Современный подход к организации зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов в Республике Татарстан

В данной статье Центр цифровой трансформации расскажет о мониторинге охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.

Эффективное управление охотничьими ресурсами зависит от точных и достоверных данных о запасах животных. Оценка численности и плотности охотничьих ресурсов необходима для мониторинга состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания, и в целях определения допустимого количества их изъятия. Исследование пространственного распределения особей позволяет выявить места концентрации и пути миграции животных и птиц. На основе этих данных разрабатываются охотхозяйственные мероприятия, направленные на регулирование численности и сохранение популяций животных. Кроме того, оперативное реагирование на изменения в численности и распространения диких животных позволяет своевременно принимать меры по предотвращению негативных последствий и поддержанию устойчивого использования охотничьих ресурсов.

Одним из способов мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания является метод зимнего маршрутного учета (ЗМУ). ЗМУ проводится ежегодно в зимний период для оценки состояния популяций зверей (лося, косуль, кабана, благородного оленя, пятнистого оленя, рыси, волка, лисицы, корсака, куниц, хорей, горностая, белок, зайцев) и птиц (рябчика, тетерева, глухарей, куропаток). Результаты проведенного ЗМУ используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, при принятии решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.

Современный подход к организации зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов в Республике Татарстан

Фактически, ЗМУ – это полевые работы по подсчету на определенном маршруте следов зверей на снегу и визуальная регистрация птиц на территориях с устойчивым снежным покровом.

При прохождении учетного маршрута учитываются следы зверей, оставленные ими в течение последних 20 - 28 часов, и увиденные птицы. Учет проводится в один или два дня. В первый день учета на учетном маршруте осуществляется затирка всех следов зверей.

Во второй день учета на учетном маршруте в ведомости отмечается количество вновь появившихся следов зверей, пересекающих учетный маршрут, и видовая принадлежность таких следов, а также на схему учетного маршрута наносятся условные обозначения пересечения следов зверей в местах их пересечения с учетным маршрутом по группам категорий среды обитания («лес», «поле», «болото»).

Учет птиц на маршруте ведется визуально дважды: в день затирки и в день учета. В ведомости отмечается вид птиц и расстояние до них.

Раньше планирование, сопровождение, контроль ЗМУ проводился вручную, без использования современных технологий.

Вот как это происходило в Республике Татарстан:

Учетчики сами формировали маршруты учета, не было общей схемы маршрутной сети, что мешало провести оценку того, как расположены маршруты относительно друг друга. Далее учетчики сдавали вручную заполненные ведомости ЗМУ в Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам (далее – Комитет). Сотрудники Комитета проводили ручную обработку ведомостей ЗМУ, и, в случае их соответствия методике, вносили данные из ведомостей в электронные таблицы и рассчитывали численность охотничьих ресурсов.

Если же обнаруживались ошибки или нарушения методики учета, учетчикам приходилось перепроходить маршруты. Из-за большого объема проходимых маршрутов и большой продолжительности учетов, учетчикам было необходимо неоднократно приезжать в Казань для сдачи учетных материалов. Некоторые охотпользователи откладывали сдачу ведомостей ЗМУ до конца учетных работ. В случае обнаружения в них ошибок, у охотпользователей не оставалось времени на повторное прохождение маршрутов, что зачастую приводило к забраковке материалов учетов по отдельным хозяйствам.

Ведомости ЗМУ хранились только в бумажном виде, что затрудняло их хранение и дальнейшее использование.

Такой ручной и трудозатратный процесс учета животных и обработки материалов учетов приводил к недоучету численности некоторых видов охотничьих ресурсов и задержкам в обработке данных, чем и была обусловлена необходимость нового подхода к организации и проведения учетов.

С 2021 года в Республике Татарстан в целях проведения зимнего маршрутного учета внедрен программный комплекс планирования, сопровождения, контроля и автоматизированной обработки данных ЗМУ (далее - ПК ЗМУ).

Программный комплекс позволяет планировать и хранить информацию о размещении исследуемых территорий и маршрутов учета в границах региона, проверять соответствие маршрутов требованиям, утвержденным методическим указаниям, вводить данные учета и включать их в ведомости зимнего маршрутного учета, автоматизировано обрабатывать треки фактического прохождения маршрутов, обеспечивает расчет фактической протяженности и автоматическое формирование ведомостей, которые затем подлежат сдаче в контрольно-надзорные органы.

Внедрение ПК ЗМУ позволило автоматизировать работу Комитета, значительно сократить время и трудозатраты на проведение учетов. Но организация работы ПК ЗМУ требовала ежегодной покупки и настройки соответствующего модуля, что значительно отвлекало Комитет и государственного заказчика на проведение организационных процедур.

Учитывая данные обстоятельства и появление на рынке новых предложений по организации ЗМУ, в 2024 году для Комитета была развернута информационно-аналитическая система «Животной мир». Новая система предоставляет больше функциональных возможностей при реализации ЗМУ, в частности она позволяет осуществлять проектирование учетных маршрутов с использованием единой экономической картографической основы, что позволяет делать измерения на карте (рассчитать площадь и расстояние).

Внедренная в 2021 г. автоматизация процессов проведения зимнего маршрутного учета вывела отрасль использования охотничьих ресурсов в Республике Татарстан на новый уровень:

- оптимизирован процесс отправки учетных ведомостей (теперь учетчики загружают данные в информационную систему), отпала необходимость в личном посещении комитета, что увеличивает скорость работы;

- повысилась эффективность учета животных. Информационная система автоматизирует формирование исследуемых территорий, учетных маршрутов и отчетности, сокращая время на эти процессы. Она проверяет соответствие маршрутов и территорий методическим требованиям, улучшая их планирование и исключая ошибки;

- повысилась достоверность и точность данных: автоматические расчеты исключают субъективность и человеческие ошибки, гарантируя достоверность данных. Система выявляет нарушения (нарушения времени, фальсификацию прохождения маршрута и др. параметры), предотвращая неточности;

- появилась высокая скорость отчетности: автоматические расчеты и формирование отчетности без участия человека экономят время и устраняют ошибки. Блок анализа позволяет отслеживать динамику численности охотничьих ресурсов, необходимые для планирования биотехнических мероприятий;

- появился доступ к информации и анализ данных: хранение материалов учета за каждый год и ретроспективный доступ к ним упрощают анализ и помогают в принятии решений. Обеспечение доступа к данным позволяет анализировать их и принимать оперативные решения.

Развернутая в 2024 г. в Республике Татарстан ИАС «Животный мир» значительно повысит качество организации зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов. В перспективе, с дальнейшим развитием и интеграцией дополнительных функций, таких как использование более продвинутых картографических инструментов и данных о состоянии экосистем, «Животный мир» может стать важным инструментом в процессе комплексного управления природными ресурсами и повышения эффективности экологического мониторинга Республики Татарстан.

11
Начать дискуссию