. Особенно круто, что, включаясь в команду, новому участнику не придётся читать сотни сообщений в чате. Достаточно будет пробежаться глазами по главной странице.

Владислав Бакуров,

Android-разработчик Пачки

Notion довольно гибок и позволяет создавать доски и вложенные сущности внутри страницы-карточки. Так мы можем красиво разбить по платформам информацию, не сваливая всё в одну кучу и при этом ничего не теряя. Зайдя на страницу задачи, любой может оценить, на каком этапе работа.

Ещё один удобный инструмент — закреплённые заметки в чатах Пачки. В них пишем правила чата и другую важную информацию.

В команде разработчиков для обсуждения конкретных моментов реализации кода мы используем возможности комментирования кода (code review), которые предоставляет сервис Gitlab. Там мы храним весь исходный код проекта, он позволяет работать над одним проектом одновременно нескольким разработчикам. Можно разделять код проекта на различные ветки, в которых одни разработчики не могут сломать код своих коллег. Мы проверяем код друг друга на ошибки и проблемы реализации. После одобрения другими участниками команды новый код попадает в продакшн, и клиенты получают доступ к новым функциям.

Максим Индыков, Технический директор Пачки

Как мы к этому пришли

Мы начинали в Telegram, параллельно пробуя всякие решения для совместной работы типа Basecamp. Так как команда была маленькой, а задач мы не ставили, довольно долго нам хватало пары чатов в Telegram.

Мы почти сразу начали делать собственный мессенджер, а когда он окреп, перебрались туда. Это позволило очень быстро поправить большинство багов. До сих пор мы все рабочие переписки ведём там. Иногда для общения с внешними партнерами используем Telegram и почту.

Году в 2015 мы добавили в мессенджер папки для чатов. Было удобно, но ими пользовались только мы, поэтому при обновлении системы их убрали. Сейчас думаем вернуть обратно, но в более простой реализации.

Для созвонов долгое время использовали Skype. Были периоды, когда он был совсем плох, но созвонов у нас немного, поэтому не парились. Пробовали и Zoom, но в итоге для больших видеоконференций остановились на Whereby. Он больше подходит нам по духу, и там участники могут эффектно взаимодействовать со спикером, не перебивая его.

Из интересного внутри компании: почта вообще не используется. HR, Бухгалтер и все-все-все пользуются Пачкой. Внутри компании с помощью почты сотрудники только логинятся в нашем мессенджере.

Самый большой плюс — мы постоянно работаем над прозрачностью коммуникаций внутри команды. Цель — сделать так, чтобы все были в одном информационном потоке. Сейчас учимся подробно заполнять доски в Notion — так любой человек из разработки может зайти и увидеть, чем занят коллега из маркетинга, и наоборот. Даже текст, который я пишу сейчас — открытая задача в Notion, которую видят все.

Из минусов могу выделить сам инструмент Notion, а точнее его интерфейс. Иногда он вводит в заблуждение, и некоторые штуки не продуманы. Например, если делать там канбан-доску с большим количеством карточек и этапов, то для того, чтобы увидеть последний этап, надо спуститься вниз по доске и долго крутить её вправо к последнему этапу.

Андрей Лучицкий, Руководитель продукта Пачки

С годами мы пришли к тому, что скорее всего нет какой-то универсальной архитектуры коммуникации. Процессы эволюционируют, команды трансформируются, появляются новые инструменты, и мы меняемся.

Мы не готовы претендовать на то, что наша схема — самая правильная. Но надеемся, этот опыт поможет вам успешно перейти на удалёнку или улучшить дистанционную работу.

Если у вас есть свой «рецепт» коммуникаций на удалёнке или вы используете какие-то крутые инструменты, о которых мы не знаем, расскажите в комментариях, нам интересен ваш опыт.

Кстати, мы уже писали несколько интересных текстов об удалёнке. Возможно, вам будет интересно, как сделать удалёнку комфортной, или перед вами стоит задача организовать приём сотрудника на дистанте, или вам нужно отправить команду по домам и для этого заключить с ними допсоглашение — об этом рассказываем в наших материалах.

1313
4 комментария

Пытался найти хотя бы один полезный инсайт, прочитал всю статью, но не смог.

Ответить

Вы счастливый человек, если разложенная по полочкам система коммуникаций в полностью удалённой команде не является для вас полезным инсайтом) Многие компании сейчас страдают от того, что не понимают, как организоваться на удалёнке, чтобы не страдала эффективность. Именно для них мы постарались описать наш опыт и поделиться готовой структурой) Кстати, если вас меньше интересует структура удалённой работы, а больше беспокоят психологические аспекты, возможно, вам будет интересен этот материал https://vc.ru/hr/152419-ugaday-gde-ya-ya-doma-kak-sdelat-distancionnuyu-rabotu-komfortnoy-sovety-psihoterapevta-i-udalenshchika-so-stazhem - здесь психотерапевт и удалёнщик со стажем рассказывают, как сделать работу на дистанте комфортной.

1
Ответить

Как можно работать в 2020 году без crm?...

Ответить

У нас нет отдела продаж, поэтому в классическом понимании CRM нам не нужна. Мы делаем упор на общении с действующими клиентами - пользователями нашего ПО. Если интересно, наш сооснователь Гриша писал в своём блоге на VC о том, как работает наша система взаимоотношений с клиентами https://vc.ru/marketing/164418-prodazhi-bez-otdela-prodazh-chto-takoe-komanda-klientskogo-uspeha-i-kak-my-k-etomu-prishli

Ответить