DM.ТОИР: мобильное приложение и учет материалов для ремонта в «1С»
Вопрос о том, как снизить себестоимость технического обслуживания и ремонтов (ТОИР) без ущерба для их качества, актуален для любых предприятий, работа которых напрямую зависит от состояния оборудования, зданий, сооружений и других основных фондов (ОФ). Ответ вы найдете в нашей сегодняшней статье.
Мы расскажем о простом мобильном решении для автоматизации учета ТОИР в «1С», которое поможет поддерживать работоспособность ОФ с минимальными затратами времени и средств.
Бесконтрольно расходуются материалы для ремонта: что с этим делать
Увеличение расходов на ремонт и обслуживание основных фондов — распространенная проблема предприятий, где учет затраченных материалов до сих пор ведут вручную. Чем больше ОФ на балансе, тем выше эти издержки.
Если мобильная бригада выезжает на объект ремонта с блокнотами и ручками, никто не сможет проконтролировать:
- были обходчики на точке или нет;
- все ли оборудование проверено;
- сколько на самом деле потрачено материалов и запчастей на ремонт.
Чтобы ресурсы предприятия расходовались строго по назначению, все процессы ТОИР, начиная от фиксации дефекта и до его устранения, должны быть прозрачными и контролируемыми. А для этого нужна автоматизированная система управления ремонтами, состоящая из двух основных инструментов:
- Информационная система. Подойдет любая программа (например, «1С:ERP»), в которой можно вести учет объектов эксплуатации и материалов, поступающих на их содержание.
- Мобильный ТОИР. Чтобы полностью контролировать в «1С» ТОИР и расход материалов, сотрудников нужно снабдить мобильными устройствами со специализированным приложением. Можно использовать терминал сбора данных (ТСД) или смартфон на Android. В качестве ПО подойдет российский программный продукт из линейки DataMobile — DM.ТОИР. Он разработан нами в «Компании Сканпорт» специально для мобильных обходчиков и ремонтных бригад.
Мобильный «1С» ТОИР заменяет собой бумажные ведомости и блокноты. Информация о состоянии оборудования и затраченных материалах фиксируется в приложении, а затем автоматически выгружается в учетную программу. Сотрудникам не нужно вручную переносить данные с «бумажек» в «1С», что исключает вероятность ошибок из-за человеческого фактора и позволяет сэкономить более 50 % времени.
Кому выгодно вести учет ТОИР в «1С:ERP»
Возможностей описанной выше системы достаточно, чтобы полностью «оцифровать» в «1С» ТОИР на предприятии любого масштаба, в том числе:
- В нефтегазовой промышленности и энергетике. На балансе много оборудования и сооружений, которые требуют регулярных проверок и ремонта.
- В сфере IT-аутсорсинга. Такие компании обслуживают сотни единиц компьютерной и оргтехники ежедневно, поэтому необходим автоматизированный учет затраченного времени и материалов.
- Заводов, производящих технологически сложные изделия (спецтехника, автомобили, самолеты) и выполняющих их обслуживание (постгарантийное и сервисное).
Программа «1С:ERP» идеально подходит для автоматизации ТОИР в любой из перечисленных сфер. В ней можно создавать спецификации на ремонтные работы, вести учет объектов ОФ, составлять технологические карты, рассчитывать потребность в материалах и др. А мобильный софт из линейки DataMobile — DM.ТОИР собирает данные по месту нахождения объекта и передает их в «1С:ERP». В систему попадает точная и актуальная информация прямо «с полей»: в каком состоянии техника, какие дефекты обнаружены и работы необходимы.
Восемь функций DM.ТОИР, которые сокращают издержки на ремонтные работы
DM.ТОИР — готовое решение для автоматизации, устанавливается на любые мобильные устройства с ОС Android. Можно приобрести бессрочную лицензию или подписку в сервисе DMcloud на срок от 1 месяца. Использование этого софта в синхронизации с «1С:ERP» помогает снизить трудозатраты на ТОИР и сократить себестоимость ремонтов минимум на 15 %. Рассмотрим 8 функций приложения, которые позволяют достичь такого эффекта.
1. Идентификация объекта ремонта по штрих-коду или NFC-метке.
Эта функция ускоряет процесс поиска нужного объекта (или конкретного узла). Пользователь ТСД считывает штрих-код и получает необходимую информацию: тип основного средства, инвентарный номер, дату выпуска и др. Для считывания штрих-кодов понадобится терминал на Android со встроенным сканером.
2. Поддержка всех справочников и документов из «1С» (ТОИР).
После интеграции с «1С» в мобильное приложение можно загружать:
- заказы на ремонт;
- справочники объектов эксплуатации и их узлов;
- виды дефектов;
- материалы для ремонта;
- список пользователей;
- типы ремонтов, связи с материалами.
Информация передается автоматически в соответствии с настройками.
3. Работа по чек-листу. Это технологическая карта, которая содержит последовательность действий для каждого процесса ТОИР. Чек-лист заранее создается в «1С» и выгружается в приложение на ТСД. Можно настроить подтверждение выполненных действий.
4. Фиксация дефектов. Обнаруженную неисправность можно отобразить в карточке объекта прямо в процессе осмотра. Информация (включая фото дефекта) мгновенно направляется в систему, создается заявка на ремонт. Исключен риск потери данных и путаницы в документах. Период между фиксацией дефекта и его устранением сокращается в разы.
5. Регистрация наработки. Прямо на ТСД обходчик может создать новый документ для конкретного объекта, ввести показатели датчиков и значения наработки (например, километраж для автомобиля). Информация используется для анализа состояния оборудования и планирования ТОИР.
6. Контроль действий сотрудников мобильных бригад и обходчиков. Перед началом работы оператор нажимает кнопку «Начать ремонт». Затем выполняет все действия согласно технологической карте (чек-листу), указывает количество затраченных материалов, делает фото объекта ремонта и закрывает документ. В системе легко отследить, когда мобильная бригада начала и завершила работу.
7. Учет и управление материалами в зависимости от типа ТОИР в «1С». Ремонт может быть плановым и срочным. Во втором случае сотрудник самостоятельно выбирает тип работ в зависимости от выявленного дефекта. В документе автоматически отображается список необходимых материалов, связанных с этим типом ремонта (связь заранее настраивается в «1С:ERP»). Cотрудник перед ремонтом может взять только необходимые материалы, исходя из информации о ремонте, таким образом оптимизируя расходы материалов.
8. Отправка данных о ТОИР в «1С:ERP» в режиме офлайн и онлайн. DataMobile интегрируется с «1С» с помощью специальных обработок, доступных для скачивания на нашем сайте. Офлайн-обмен осуществляется по USB-кабелю, через FTP-сервер или «Яндекс.Диск». Для работы в режиме онлайн используется REST-обмен через HTTP-сервер (на нем публикуется база «1С»).
Как вести учет материалов для ТОИР в «1С: ERP» и мобильном приложении DM.ТОИР
Рассмотрим подробнее, как контролировать в «1С» ТОИР и учитывать материалы, потраченные на ремонт. Для начала нужно выгрузить информацию из «1С:ERP» в приложение на ТСД.
Отсортируем материалы по виду номенклатуры и нажмем соответствующую кнопку.
Заходим в мобильное приложение и нажимаем «Загрузить данные».
Информация актуализирована, можно приступать к ремонту. Соответствующий документ для работы можно получить двумя способами. Первый — загрузить готовый заказ-наряд из «1С» (ТОИР).
Второй — самостоятельно создать с нуля в мобильном приложении DM.ТОИР так:
1. Отсканировать штрих-код (NFC-метку) с объекта ремонта или найти вручную в справочнике.
2. В карточке выбрать позицию «Ремонт».
3. В открывшейся форме нового документа нажать кнопку «Начать ремонт».
4. Выполнить все шаги чек-листа.
5. Добавить фото и комментарий (при необходимости).
6. Завершить задание.
При выборе типа ремонта в нижней части документа отображается связанный с ним список материалов. При нажатии на строку откроется форма ввода количества затраченных ресурсов.
Если объем израсходованных материалов совпадает с плановым, строка подсвечивается зеленым цветом, если потрачено больше — красным. Это стандартный вариант.
Но для учета израсходованных «ресурсов» доступен еще один сценарий — с настройкой «Получение материалов перед ремонтом». В этом случае при создании документа появляется окно сканирования.
Чтобы подобрать на складе нужное количество комплектующих, работник мобильной бригады считывает с них штрих-коды (NFC-метки) или ищет соответствующие позиции в справочнике, вручную указывая количество. После получения материалов нажимает «Продолжить».
Такой вариант учета позволяет усилить контроль за расходованием ресурсов. Можно легко отследить, сколько запчастей и материалов мобильная бригада взяла с собой на объект.
Выгруженные в «1С:ERP» данные добавляются в типовой документ «Заказ на ремонт». На его основании в системе списываются затраченные материалы. Пользователю нужно только заполнить шапку документа, остальная информация подгружается автоматически.
Себестоимость ремонтных работ снижается за счет сокращения трудозатрат и контроля за расходованием ресурсов на ТОИР в «1С». Таким образом можно оптимизировать и другие капиталоемкие процессы, получив существенную экономию.
На канале вы найдете много практических материалов о доступных решениях автоматизации для вашего бизнеса. Подписывайтесь!